Креативные способности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что с позиций системного и личностно - деятельностного подхода рассмотрена проблема развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе начальной общеобразовательной школы и в условиях семейного воспитания современной, конкретизировано понятие «творческая деятельность младших школьников». Практическая значимость исследования обусловлена разработкой курса и практических рекомендаций по развитию творческих способностей младших школьников. Материалы настоящего исследования могут быть использованы педагогами в массовой практике работы с младшими школьниками, а также в системе повышения квалификации.

Содержание работы

Введение 3
1 глава Проблема возрастных особенностей творческих способностей в психологической науке 6
1.1 Понятие творческих способностей в отечественных и зарубежных психологических концепциях 6
1.2 Роль творческих способностей в психическом развитии человека 14
1.3 Особенности творческих способностей в младшем школьном возрасте 20
2 глава Исследование специфики творческих способностей младших школьников 24
2.1 Описание методов и хода эмпирического исследования 24
2.2 Анализ и обсуждение данных полученных в ходе проведенного исследования 28
2.3 Рекомендации по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста для педагогов и родителей 30
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Приложения 37

Файлы: 1 файл

Особенности развития творческих способностей у школьников.docx

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение 3

1 глава Проблема  возрастных особенностей творческих  способностей в психологической  науке 6

1.1 Понятие  творческих способностей в отечественных  и зарубежных психологических  концепциях 6

1.2 Роль творческих  способностей в психическом развитии  человека 14

1.3 Особенности  творческих способностей в младшем  школьном возрасте 20

2 глава Исследование  специфики творческих способностей  младших школьников 24

2.1 Описание методов и хода эмпирического исследования 24

2.2 Анализ  и обсуждение данных полученных  в ходе проведенного исследования 28

2.3 Рекомендации  по развитию творческих способностей  у детей младшего школьного  возраста для педагогов и родителей 30

Заключение 32

Список использованной литературы 35

Приложения 37

 

 

 

Введение

 

Перед современной школой всегда стояла двойственная цель: с  одной стороны, сформировать личность, способную к творчеству, а с  другой – подготовить людей, способных  обслуживать современное производство. Одна из основных задач школы –  разработка и использование технологии обучения, способствующей развитию творческих способностей школьников. Еще в начале XX века проводились эксперименты по целенаправленному формированию способностей. Результаты их говорят о том, что  в любой деятельности способности  можно формировать целенаправленно, для этого необходимо лишь создать  условия и сориентировать школьника.

Актуальность изучаемой  проблемы определяется так же возрастающей потребностью общества в людях, способных  творчески подходить к любым  изменениям, нетрадиционно и качественно  решать существующие проблемы, обусловлена  ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Основой для определения  особенностей творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста служат труды известных российских педагогов и психологов А. С. Белкина, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Петровского, Е. С. Полат и др. Способы управления творческими  процессами интеллектуальной деятельности личности и технологии диагностики  креативных способностей учащихся рассмотрены  в работах И. П. Подласого, П. Торренса, Е. Е. Туник, Л. И. Шрагиной и др. Проблемы организации творческих ситуаций и  способов их решения с помощью  эвристических и алгоритмических  методов разработаны Г. С. Альтшуллером. Хотя названные исследования отражают многообразие научных идей и практических подходов к организации творческой деятельности учащихся в образовательном  процессе, однако аспект целенаправленного  обеспечения продвижения младших  школьников в развитии креативных способностей в учебном процессе освещен недостаточно.

Цель исследования: изучить  особенности развития творческих способностей у младших школьников.

Объект исследования: креативные способности учащихся начальной  школы.

Предмет исследования: процесс  и механизмы развития творческих способностей младших школьников.

Средства исследования: средства разработанной системы творческих заданий.

Гипотеза исследования: в  процессе обучения в школе и систематического накопления опыта в решении заданий  направленных на формирование творческих способностей уровень развития творческих способностей младших школьников возрастает.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой  определены задачи исследования:

  1. Изучить научную, теоретическую, методологическую литературу по проблеме исследования.
  2. Проанализировать проблему возрастных особенностей творческих способностей в психологической науке
  3. На основе изученного теоретического материала сформулировать цель исследования, поставить гипотезу, подобрать адекватные методики исследования.
  4. Разработать психолого – педагогические рекомендации.

