Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций
Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.
Тема 1. Философско-методологические основы педагогики и образования
1.1 Образование как общественное явление и педагогический процесс
Педагогика получила название от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. Дословно «пайдогогос» означает «детоводитель».
Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область
культуры, которая интегрирует
Педагогика как наука име1-83ет:
- объект исследования - образование;
- предмет исследования - педагогический процесс - единство обучения и воспитания;
- предмет познания - человек.
В.С. Безрукова предметом педагогики считает воспитательные отношения.
Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.
Воспитательные отношения - это обмен человеческим опытом, его передача усвоение, использование.
Типы воспитательных отношений:
- «человек – человек»;
- «человек - книга – человек»;
- «человек - техника – человек»;
- «человек - искусство - человек " и т. д.
Согласно В.С. Безруковой педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением, направленных на развитие человека.
Каждая наука имеет свой понятийный аппарат. В понятийном аппарате педагогики 3 уровня:
1.Общенаучный: закон,
закономерности, принципы, системы.
Педагогика пользуется
2.Собственно
3.Аспектный - методы, формы обучения и воспитания, контроль, оценка, программа, учебный план, стандарт.
Педагогика как наука выполняет три основных функции:
- теоретическую;
- прикладную (по отношению к другим наукам);
- практическую (по совершенствованию
практики обучения и
Педагогика как наука имеет свои методы познания: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, эксперимент и т. д.
Педагогика - наука интегрированная, т. к. использует знания других наук о человеке: философии, социологии, права, экономики, политологии, медицины, психологии, биологии и др.
1.2. Задачи педагогической науки
1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности и конкретных её параметров.
2. Задача изучения
и обобщения практики, опыта,
педагогической деятельности. Непрерывное
накопление рациональных
3. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
4. Задача прогнозирования образования на ближайшее и отдалённое будущее.
5. Задача внедрения результатов исследования в практику. Это сравнительно новая задача педагогической науки.
1.3. Структура педагогической науки
Педагогика - это система наук о воспитании (см. схему).
Нас интересует профессиональная педагогика.
Педагогика начального профессионального образования - отрасль науки, предметом изучения которой является закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.
Педагогика среднего профессионального образования.
Предмет - закономерности подготовки специалистов среднего звена (техники).
Педагогика высшей школы.
Предмет - подготовка специалистов высокой квалификации для науки и народного хозяйства (инженеры, педагоги).
Производственная педагогика - изучает закономерности обучения работающих, повышения их квалификации.
1.4. История педагогики
Педагогика – совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовке подрастающего поколения к жизни и деятельности.
История развития русского педагогического самосознания по П.Ф.Каптереву (русский педагог конца XIX начала XX века) проходит три периода: церковный, государственный, общественный.
Истоки педагогической мысли как отражение практики обучения и воспитания обнаруживают у различных народов, прежде всего в древних памятников письменности. Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей и ученых.
Педагогика обрела статус науки благодаря трудам Яна Амоса Коменского (чешский педагог 1592-1670). Он изложил свои идеи в труде «Великая дидактика». В Европе слово «дидактика» впервые было введено в Германии. С 1613 года благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу оно понималось как искусство обучения. Сегодня дидактика – область педагогики.
Интенсивное развитие педагогической теории и практики в XVII веке привело к основанию учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом «Педагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения появились в Германии.
На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому в качестве научной отрасли выделились дошкольная и школьная педагогика.
Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.
В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личного и профессионального развития, так как:
- система образования и воспитания касается всех людей;
- во многих странах создана система непрерывного образования человека;
- она включает в себя все звенья – от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и повышения квалификации.
1.5. Основные
педагогические категории (В.С.
РАЗВИТИЕ | ||
ВОСПИТАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧЕНИЕ |
САМО |
ВОСПИТАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧЕНИЕ |
САМО | ||
САМО | ||
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ |
1. Педагогическая категория
– это основное педагогическое
понятие, выражающее научное
2. Развитие – это
объективный процесс
3. Воспитание – это
процесс передачи опыта одним
поколением и усвоение его
другим, обеспечивающий развитие
человека. Воспитание – это уже
исторически сложившаяся
4. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимается все, созданное в процессе исторического развития, духовное наследие человечества.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение воспитательных задач.
5. Образование – это
специально организованная
6. Обучение – процесс
непосредственной передачи и
приема опыта поколений во
взаимодействии педагога и
7. Самовоспитание –
это процесс усвоения
8. Самообразование –
это система внутренней
9. Самообучение – это
процесс непосредственного
1.6. Специфические
понятия профессиональной
10. Профессиональное образование
- это формирование образа мира
производства и образа роли
человека в этом мире
11. Под педагогикой профессионального образования или под профессиональной педагогикой следует понимать такую область теоретического и практико-ориентированного научного знания, которая распространяется на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности (Б.С. Гершунский).
Производительные силыРаботник (рабочий) Профессия (специальность) |
Личностный (трудовой) потенциал |
Профессиональное воспитание Профессиональное образование Профессиональное обучение |
Профессиональная квалификация |
Система специфических понятий профессиональной педагогики |
12. Производительные силы
– есть составная часть
13. Работник – это
человек, нанявшийся на
14. Рабочий – это работник, выполняющий труд, требующий начального образования.
15. Профессия – это
род трудовой деятельности, требующий
специальной подготовки и
16. Специальность –
это вид трудовой деятельности
в рамках определенной
17. Личностный потенциал
рабочего – это степень его
общего и профессионального
18. Профессиональное мастерство – это свойство личности, приобретаемое в процессе опыта и представляющее собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями и элементами творческой деятельности.
19. Профессиональная квалификация - это ступени профессиональной подготовленности рабочего к выполнению того или иного вида труда определенного качества и определенной сложности.
1.7. Сущность образования, его цели и задачи
«Именно профессиональная трудовая деятельность накладывает отпечаток на человека, его менталитет, его стремление, характер и на весь стиль его жизни»
А.М. Новиков)
Навыки трудовой деятельности человек получает через образование.
Образование – создание у человека образа окружающего мира, или направленная деятельность по воспитанию и обучению в интересах общества и государства.
Профессиональное образование – это формирование образа мира производства и образа роли человека в этом мире производства.
Сегодня, в связи с изменением приоритетов образования, ориентированность его на потребности личности в образовании как в средстве самореализации и стабильной социальной защищённости в условиях рыночной экономики можно дать такое определение профессиональному образованию: «Профессиональное образование – это процесс и результат профессионального обучения и воспитания, профессионального становления и развития личности человека».
Или же: «Профессиональное образование – процесс перенесения центра внимания к интересам и роли личности студента и педагога, а также создание оптимальных условий для их разностороннего развития», причём, без разностороннего развития педагога не может быть и речи о разностороннем развитии студента.