Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:51, контрольная работа
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что с позиций системного и личностно - деятельностного подхода рассмотрена проблема развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе начальной общеобразовательной школы и в условиях семейного воспитания современной, конкретизировано понятие «творческая деятельность младших школьников». Практическая значимость исследования обусловлена разработкой курса и практических рекомендаций по развитию творческих способностей младших школьников. Материалы настоящего исследования могут быть использованы педагогами в массовой практике работы с младшими школьниками, а также в системе повышения квалификации.
Введение 3
1 глава Проблема возрастных особенностей творческих способностей в психологической науке 6
1.1 Понятие творческих способностей в отечественных и зарубежных психологических концепциях 6
1.2 Роль творческих способностей в психическом развитии человека 14
1.3 Особенности творческих способностей в младшем школьном возрасте 20
2 глава Исследование специфики творческих способностей младших школьников 24
2.1 Описание методов и хода эмпирического исследования 24
2.2 Анализ и обсуждение данных полученных в ходе проведенного исследования 28
2.3 Рекомендации по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста для педагогов и родителей 30
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Приложения 37
Результаты анализа данных эмпирического исследования могут быть представлены графически в виде диаграммы.
Диаграмма № 2.1
Таким образом, мы видим, что уровень развития творческих способностей в младшем школьном возрасте достаточно высокий.
Проводя исследование, основываясь на методе наблюдения, мы отметим, что дети с более высоким уровнем развития творческих способностей (чаще и успешнее справляются с заданием; адекватнее отвечают на поставленные вопросы, составляют связанные рассказы) посещают занятия по дополнительному развитию. Это различные кружки по изобразительной деятельности, музыкальные занятия, театральные кружки и др.
А младшие школьники, которые занимаются только в рамках школьной программы, имеют низкий уровень развития творческих способностей. Так среди них третий уровень развития креативных способностей не продемонстрировал ни один учащийся. На основании данных констатирующего этапа мы пришли к выводу, что процесс развития креативных способностей учащихся в современной начальной общеобразовательной школе осуществляется неэффективно.
Младшие школьники с третьим
уровнем развития творческих способностей
ориентируются на идеальный конечный
результат; целенаправленно использовали
эвристические и
Подводя итог проведенному эмпирическому исследованию, мы выявили, что:
- дети с более высоким уровнем развития творческих способностей посещают занятия по дополнительному развитию.
- младшие школьники, которые занимаются только в рамках школьной программы, имеют низкий уровень развития творческих способностей, в сравнении со сверстниками, находящимися в условиях их специального развития.
- процесс развития креативных способностей учащихся в современной начальной общеобразовательной школе осуществляется неэффективно.
- младшие школьники с высоким уровнем развития творческих способностей ориентируются на идеальный конечный результат; целенаправленно используют различные методы творчества; конструируют собственные творческие задания; используют в речи сравнения, метафору; позитивно относятся к изменениям; адекватно оценивают оригинальность собственных решений.
1. Организовывайте совместную творческую деятельность со сверстниками и взрослыми.
2. Помните о важности эмоционального контакта со значимым взрослым.
3. Выбирайте разные средства для развития ребенка, а потому творческий опыт малыша, в семье, умножается вдвое.
4. При развитии творческих способностей ребенка материалом могут служить обычные, окружающие вещи.
5. Стимулируйте ребенка к поиску самых разных путей развития ситуации.
6. Если вы занимаетесь с несколькими детьми, выслушивайте каждого, даже если оригинальность и логичность одного ребенка, допустим старшего, очевидна.
7. Старайтесь из любого, даже на первый взгляд ординарного факта создать интересную логическую цепочку. Варите на кухне суп? Спросите ребенка, а что будет, если сломается плита? Если не убавить огонь? Не посолить? Старайтесь, чтобы ответ ребенка был лишь основанием для следующего вопроса в логической цепочке.
8. Стремитесь сформировать мотивацию!
9. Убедите ребенка или родителя, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно.
10. Помните, что ребенку фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально.
11. Развивайте творческие способности с помощью собственного примера.
12. Читайте, обсуждайте и анализируйте хорошую литературу совместно с ребенком.
13. Стимулируйте фантазию вопросами.
14. Ставьте детей в «затруднительные» ситуации. Пусть сами думают и находят выход.
15. Составляйте совместно рассказы, сказки, истории.
Актуальность проблемы развития
креативных способностей младших школьников
обусловлена необходимостью научно
обоснованного решения
В ходе написания работы мы выявили, что учебная деятельность, условия семейного воспитания, совместная деятельность со взрослым оказывают огромное влияние на развитие творческих способностей. В этой связи специалистами в работе с детьми по развитию креативности успешно используются специализированные методы: тренинг, исследовательские проекты, творческие мастерские и т.д.
