Коррекция внимания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 00:06, дипломная работа

Описание работы

Цель: определить направленность деятельности учителя, влияющую на коррекцию внимания младших школьников. Задачи:
Изучить литературу по проблеме исследования.
Раскрыть понятие внимания, особенности его развития у младших школьников.
Описать возрастные особенности детей младшего

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития внимания детей младшего школьного возраста
1.1.Понятие внимания.
1.2.Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1.3.Пути воспитания внимания младших школьников учителем
1.4.Нетрадиционные методы коррекции младших школьников
ГЛАВА 2. Процесс развития внимания младших школьников в классе КРО
2.1. Описание исследования
2.2. Методы изучения внимания младших школьников
2.3. Анализ данных констатирующего эксперимента
2.4. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников в классе КРО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМКА.doc

— 663.00 Кб (Скачать файл)

Солнечные лучи стимулируют работу шишковидного тела. Под воздействием солнечных лучей эта железа вырабатывает мелатонин гормон, влияющий на многие функции организма, например, сон.

Синтония- лечение воздействием света на глаза — используется более 60 лет в области оптометрии для восстановления многих функций зрения. Нарушение функции зрения влияет на общую работоспособность  поведение человека, на академическую успеваемость. В результате лечения выявлены существенные показатели улучшения зрения. Большинство пациентов отметили улучшение эмоционального состояния снижение гиперфункции ослабление напряжения более терпимое отношение критика и разногласиям. У 75% улучшилась академическая успеваемость, 40% почувствовали значительное облегчение при письме.

Наиболее частой причиной, вызывающей депрессию, аффективные расстройства является недостаток солнечного света в зимние месяцы, особенно для жителей северных регионов. В настоящее время световая терапия достигла значительных успехов. Исследования в этой области показали, что вызванная воздействием света выработка организмом мелатонина уменьшает симптомы депрессии.

Гелиотерапия- лечение светом, прием солнечных ванн. При таком лечении ребенок должен быть внимательным, чтобы не навредить себе. Солнечные лучи включают в себя инфракрасное (тепловое) излучение, видимое излучение и ультрафиолетовые волны  длинно- , средне- и коротковолнового диапазона. Инфракрасное тепловое излучение несет на Землю тепло.

Коротковолновое ультрафиолетовое излучение обладает резко выраженной физиологической активностью и способностью к стерилизации практически полностью поглощается в озоновом слое земной атмосферы.

Интенсивность излучения зависит  от положения Солнца над горизонтом — от географической широты, времени года и суток, от состояния атмосферы (туман и тучи задерживают до 50% ультрафиолетовых и до 25% инфракрасных лучей, дым и пыль на 40—50% уменьшают интенсивность солнечного излучения). Поэтому курорты не располагаются в промышленных зонах, а промышленные предприятия не строят на курортах, за исключением предприятий местной промышленности,

Гелиотерапия проводится на пляжах, в специально оборудованных соляриях, под навесами и зонтами, лежа (на кушетке, топчане, раскладушке). Голова должна находиться в тени, на глазах солнцезащитные очки.

Продолжительность солнечных ванн зависит от времени года, времени суток и неодинакова для различных географических широт. Оптимальное время для сеансов гелиотерапии в утренние или вечерние часы — с 9 до 11 часов утром и с 16 до 18 часов вечером. Первые сеансы проводят в течение 3—5 минут, постепенно увеличивая длительность процедуры до 10—20 минут.

Критерий — покраснение кожи (эритема), которое должно быть легким и не вызывать болезненность. С появлением загара длительность процедуры увеличивается. Но не стоит находиться часами под солнцем из-за опасности получения солнечного или теплового удара. Солнечные ванны могут быть суммарной, рассеянной или ослабленной радиации.

Суммарная радиация — это когда  вы находитесь под прямыми солнечными лучами, ванны рассеянной радиации проводят в облачные дни, а ослабленной — сеанс гелиотерапии проводится под специальным решетчатым навесом. Продолжительность процедуры гелиотерапии рассеянной или ослабленной радиации в два раза больше, чем при ванне суммарной радиации.

При проведении гелиотерапии следует учитывать не только прямое солнечное излучение. На организм человека оказывает влияние рассеянное излучение от небосвода, Рассеянное излучение действует даже в условиях неба, затянутого тучами и облаками. Часть излучения отражается от поверхности Земли и различных объектов, расположенных на ней, — от зданий и строений. Считают, что рассеянное излучение составляет до 60% прямого солнечного излучения, а отраженное до 30%.

