Креативные способности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что с позиций системного и личностно - деятельностного подхода рассмотрена проблема развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе начальной общеобразовательной школы и в условиях семейного воспитания современной, конкретизировано понятие «творческая деятельность младших школьников». Практическая значимость исследования обусловлена разработкой курса и практических рекомендаций по развитию творческих способностей младших школьников. Материалы настоящего исследования могут быть использованы педагогами в массовой практике работы с младшими школьниками, а также в системе повышения квалификации.

Содержание работы

Введение 3
1 глава Проблема возрастных особенностей творческих способностей в психологической науке 6
1.1 Понятие творческих способностей в отечественных и зарубежных психологических концепциях 6
1.2 Роль творческих способностей в психическом развитии человека 14
1.3 Особенности творческих способностей в младшем школьном возрасте 20
2 глава Исследование специфики творческих способностей младших школьников 24
2.1 Описание методов и хода эмпирического исследования 24
2.2 Анализ и обсуждение данных полученных в ходе проведенного исследования 28
2.3 Рекомендации по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста для педагогов и родителей 30
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Приложения 37

Файлы: 1 файл

Особенности развития творческих способностей у школьников.docx

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Третий уровень: дети без  труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: «Я волшебник, я оживлю эту картинку», а затем следует фантазия-рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались». Далее следует сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют.

 

Протокол №1

 

Аня С. 7,5 лет, ученица 1 класса

Методика: «Где чьё место?»

Цель – изучить, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Инструкция: «Внимательно рассмотри  рисунок и поставь кружочки в  «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».

 

Экспериментатор зачитывает инструкцию. Аня С. Смотрит на картинку, вертит кружки в руках, подставляет, шепчет. Начитает выкладывать картинки – кружочки на пустые места.

Через 2 минуты прикладываний  кружочков, останавливается на последнем  выборе.

Экспериментатор: «Объясни, свой выбор».

Ана С.: «Я решила сделать  такую сказочную картинку. Как  будто выпал волшебный дождик и все перепуталось. Рыбка летает с птичками, котик плавает в  озерке, птичка растет на дереве….а  ребеночек в будке сидит.» (Улыбается). А цветочек в коляске катается, а уточка в окошко глядит».

Экспериментатор: «Интересная  у тебя сказка получилась – молодец, Аня».

 

Итог: третий уровень развития.

 

Протокол №2

 

Степан А. 7 лет, ученик 1 класса

Методика: «Где чьё место?»

Цель – изучить, насколько  ребенок сумеет проявить свое воображение  в жестко заданной предметной ситуации.

Инструкция: «Внимательно рассмотри  рисунок и поставь кружочки в  «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».

 

Экспериментатор зачитывает инструкцию. Степан смотрит на картинку с заданием. Берет в руки кружочки, перебирает их медленно. Расставляет кружочки в неподходящие места. По окончании говорит: «Ну все, я расставил».

Э.: «Хорошо. А теперь расскажи, почему ты так расставил?».

Степан молчит, смотрит  то на картинку, то на экспериментатора. «Хм…ну не знаю, вы же попросили положить в места «необычные».

Э.: «Спасибо, Степа».

 

Итог – второй уровень  развития.

 

 

Протокол №3

 

Антон Г. 7, 5 лет, ученик 1 класса

Методика: «Где чьё место?»

Цель – изучить, насколько  ребенок сумеет проявить свое воображение  в жестко заданной предметной ситуации.

Инструкция: «Внимательно рассмотри  рисунок и поставь кружочки в  «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».

 

Экспериментатор зачитывает инструкцию. Антон смотрит на картинки. «Не понимаю, что здесь делать надо». Ставит практически все кружочки на «правильные» места. Кошку поставил в пруд, объяснил это так: «Кошка искупаться решила». Рыбку поставил рядом с прудом: «Рыбка выскочила из пруда».

Экспериментатор поблагодарил испытуемого.

Итог – низкий уровень  развития.

1 Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер, 2008. – С.60.

2 Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер, 2008. – С.64.

3 Зимняя, И. А. Педагогическая психология.  – Ростов на Дону: Феникс, 2009. – С. 204.

4 Зимняя И. А. Педагогическая психология.  – Ростов на Дону: Феникс, 2009. – С. 219.

5 Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В.Д.. – М.: Просвещение, 1996 – С. 75.

6 Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В.Д.. – М.: Просвещение, 1996 – С. 55.

7 Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - СПб.: Питер, 2008. – С. 100.

8 Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. – М.: Сфера, 2009.  – С. 311.

9 Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - СПб.: Питер, 2008. – С. 84.

10 Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер, 2008. – С. 90.

11 Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер, 2008. – С. 81.

12 Кузина С. В. Система творческих заданий как средство развития творческих способностей младших школьников // Актуальные проблемы образования подрастающего поколения // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. – 2001. - Сер. 3. - С. 220.

13 Асеев В. Г. Возрастная психология. - Иркутск, 2009. – С. 84.

14 Компейэрэ Г. Умственное и нравственное развитие ребенка. - М.: Сфера, 2010. – С. 88.

15 Матючикин А. М. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. - 1982 -№ 4. - С. 90.

 


Информация о работе Креативные способности школьников