Проблема связи творческих
способностей человека со способностями
к обучению остается малоизученной
и фактически открытой, однако по- нашему
мнению зависит от структуры и
содержания школьного обучения. Так
анализ учебных программ начальной
общеобразовательной школы
Современную ситуацию в теории и практике образования можно охарактеризовать сложившимися противоречиями между:
• потребностями общества в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, и недостаточной разработанностью педагогических средств и условий, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности;
• повышением требований к уровню знаний, которыми должен обладать младший школьник, готовностью к их преобразованию и существующей организацией учебного процесса начальной школы, не обеспечивающей необходимого уровня развития креативных способностей учащихся;
• социальной значимостью развития креативных способностей младших школьников и недостаточной разработанностью научнометодического обеспечения для организации творческой деятельности учащихся;
• необходимостью объективной оценки творческой деятельности учащихся и недостаточной разработанностью педагогического инструментария для оценивания результатов творческой деятельности младших школьников.
Основываясь на анализе теоретической
литературы, последних исследований
в этой области мы разработали
программу эмпирического
Таким образом, полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что задачи реализованы, а поставленная цель – изучить особенности развития творческих способностей у младших школьников достигнута. Выдвинутая гипотеза о том, что в процессе обучения в школе и систематического накопления опыта в решении заданий направленных на формирование творческих способностей уровень развития творческих способностей младших школьников возрастает доказана.
Проведенное исследование показало
значимость внедрения его результатов
в практику современной начальной
общеобразовательной школы, но не исчерпывает
содержания изучаемой проблемы. Дальнейшая
разработка, на наш взгляд, может
проводиться в следующих
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова.- М.: Академия, 2008 – 638 с.
2. Асеев, В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие / В. Г. Алексеев - Иркутск, 2009. - 169с.
3. Бахир, В.К. Развивающее обучение / В.К. Бахир // Начальная школа. – 1997. - №5. – С. 26 – 31.
4. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. / Д. Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, - 1983. - С.56
5. Введение в изучение ребенка: Учебное пособие для студентов ВУЗов. / Под ред. Рыбникова Н. А. - Минск, 2008. – 291с.
6. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. / П. Я. Гальперин – М.: Академия, 2008. – 482с.
7. Давыдов, В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / В. В. Давыдов //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: Смысл, 2004 – 393с..
8. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996 – 544 с.
9. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб: Питер, 2008. – 143с.
10. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов / И. А. Зимняя. – Ростов на Дону: Феникс, 2009. – 476 с.
11. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2010. - 872с.
12. Компейэрэ, Г. Умственное и нравственное развитие ребенка. / Г. Компейэрэ - М.: Сфера, 2010. – 112с.
13. Кузина, С. В. Дифференцированный подход в обучении творческой деятельности учащихся младших классов / С. В. Кузина, Ю. В. Гутрова // Актуальные проблемы образования подрастающего поколения // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. – 2001 - Сер. 3. - С. 222-225.
14. Кузина, С. В. Развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе: Метод. рекомендации по курсу «Уроки творчества» для учителей начальных классов / С. В. Кузина - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2009. - 52с.
15. Кузина, С. В. Система творческих заданий как средство развития творческих способностей младших школьников / С. В. Кузина // Актуальные проблемы образования подрастающего поколения // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. – 2001. - Сер. 3. - С. 218-221.
16. Кулагина, И. Ю. Личность школьника / И. Ю. Кулагина - М.: Сфера, 2009 - 140с.
17. Лейтес, Н. С. Одаренные дети / Н.С. Лейтс // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М.: Просвещение, 1982. – С.11-28.
18. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтс - СПб.: Питер, 2008. – 291с.
19. Матючикин, А. М. Одаренные и талантливые дети / А. М. Матючикин, Д. А. Снек // Вопросы психологии. - 1982 -№ 4. - С. 88 - 97.
20. Орлова, И. Е. Уроки творчества / И. Е. Орлова // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тезисы докладов IV Международной научно-практической конференции. - Челябинск: ТРИЗинфо, 2001. - С. 93-95
21. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В.Д.. – М.: Просвещение, 1996 – 168 с.
22. Речь и интеллект в развитии ребенка / Под ред. Лурия А.Р.. М.: Сфера, 2009. – 154с.
23. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина – М.: Сфера, 2009. – 497 с.
Методика «Где чье место?»
Автор методики Кравцова Е.
Для того чтобы так играть, надо
уйти от конкретности и реальности
(в данном случае вопроса взрослого),
смоделировать в уме всю
На этом принципе и основана игра-методика «Где чье место?». Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.
Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок:
Отдельно вырезаются кружки-вставки:
Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».
Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.
Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т.п.
Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать. «В прошлом году на даче я как кошка залезла на дерево (помещает кошку на папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т.п.