Курс лекций по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 12:57, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Педагогика"

Файлы: 1 файл

n1.doc

— 656.00 Кб (Скачать файл)


 

Адыгейский государственный университет

 

Кафедра педагогики и ПЕдагогических технологий

 

 

 

 

 

Курс лекций

 

 

 

 

ПЕШКОВА В.Е.

 

 

 

ПЕДАГОГИКА

Часть 1.

 Введение в педагогическую деятельность

 

 

 

 

Учебное пособие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАЙКОП - 2010

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Лекция № 1. Своеобразие педагогической профессии

и ее гуманистический характер……………………………………..3

Лекция № 2. Профессия учителя………………………………………………….. 4 
Лекция № 3. Творчество учителя…………………………………………………...
Лекция № 4. Педагогическая деятельность………………………………………..
Лекция № 5. Общая и профессиональная культура педагога…………………...11 
Лекция № 6. Педагогическое общение……………………………………………15 
Лекция № 7. Профессиональные и личностные качества педагога……………..17 
Лекция № 8. Педагогические способности………………………………………..19 
Лекция № 9. Педагогические позиции учителя…………………………………...23 
Лекция № 10. Стиль педагогической деятельности………………………………24 
Лекция № 11. Направленность личности педагога……………………………….25 
Лекция № 12. Профессиональная компетентность педагога…………………….27 
Лекция № 13. Теоретическая готовность к педагогической деятельности……..28 
Лекция № 14. Практическая готовность к педагогической деятельности………31 
Лекция № 15. Педагогическое мастерство………………………………………...33

Лекция № 16. Подготовка учителя в вузе

(Профессиональное становление учителя)………………………..35

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...….39 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция № 1. 
Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер.

План:

1. Понятие педагогической  профессии.

2. Гуманистическая направленность  профессии учителя. 

1. Понятие педагогической профессии.

Под понятием «педагог»  нередко понимается и профессия, и социальная роль, и вид деятельности, и направленность личности.

Специальность закрепляется в квалификационных документах и  определяется через предмет деятельности. Может быть узкой и широкой, но, в любом случае, это арсенал знаний о некотором фрагменте объективной реальности, который отражен соответствующим научных предметом (педагог, психолог, филолог, историк и т.д.).

Профессия – это род  трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессия – это деятельность, с собственной целью, продуктом деятельности, нормами и средствами, которые обусловлены социальной функцией и технологией. Профессия обслуживает определенную сферу общественной деятельности. В рамках одной специальности могут реально существовать самостоятельные профессии (учитель – предметник, учитель языка и литературы, переводчик и т.д.).

В специальности педагога имеется широкий спектр профессий:

- воспитатель; - учитель; - школьный психолог; - социальный педагог;

- валеолог; - методист и т.д.

Педагогическая  специальность – это вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Педагогическая квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, которая дает характеристику возможностям специалиста в решении определенного класса задач.

 

2. Гуманистическая  направленность профессии учителя.

Учитель в силу ярко выраженной гуманистической направленности его профессии деятельности является носителем и выразителем общечеловеческих, духовных ценностей и культуры. Именно учителю принадлежит ведущая роль в развитии культуры и гуманизации общества. От качества подготовки учителя и его личностных качеств зависит успех в образовании и воспитании подрастающего поколения. Учитель является представителем самой гуманной профессии и вооружен таким комплексом наук, которые составляют основу его профессиональной деятельности и которые с полным правом можно назвать «человековедение».

В.Г. Белинский профессию  учителя называл гуманной: «Цель  воспитания – человечность, средство – любовь»; «Хорошо быть строгим, еще лучше – добрым, но лучше всего – справедливым».

Целью педагогической деятельности является развитие личности ребенка. А любой учебный предмет служит средством для достижения этих целей.

 

 

Лекция № 2. 
         Профессия учителя.

 

Педагогическая профессия предполагает следующие ценности:

  1. Альтруистические – быть полезным обществу.
  2. Ценности, связанные со спецификой труда – возможность общаться с детьми, преподавать любимый предмет.
  3. Различные виды вознаграждения.
  4. Самовыражение – творить, применять свои способности и др.

Развитие личности учителя  невозможно без самоопределения, т.е. наличия своей позиции в жизни, своего мировоззрения, умения понимать себя, других. Учитель вырабатывает позиции, и они отражены в мотивах к своей педагогической деятельности.

Мотивационно-личностное отношение  к профессии и своей деятельности связано с профессиональным самосовершенствованием. Это является основой для творчества и продвижения учителя в социальном плане. Здесь для него особое значение приобретает его субъектность.

Личностное развитие учителя является стержневым фактором его педагогического труда. Основные сферы его деятельности – собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и его личностные качества – все они являются взаимосвязанными и взаимовлияющими друг на друга. Особое влияние на их развитие оказывает активность учителя, его субъектная позиция, которая представлена как главная составляющая в личностной структуре учителя (по А.К. Марковой) (см. рис.).

Карьера – путь продвижения по службе в какой-либо сфере деятельности, достижение успехов, известности, выгоды, славы. Инициатива учителя связана со стремлением к профессиональному росту. Учитель-карьерист стремится к максимальному раскрытию своего потенциала. Это творец своей судьбы. Рост может быть и по содержанию работы, и по линии административной, и вне школы, но главное – рост качественный и над другими, и над собой.