База исследования: Прогимназия  №40 города Мурманска (адрес: ул. Тарана, 1).

Выборка 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек младшего школьного возраста).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что с позиций  системного и личностно - деятельностного подхода рассмотрена проблема развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе начальной общеобразовательной школы и в условиях семейного воспитания современной, конкретизировано понятие «творческая деятельность младших школьников».

Практическая значимость исследования обусловлена разработкой  курса и практических рекомендаций по развитию творческих способностей младших школьников. Материалы настоящего исследования могут быть использованы педагогами в массовой практике работы с младшими школьниками, а также  в системе повышения квалификации.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

 

1 глава Проблема  возрастных особенностей творческих  способностей в психологической  науке

1.1 Понятие творческих  способностей в отечественных  и зарубежных психологических  концепциях

Способности – психологические  особенности человека, от которых  зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к  наличию этих знаний, навыков и  умений не сводятся. Способности, знания, умения и навыки – понятия нетождественные. По отношению к навыкам, умениям  и знаниям способности выступают  как возможность, реализация которой  зависит от множества условий. В  их число входят: заинтересованность окружающих, обучение, организация  трудовой деятельности и т.д. Отрицая  тождество способностей и существенно  важных компонентов деятельности, отечественные  исследователи подчеркивают их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может  осуществляться без наличия этих способностей 1.

Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, другими словами в том, насколько  при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и  умениями, существенно важными для  данной деятельности 2.

Говоря о способностях, необходимо охарактеризовать их качественные и количественные особенности.

Проблема способностей человека не может быть освещена без учета  такого явления как задатки. Это  природные предпосылки способностей представляют собой морфологические  и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки многозначны: на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. В настоящее время наиболее продуктивными являются гипотезы, которые связывают задатки с микроструктурой мозга и органов чувств. Можно предположить, что углубленное изучение строения мозговой клетки позволит обнаружить морфологические и функциональные особенности, отличающие нервную ткань одаренного человека. Значительной достоверностью обладают также гипотезы, связывающие задатки с некоторыми дифференциальными особенностями нервных процессов (различиями по их силе, уравновешенности и подвижности) и тем самым с типами высшей нервной деятельности (Б.М. Теплов)  3.

По уровню развития способностей различают: одаренность, талант и гениальность. В уровне развития творческих способностей выделяют одаренность, талант и гениальность. Одаренность – наличие выдающихся способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности, развившихся на основе задатков. Это  благоприятное сочетание общих  и специальных способностей. Талант – высокая одаренность, сочетающаяся с большим трудолюбием. Талантливость  проявляется в открытии нового, достижении больших результатов в какой-то деятельности, получившей общественное признание. Гениальность – исключительно  высокий уровень одаренности  человека, выражающийся в оригинальных, новых научных открытиях, имеющих  большое общественное значение.

В целом качественная характеристика способностей определяет сферу трудовой деятельности (конструкторской, педагогической, экономической, спортивной и др.), в  которой человек более успешен. Тем самым качественная характеристика способностей неразрывно связана с  характеристикой количественной.

Проблема количественных измерений способностей изучалась, начиная с конца XIX, когда ряд  психологов (Кеттел, Термен, Спирмен  и др.) выступили с предложением выявлять уровень способностей обучающихся, устанавливая ранговое место личности и ее пригодность к трудовой деятельности, к обучению, к получению командных  постов в производстве, армии и  общественной жизни. В качестве способа  измерения способностей использовались тесты умственной одаренности. Коэффициент  умственной одаренности выявляет количественную характеристику способностей – общий  интеллект. Однако научный психологический  анализ обнаруживает, что описанная  выше сумма приемов выявляет наличие  у испытуемого тех или иных сведений, умений и навыков, а динамика приобретения знаний и навыков, составляющая сущность способностей, остается при  этом не выявленной. Критикуя использование  тестов умственной одаренности, выдающийся психолог Л.С. Выготский указывал, что  если ребенок не решает предложенной ему задачи, то этот факт сам по себе еще ничего не говорит о его  способностях, а свидетельствует  о том, что ребенок не имеет  соответствующих знаний и умений. Умственное развитие ребенка происходит в процессе обучения, в постоянном общении со взрослыми и то, что  ребенок пока еще не может сделать  сам, он может сделать с помощью  взрослого. Исходя из этого, Л.С. Выготский  предложил производить исследование дважды: выясняя, как ребенок решает задачу самостоятельно и с помощью  взрослого. Расхождение между полученными  результатами становится важной составной  частью общей оценки способностей ребенка. Описанный выше путь выявления уровня способностей был обозначен Л.С. Выготским как метод определения  зоны ближайшего развития 4.

