Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:51, контрольная работа
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что с позиций системного и личностно - деятельностного подхода рассмотрена проблема развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе начальной общеобразовательной школы и в условиях семейного воспитания современной, конкретизировано понятие «творческая деятельность младших школьников». Практическая значимость исследования обусловлена разработкой курса и практических рекомендаций по развитию творческих способностей младших школьников. Материалы настоящего исследования могут быть использованы педагогами в массовой практике работы с младшими школьниками, а также в системе повышения квалификации.
Введение 3
1 глава Проблема возрастных особенностей творческих способностей в психологической науке 6
1.1 Понятие творческих способностей в отечественных и зарубежных психологических концепциях 6
1.2 Роль творческих способностей в психическом развитии человека 14
1.3 Особенности творческих способностей в младшем школьном возрасте 20
2 глава Исследование специфики творческих способностей младших школьников 24
2.1 Описание методов и хода эмпирического исследования 24
2.2 Анализ и обсуждение данных полученных в ходе проведенного исследования 28
2.3 Рекомендации по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста для педагогов и родителей 30
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Приложения 37
Оглавление
Введение 3
1 глава Проблема
возрастных особенностей
1.1 Понятие
творческих способностей в
1.2 Роль творческих
способностей в психическом
1.3 Особенности
творческих способностей в
2 глава Исследование
специфики творческих
2.1 Описание методов и хода эмпирического исследования 24
2.2 Анализ
и обсуждение данных
2.3 Рекомендации
по развитию творческих
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Приложения 37
Перед современной школой
всегда стояла двойственная цель: с
одной стороны, сформировать личность,
способную к творчеству, а с
другой – подготовить людей, способных
обслуживать современное
Актуальность изучаемой проблемы определяется так же возрастающей потребностью общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Основой для определения
особенностей творческой деятельности
учащихся младшего школьного возраста
служат труды известных российских
педагогов и психологов А. С. Белкина,
Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова,
В. А. Петровского, Е. С. Полат и др.
Способы управления творческими
процессами интеллектуальной деятельности
личности и технологии диагностики
креативных способностей учащихся рассмотрены
в работах И. П. Подласого, П. Торренса,
Е. Е. Туник, Л. И. Шрагиной и др. Проблемы
организации творческих ситуаций и
способов их решения с помощью
эвристических и
Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей у младших школьников.
Объект исследования: креативные способности учащихся начальной школы.
Предмет исследования: процесс и механизмы развития творческих способностей младших школьников.
Средства исследования: средства
разработанной системы
Гипотеза исследования: в процессе обучения в школе и систематического накопления опыта в решении заданий направленных на формирование творческих способностей уровень развития творческих способностей младших школьников возрастает.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
База исследования: Прогимназия №40 города Мурманска (адрес: ул. Тарана, 1).
Выборка 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек младшего школьного возраста).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что с позиций системного и личностно - деятельностного подхода рассмотрена проблема развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе начальной общеобразовательной школы и в условиях семейного воспитания современной, конкретизировано понятие «творческая деятельность младших школьников».
Практическая значимость
исследования обусловлена разработкой
курса и практических рекомендаций
по развитию творческих способностей
младших школьников. Материалы настоящего
исследования могут быть использованы
педагогами в массовой практике работы
с младшими школьниками, а также
в системе повышения
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Способности – психологические
особенности человека, от которых
зависит успешность приобретения знаний,
умений, навыков, но которые сами к
наличию этих знаний, навыков и
умений не сводятся. Способности, знания,
умения и навыки – понятия нетождественные.
По отношению к навыкам, умениям
и знаниям способности
Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, другими словами в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности 2.
Говоря о способностях, необходимо охарактеризовать их качественные и количественные особенности.
Проблема способностей человека
не может быть освещена без учета
такого явления как задатки. Это
природные предпосылки
По уровню развития способностей
различают: одаренность, талант и гениальность.
В уровне развития творческих способностей
выделяют одаренность, талант и гениальность.
Одаренность – наличие
В целом качественная характеристика
способностей определяет сферу трудовой
деятельности (конструкторской, педагогической,
экономической, спортивной и др.), в
которой человек более успешен.