Профессиональная карьера учителя  требует его собственного личностного развития: чтобы отдавать другим, надо еще больше располагать, постоянно наращивая свой потенциал.

 

Учительская профессия  и карьера происходит вместе с  детьми. В этом – ее счастливая трудность. Динамика учителя: от начинающего – к своему стилю, находкам (уровень ученого-методиста).

Необходимо различать два понятия:

1. Квалификационная характеристика педагога связана с различными должностными уровням (завуч, методист, директор), а также различными специальностями (социальный психолог, социальный педагог, воспитатель, валеолог, педагог-организатор, учитель и т.д.). Здесь квалификационная характеристика напрямую связана с уровнем квалификации учителя (например, лучшего учителя выбирают завучем, методистом и т.д.).

2. Квалификационная характеристика учителя связана с профессиональной компетентностью, уровнем подготовки, мастерством. В школе проводится аттестация с определением уровней профессиональной компетентности:

- учитель-стажер;

- учитель;

- старший учитель (учитель-мастер);

- учитель-методист (новатор);

- учитель-исследователь;

- учитель-профессионал.

Карьера учителя неразрывно связана с повышением квалификационных уровней учителя и педагога. При помощи специализации учитель может вырасти до районного или городского методиста, научного сотрудника института, вплоть до ученого-исследователя.

Такой путь прошли В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко А.В. Мудрик, В.А. Караковский, М.М. Поташник и др.

 

 

Лекция № 3. 
Творчество учителя. 
План:

1. Понятие о творчестве  учителя.

2. Уровни педагогического  творчества.

                                     3. Способы развития творчества учителя. 

4. Творческий стиль  деятельности.

 

  1. Понятие о творчестве учителя.

Творческая деятельность – это высший уровень познавательной деятельности человека. Психологи рассматривают творчество как важнейший механизм личности и необходимое условие для ее саморегуляции (проявление индивидуальности, неповторимости). Оно характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. При наличии у учителя способностей, мотивов, знаний и умений создается продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью.

При рассмотрении сущности педагогического творчества можно  выделить его признаки:

- преобразование и  сочетание знаний, умений в новые  условия; 

- умение действовать самостоятельно;

- способность осмысливать педагогическую  деятельность;

- отсутствие шаблона, трафарета,  стереотипа.

Творчество включает в себя создание нового по средствам специфических процедур:

а) перенос усвоенных знаний и  умений в новую ситуацию;

б) самостоятельное видение проблем в незнакомой ситуации;

в) видение новой функции в  уже знакомом объекте;

г) комбинирование ранее известных  способов в новые условия.

И здесь необходимы такие ситуации, где требуется от учителя активная мыслительная деятельность. Следовательно, чтобы овладеть технологией творческой деятельности, необходимо включаться в систематическое решение проблемных задач, а также создавать условия для моделирования проблемных ситуаций.

 

  1. Уровни педагогического творчества.

Существуют следующие  уровни педагогического творчества:

1. Уровень элементарного взаимодействия с классом. Здесь используется обратная связь, а коррекция идет по ее результатам. Этот уровень называется уровнем воспроизведения готовых рекомендаций, где творчества учитель не проявляет.

2. Уровень оптимизации – это оптимизация деятельности начинается с планирования урока. Творчество здесь состоит в умелом выборе и в целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.

3. Эвристический уровень. Педагог использует творческие возможности живого общения с учениками.

4. Личностно-самостоятельный уровень – этот уровень характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личностное начало. Он выбирает их постольку, поскольку они соответствуют особенностям личности учеников, конкретному уровню обученности, воспитанности и развитости класса. И данные находки в работе учителя соответствуют его творческой индивидуальности.

 

3. Способы развития  творчества учителя.

Постоянное самосовершенствование, саморазвитие – это важнейшее  направление творческой деятельности учителя, в которой проявляются  и развиваются его педагогические способности. Систематическое обновление профессиональных знаний является субъективной потребностью учителя и объективной необходимостью.

Повышение квалификации осуществляется по средствам различных  форм организации обучения.

Формы организации обучения:

- курсы повышения квалификации;

- семинары;

- педагогические чтения;

- научно-практические конференции;

- заседания;

- предметные комиссии;

- методические объединения.

Одним из наиболее эффективных  средств повышения квалификации учителя является его постоянное самообразование:

1) изучение новейших достижений науки и их внедрение в учебно-воспитательную практику;

2) анализ, обобщение и  использование передового педагогического  опыта;

3) собственная научно-методическая  работа и участие в педагогических  исследованиях.

Эти все направления  взаимосвязаны между собой. Все  они предполагают творческое решение учебно-воспитательных задач, но для реализации каждого направления необходима не только психологическая готовность учителя к профессиональному самосовершенствованию, но и теоретическая и практическая подготовленность.

Следовательно, под педагогическим творчеством учителя нужно понимать, прежде всего, целенаправленную созидательную деятельность, предполагающую систематическое совершенствование:

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"