Коррекция внимания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 00:06, дипломная работа

Описание работы

Цель: определить направленность деятельности учителя, влияющую на коррекцию внимания младших школьников. Задачи:
Изучить литературу по проблеме исследования.
Раскрыть понятие внимания, особенности его развития у младших школьников.
Описать возрастные особенности детей младшего

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития внимания детей младшего школьного возраста
1.1.Понятие внимания.
1.2.Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1.3.Пути воспитания внимания младших школьников учителем
1.4.Нетрадиционные методы коррекции младших школьников
ГЛАВА 2. Процесс развития внимания младших школьников в классе КРО
2.1. Описание исследования
2.2. Методы изучения внимания младших школьников
2.3. Анализ данных констатирующего эксперимента
2.4. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников в классе КРО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМКА.doc

— 663.00 Кб (Скачать файл)

 

Рассматривая и анализируя сводные табличные данные до и после применения формирующих и развивающих упражнений по вниманию, мы можем наблюдать, что уровень концентрации внимания как среди девочек, так и среди мальчиков возрос, т.к. показатели «высокого уровня» по сравнению с первым этапом повысились в 8 – 16% раз.

Уровень устойчивости внимания, также увеличился после применения комплекса развивающих внимания упражнений, так показатели «высокого уровня» возросли в 2,5 – 16%, но следует отметить, что изменения устойчивости внимания произошли больше всего у девочек, чем у мальчиков того же возраста.

Итак, мы провели психодиагностические методы и упражнения на развитие внимания в ходе обучения детей младшего школьного возраста в классе КРО. Подобное исследование по развитию внимания у младших школьников помогает лучше понять и определить уровень развития внимания у каждого конкретного ребенка, выделить детей «группы риска» - тех, у кого могут возникнуть проблемы в учебной деятельности и определить дальнейшую индивидуально-коррекционную учебно-педагогическую деятельность, как педагогов, так и психологов.

Исходя из анализа полученных данных, мы можем выделить детей нуждающихся в более подробном обследовании внимания, например, учащиеся, у которых по методике корректурная проба Бурдона имеется большое количество пропусков в пробе и маленькая производительной по устойчивости внимания. Следует выполнять задания и упражнения на развитие переключаемости и распределения внимания, т.к. все свойства внимания значительно развиваются в результате тренировки и в самоуправлении деятельности ребенка. Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Поэтому и рекомендуется любую учебную информацию давать ребенку в игровой форме. В то же время у ребенка нужно постепенно развивать способность делать усилия, и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими.

Применение технических средств обучения, как аудиовизуальных средств обучения также приводит к повышению качества концентрации внимания, повышают интерес к учебному материалу. Возможность использования игровой деятельности позволяет обеспечивать естественную мотивацию знаний, сделать интересным и осмысленным даже самый элементарный материал. Именно использование игровых приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования по развитию внимания у младших школьников показали, что проблема является актуальной. Внимание в жизни и деятельности учащихся выполняет много разных функций, оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.  В ходе процесса обучения по данным исследования важную роль играет учитель во время обучения младших школьников.

Ученика в равной степени  может заинтересовать любой предмет, его внимание легко перескакивает  с одного объекта на другой. В  результате ребенок может не слышать, что говорит учитель на уроке, или же уловить только начало задания, которое ему дается, не заметить происходящего вокруг. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим вниманием. Сам ребенок не может преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием, что и делает учитель в процессе всего обучения в классе КРО. В первую очередь нужно выявить уровень внимания, а затем подобрать такие методики, которые направлены именно на коррекцию внимания.

Бесспорно, что от уровня внимания зависят общеучебные умения и навыки. В связи с изменением уровня внимания учащихся изменялась и мотивация детей к обучению, следовательно и возрастает качество знаний.

Быстрых результатов  при проведении работы по формированию внимания, а следовательно и роста качества знаний у детей ждать не приходится. Это достигается долгим и упорным трудом. Но использование нестандартных игр, заданий, упражнений оказывают положительное влияние на развитие внимания и повышение уровня общеучебных умений и навыков учащихся.

Таким образом, подтвердилось предположение, что если будут использоваться методы наблюдения и будут устанавливаться причинно – следственные связи в процессе коррекции внимания у детей, то дидактические игры и комплексы упражнений, применяемые учителем будут, эффективны в коррекции внимания детей младшего школьного возраста класса КРО.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Коррекция внимания младших школьников