Тем самым качественная характеристика
способностей неразрывно связана с
характеристикой
Проблема количественных
измерений способностей изучалась,
начиная с конца XIX, когда ряд
психологов (Кеттел, Термен, Спирмен
и др.) выступили с предложением
выявлять уровень способностей обучающихся,
устанавливая ранговое место личности
и ее пригодность к трудовой деятельности,
к обучению, к получению командных
постов в производстве, армии и
общественной жизни. В качестве способа
измерения способностей использовались
тесты умственной одаренности. Коэффициент
умственной одаренности выявляет количественную
характеристику способностей – общий
интеллект. Однако научный психологический
анализ обнаруживает, что описанная
выше сумма приемов выявляет наличие
у испытуемого тех или иных
сведений, умений и навыков, а динамика
приобретения знаний и навыков, составляющая
сущность способностей, остается при
этом не выявленной. Критикуя использование
тестов умственной одаренности, выдающийся
психолог Л.С. Выготский указывал, что
если ребенок не решает предложенной
ему задачи, то этот факт сам по себе
еще ничего не говорит о его
способностях, а свидетельствует
о том, что ребенок не имеет
соответствующих знаний и умений.
Умственное развитие ребенка происходит
в процессе обучения, в постоянном
общении со взрослыми и то, что
ребенок пока еще не может сделать
сам, он может сделать с помощью
взрослого. Исходя из этого, Л.С. Выготский
предложил производить
Г.С. Батищев рассматривал природу отношений творчества и деятельности, полагая их принципиально противоположными формами человеческой активности Поведенческая активность – это внешнее (внесубъектное) проявление активности психики во взаимодействии субъекта с объектом. Структуру внешней активности личности В.Н. Дружинин определил как:
Рисунок №1.1
Все типы человеческого поведения в равной степени являются специализированными и опосредованными либо внешними, либо внутренними средствами. Поэтому реактивное поведение и деятельность будут отличаться не наличием культуральных средств, а источником активности, определяющей поведение. Деятельность осуществляется сознательно (осознаются мотивы, средства и цели), результат ее - продукт деятельности. Способности - это свойство психической функциональной системы обеспечивать достижение некоторой цели деятельности.
На принципиальное отличие творчества и предметной деятельности обращали внимание многие философы и психологи. В частности, Я.А. Пономарев считает основным признаком деятельности как формы активности - потенциальное соответствие цели деятельности ее результату. Тогда как для творческого акта характерно противоположное: рассогласование цели (замысла, программы и т.д.) и результата. Творческая активность в отличии от деятельности, может возникать в процессе осуществления последней и связана с порождением «побочного продукта», который и является в итоге творческим результатом. Суть креативности, как психологического свойства, сводится, по Я.А.Пономареву, к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий видит только результаты по достижению цели (целесообразные результаты), проходя мимо новизны.
С точки зрения В.М. Вилчека
природа творчества основана на природе
человека как вида, который утратил
в результате мутации инстинктивную
видовую программу
Польский литературовед
Ян Парандовсий считает, что в
основе творчества лежат освобождения
от страданий и мучительных
Б. Карлоф и Й. Шумпетер описывают два вида поведения: адаптивные (связанное с имеющимися в распоряжении человека ресурсами) и креативные, определяемые как «созидательное разрушение» .
Главное в творчестве - не внешняя активность, а внутренняя - акт создания «идеала», а внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта. Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания. В момент творчества, непроизвольной активности психики человек не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания. Так при осуществлении рационально и сознательно управляемой деятельности, которая всегда целесообразна, имеется другое отношение: активность сознания и рецептивная роль бессознательного, которое «обслуживает» сознание, предоставляя ему информацию, операции и пр. Подобная трактовка впервые была предложена выдающимся психологом В.Н. Пушкиным. Таким образом, критерий творчества должен быть процессуальным и связан с особенностями протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.
В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев 5. Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Критерием творческого акта, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции и не может быть получен на основе логического вывода. Основой успеха решения творческих задач, по его мнению, является способность действовать «в уме», определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действия.
С креативностью сопряжены
два личностных качества, а именно,
интенсивность поисковой