Кроме интенсивности излучения, перечисленные  факторы влияют на спектральный состав солнечных лучей. В южных широтах ультрафиолетовое излучение в солнечном спектре достигает 5% летом с 10 до 11 часов (в северных широтах — с 11 до 12 часов), В утренние часы ультрафиолетовые лучи составляют до 1% в спектральной плотности излучения. Зимой в северных широтах наступает «ультрафиолетовая ночь» ультрафиолет практически отсутствует в спектральной плотности излучения.

Лечебные физиологические эффекты гелиотерапии обусловлены сочетанным воздействием на организм инфракрасного, видимого и ультрафиолетового частей спектра солнечного излучения. При приеме солнечных ванн физиологические воздействия на организм инфракрасных и ультрафиолетовых лучей взаимно ослабляются.

Пребывание под солнечными лучами проявляется покраснением кожи в результате повышения кровенаполнение в ней, а через несколько часов проявляется эритема — покраснение кожи в результате действия на нее ультрафиолетовой части спектра. Спустя некоторое время покраснение уменьшается, появляется загар — пигментация кожи как защитная реакция организма на действие солнца.

Пигментация кожи, повышенная выработка меланина — снижает количество солнечной энергии, проникающей в организм. Ультрафиолет вызывает разрушение белков кожи с образованием органических веществ, которые снижают воздействие солнечной радиации. Повышенная теплоотдача путем испарения препятствует перегреванию организма.

Длительное пребывание на солнце способствует обезвоживанию КОЖИ, приводит к образованию складок и морщин. Под влиянием солнца вырабатывается витамин D, активизируется работа печени и нервной системы происходит не просто стимуляция центральной нервной системы — под влиянием солнечного излучения уравновешиваются процессы торможения и возбуждения, что улучшает состояние организма, его реактивность.

Водолечение (гидротерапия)

Гидротерапия — один из разделов физиотерапии — применение воды в профилактических и лечебных целях. Первые сведения о водолечении мы находим в письменах на санскрите шеститысячелетней давности, позже — в трудах Гиппократа.

В различные исторические периоды  предпочтение отдавали либо горячей воде, либо холодной. Более древними по своему происхождению являются водолечебные процедуры с горячей водой (при простуде). Однако при закаливании предпочтение отдавалось холодной воде (особенно в Спарте).

Сегодня окружить себя водой не так  уж сложно, для этого вовсе не обязательно отправляться в плавание, хотя регулярное посещение бассейна и занятия аквааэробикой не повредят. Тем, кто не чувствует в себе сил для подобных «подвигов», достаточно завести у себя в квартире аквариум или комнатный фонтанчик, украсить стены водными пейзажами.

Восточные мудрецы (фэн-шуй) считают, что горный пейзаж за спиной способствует стабильности и процветанию. Изображения водоема, аквариума, фонтанчика у противоположной стены откроют перспективы в бизнесе. Водные источники несомненно притянут к вам денежные потоки.

На современном этапе широко используют обливание, обтирание, обмывание, душ, ванны, компрессы, укутывание, купание, кишечные промывания, гидромассаж. Джакузи — один из последних методов гидротерапии, созданных человечеством на протяжении столетий.

Гидротерапия указывает на то, что речь идет об использовании воды во всех возможных ее проявлениях — лед, холодная вода, горячая, свежая, минеральная вода, пар — в терапевтических целях.

Во время голодания организму необходимо поступление достаточного количества воды для его очистки от продуктов распада и токсинов, Плавание упражняет мышцы и снимает напряжение. Паровая баня и сауна придают бодрость и закаляют тело, а вызываемое при этом повышенное потоотделение способствует очистке организма.

Противопоказания — озноб, повреждения кожи или высыхания на отдельных участках тела. Убедитесь, что тело согрето, особенно ноги; во избежание озноба одновременно не раскрывайте более одного участка тела. Начинайте с конечностей, затем растирайте грудную клетку и, наконец, спину.

Психотерапия в лечебной педагогике.

Психотерапия — это планомерное  использование психического воздействия с лечебными целями. Методы психотерапии пригодны для работы с детьми, имеющими не только функциональные расстройства, но и органические поражения центральной нервной системы.