Г.С. Батищев рассматривал природу отношений творчества и  деятельности, полагая их принципиально  противоположными формами человеческой активности  Поведенческая активность – это внешнее (внесубъектное) проявление активности психики во взаимодействии субъекта с объектом. Структуру внешней активности личности В.Н. Дружинин определил как:

 

Рисунок №1.1

 

 

Все типы человеческого поведения  в равной степени являются специализированными  и опосредованными либо внешними, либо внутренними средствами. Поэтому  реактивное поведение и деятельность будут отличаться не наличием культуральных  средств, а источником активности, определяющей поведение. Деятельность осуществляется сознательно (осознаются мотивы, средства и цели), результат ее - продукт  деятельности. Способности - это свойство психической функциональной системы  обеспечивать достижение некоторой  цели деятельности.

На принципиальное отличие  творчества и предметной деятельности обращали внимание многие философы и  психологи. В частности, Я.А. Пономарев считает основным признаком деятельности как формы активности - потенциальное соответствие цели деятельности ее результату. Тогда как для творческого акта характерно противоположное: рассогласование цели (замысла, программы и т.д.) и результата. Творческая активность в отличии от деятельности, может возникать в процессе осуществления последней и связана с порождением «побочного продукта», который и является в итоге творческим результатом. Суть креативности, как психологического свойства, сводится, по Я.А.Пономареву, к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий видит только результаты по достижению цели (целесообразные результаты), проходя мимо новизны.

С точки зрения В.М. Вилчека  природа творчества основана на природе  человека как вида, который утратил  в результате мутации инстинктивную  видовую программу деятельности. Отсюда неизбежно возникли дефекты, нарушения основных взаимосвязей: дефект деятельности (связь «человек - природная среда») и дефект отношений (связь «человек – человек»). Следствием этого стало первичное изначальное отчуждение человека от природы и мира в целом. С точки зрения В.Н. Вилчека, труд является лишь способом удовлетворения потребности, но поиск «образа» для подражания - первичная потребность, которая порождает творчество как специфическую активность. Творчество представляется ему особым видом труда, то есть отождествляется с деятельностью, осуществляемой за определенную сумму благ, необходимую автору, чтобы удовлетворить, прежде всего, свои животные, а затем и некоторые человеческие потребности.

Польский литературовед  Ян Парандовсий считает, что в  основе творчества лежат освобождения от страданий и мучительных мыслей, «дух бегства», компенсация ударов судьбы, материальной необеспеченности, стремление к независимости, то есть творчество - это способ преодоления изначальной дезадаптации.

Б. Карлоф и Й. Шумпетер описывают  два вида поведения: адаптивные (связанное  с имеющимися в распоряжении человека ресурсами) и креативные, определяемые как «созидательное разрушение» .

Главное в творчестве - не внешняя активность, а внутренняя - акт создания «идеала», а внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта. Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания. В момент творчества, непроизвольной активности психики человек не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания. Так при осуществлении рационально и сознательно управляемой деятельности, которая всегда целесообразна, имеется другое отношение: активность сознания и рецептивная роль бессознательного, которое «обслуживает» сознание, предоставляя ему информацию, операции и пр. Подобная трактовка впервые была предложена выдающимся психологом В.Н. Пушкиным. Таким образом, критерий творчества должен быть процессуальным и связан с особенностями протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил  Я.А. Пономарев 5. Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Критерием творческого акта, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции и не может быть получен на основе логического вывода. Основой успеха решения творческих задач, по его мнению, является способность действовать «в уме», определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действия.

С креативностью сопряжены  два личностных качества, а именно, интенсивность поисковой мотивации  и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

Информация о работе Креативные способности школьников