Основным средством психотерапевтического воздействия является слово. Устная речь представляет собой могучий условный раздражитель второй сигнальной системы. Она должна быть краткой, правильной, доступной пониманию детей и взрослых. Педагог и врач должны иметь мягкую манеру общения, быть уравновешенными, жизнерадостными, терпеливыми. Важно, чтобы человек чувствовал искреннее, теплое отношение к себе. Особенно важно быть справедливым по отношению к детям и не допускать конфликтных ситуаций.

Педагог проводит беседы, дает разъяснения, убеждает, внушает. Внушением приходится пользоваться почти всем педагогам. Так, например, мы знаем, что астенизированный ребенок, не верящий в свои силы, всегда нуждается в поощрении, поэтому следует опираться на положительные поступки, что благотворно действует на ребенка, укрепляет его волю и характер.

Таким образом, при каждой терапии ребенок должен быть внимательным. Нетрадиционные методы-  неотъемлемая часть коррекционно- педагогического воздействия на ребенка. Систематически проводимая и правильно построенная коррекционная работа помогает повысить эффективность помощи данной категории детей, содействует их социальной адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Процесс развития внимания младших школьников в классе КРО

2.1. Описание исследования

Для подтверждения теоретических  выводов организовано экспериментальное  исследование эффективности использования  дидактических игр, различных упражнений, как средства коррекции внимания.

Цели данного исследования: выявление эффективности использования дидактических игр, различных упражнений учителем на коррекцию внимания во время перемен, физкультминуток и во время обучения учащихся в классе КРО.

Экспериментальная гипотеза: процесс развития внимания младших школьников в классе КРО посредством использования учителем дидактических игр и различных упражнений как условие успешной коррекции внимания

Независимая переменная - дидактические игры, упражнения на коррекцию внимания.

Зависимая переменная - процесс коррекции внимания младших школьников класса КРО.

Оборудование эксперимента - дидактические игры, психодиагностические методики, упражнения на коррекцию внимания младших школьников.

Исследование проводилось с 18. 01. 11- 24. 02.11 года. Выборка составила – 20 детей младшего школьного возраста , учащиеся 4 класса КРО, МОУ Вавожской СОШ.

Исследование проводилось  в два этапа:

Первый этап - это организация исследования. На этом этапе нами решались следующие задачи:

- Выявить и проанализировать на основе научного материала особенности отношения младших школьников к использованию психодиагностических методик, определяющих уровень развития внимания;

- Подобрать подходящие психодиагностические  методики соответствующие возрасту  учащихся класса КРО;

- Выявить и проанализировать уровень развития внимания младших школьников;

- Вследствие вышепоставленных  задач, подобрать дидактические  игры и упражнения на коррекцию  внимания младших школьников  класса КРО.

Методы проведения исследования – психодиагностические методики и анализ констатирующего эксперимента.

Второй этап - организация формирующего эксперимента.

Задачи исследования:

- Включение в учебный процесс дидактических игр и упражнений на коррекцию внимания младших школьников класса КРО;

- Сравнить результаты до и  после экспериментального воздействия.

Основные методы исследования – формирующий эксперимент представляет собой анализ уровня развития внимания младших школьников класса КРО, с помощью подобранных психодиагностических методик, подбор упражнений на коррекцию внимания, включения их в учебный процесс и интерпретация полученных результатов.

Оборудование эксперимента – дидактические игры и комплекс упражнений на коррекцию внимания младших школьников класса КРО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Методы изучения внимания младших школьников

Очевидно, что уровень развития младших школьников –интеллектуальный, моральный, межперсональный значительно отличает их от взрослых. Причем в рамках младшего школьного уровня можно дифференцировать уровень психического развития шестилетнего ребенка и уровень развития учащегося 4 класса, как стоящие на различных ступенях онтогенеза многих психических процессов. Поэтому рекомендуется прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.

По сложившемуся опыту практической психологии для диагностики детей третьего и четвертого классов подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания предложены на доступном детям уровне. Следует иметь в виду, что при наличии сильной мотивации, при заинтересованном, активном настрое на тестирование его итоги всегда будут выше. Если взрослый человек еще как-то в состоянии сознательно, с помощью соответствующих волевых усилий управлять своим поведением во время тестирования, то дети в течение всего младшего школьного и вплоть до подросткового возраста в большинстве своем еще не могут этого делать.

Таким образом, используя в практике тесты для детей, необходимо опираться на знания возрастной психологии и на психологическую теорию возрастного личностного развития человека, которые могут дать исходную полезную информацию для правильного конструирования тестов.

Информация о работе Коррекция внимания младших школьников