Курс лекций по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций

Описание работы

Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.

Файлы: 1 файл

Педагогика Курс лекций(сокр).doc

— 678.50 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Философско-методологические основы педагогики и образования

1.1 Образование  как общественное явление и  педагогический процесс

 

Педагогика получила название от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. Дословно «пайдогогос» означает «детоводитель».

Педагогика - наука о  воспитании.

Педагогика как область  культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся  к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен  знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.

Педагогика как наука  име1-83ет:

- объект исследования - образование; 

- предмет исследования - педагогический процесс - единство обучения и воспитания;

- предмет познания - человек.

В.С. Безрукова предметом  педагогики считает воспитательные отношения.

Воспитательные отношения  есть разновидность отношений людей  между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

Воспитательные отношения - это обмен человеческим опытом, его передача усвоение, использование.

Типы воспитательных отношений:

- «человек – человек»;

- «человек - книга –  человек»;

- «человек - техника – человек»;

- «человек - искусство  - человек " и т. д.

Согласно В.С. Безруковой педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования  и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением, направленных на развитие человека.

Каждая наука имеет  свой понятийный аппарат. В понятийном аппарате педагогики 3 уровня:

1.Общенаучный: закон,  закономерности, принципы, системы.  Педагогика пользуется глаголами:  объяснить, доказать, классифицировать.

2.Собственно общепедагогический - образование, обучение, воспитание, просвещение, развитие, формирование.

3.Аспектный - методы, формы  обучения и воспитания, контроль, оценка, программа, учебный план, стандарт.

Педагогика как наука  выполняет три основных функции:

- теоретическую;

- прикладную (по отношению  к другим наукам);

- практическую (по совершенствованию  практики обучения и воспитания).

Педагогика как наука  имеет свои методы познания: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, эксперимент и т. д.

Педагогика - наука интегрированная, т. к. использует знания  других наук о человеке: философии, социологии, права, экономики, политологии, медицины, психологии, биологии и др.

 

1.2. Задачи педагогической  науки

 

1. Задача вскрытия  закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности и конкретных её параметров.

2. Задача изучения  и обобщения  практики, опыта,  педагогической деятельности. Непрерывное  накопление рациональных средств  эффективного влияния на учащихся - неотъемлемая черта труда любого педагога-практика.

3. Задача разработки  новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления  образовательными структурами.

4. Задача прогнозирования  образования на ближайшее и  отдалённое будущее.

5. Задача внедрения результатов исследования в практику. Это сравнительно новая задача педагогической науки.

 

1.3. Структура  педагогической науки

 

Педагогика - это система  наук о воспитании (см. схему).

Нас интересует профессиональная педагогика.

Педагогика начального профессионального образования - отрасль науки, предметом изучения которой является закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

Педагогика среднего профессионального образования.

Предмет - закономерности подготовки специалистов среднего звена (техники).

Педагогика высшей школы.

Предмет - подготовка специалистов высокой квалификации для науки  и народного хозяйства (инженеры, педагоги).

Производственная педагогика - изучает закономерности обучения работающих, повышения их квалификации.

 

1.4. История педагогики

 

Педагогика – совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовке подрастающего поколения к жизни и деятельности.

История развития русского педагогического самосознания по П.Ф.Каптереву (русский педагог конца XIX начала XX века) проходит три периода: церковный, государственный, общественный.

Истоки педагогической мысли как отражение практики обучения и воспитания обнаруживают у различных народов, прежде всего  в древних памятников письменности. Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей и ученых.

Педагогика обрела статус науки благодаря трудам Яна Амоса  Коменского (чешский педагог 1592-1670). Он изложил свои идеи в труде «Великая дидактика». В Европе слово «дидактика» впервые было введено в Германии. С 1613 года благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу оно понималось как искусство обучения. Сегодня дидактика – область педагогики.

Интенсивное развитие педагогической теории и практики в XVII веке привело к основанию учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом «Педагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения появились в Германии.

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому в качестве научной отрасли выделились дошкольная и школьная педагогика.

Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личного и профессионального развития, так как:

- система образования  и воспитания касается всех  людей;

- во многих странах  создана система непрерывного  образования человека;

- она включает в себя все звенья – от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и повышения квалификации.

 

1.5. Основные  педагогические категории (В.С.  Безруковой)

РАЗВИТИЕ

ВОСПИТАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБУЧЕНИЕ

САМО

ВОСПИТАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБУЧЕНИЕ

САМО

САМО

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


Система основных педагогических категорий

 

1. Педагогическая категория  – это основное педагогическое  понятие, выражающее научное обобщение.

2. Развитие – это  объективный процесс внутреннего  последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

3. Воспитание – это  процесс передачи опыта одним  поколением и усвоение его  другим, обеспечивающий развитие  человека. Воспитание – это уже  исторически сложившаяся педагогическая  категория.

4. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимается все, созданное в процессе исторического развития, духовное наследие человечества.

  В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс  и результат воспитательной работы, направленной на решение воспитательных задач.

5. Образование – это  специально организованная система  внешних условий, создаваемых  в обществе для развития человека.

6. Обучение – процесс  непосредственной передачи и  приема опыта поколений во  взаимодействии педагога и учащегося.

7. Самовоспитание –  это процесс усвоения человеком  опыта предшествующих поколений  посредством внутренних, душевных  факторов, обеспечивающих развитие.

8. Самообразование –  это система внутренней самоорганизации,  на усвоение опыта поколений,  направленной на собственное  развитие.

9. Самообучение – это  процесс непосредственного получения  человеком опыта поколений посредством  собственных устремлений и самим выбранных средств.

 

1.6. Специфические  понятия профессиональной педагогики

 

10. Профессиональное образование  - это формирование образа мира  производства и образа роли  человека в этом мире производства.

11. Под педагогикой  профессионального образования или под профессиональной педагогикой следует понимать такую область теоретического и практико-ориентированного научного знания, которая распространяется на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности (Б.С. Гершунский).

 

Производительные силы

Работник (рабочий)

Профессия (специальность)

Личностный (трудовой) потенциал

Профессиональное воспитание

Профессиональное образование

Профессиональное обучение

Профессиональная квалификация

Система специфических  понятий профессиональной педагогики


 

12. Производительные силы  – есть составная часть общественного  способа производства, в которую  входят субъекты труда (люди) и объекты труда (средства и предметы труда).

13. Работник – это  человек, нанявшийся на производство (государственное или частное), осуществляющий  производственный труд и живущий  за счет оплаты своего труда.

14. Рабочий – это  работник, выполняющий труд, требующий начального образования.

15. Профессия – это  род трудовой деятельности, требующий  специальной подготовки и используемый  как источник существования.

16. Специальность –  это вид трудовой деятельности  в рамках определенной профессии.

17. Личностный потенциал  рабочего – это степень его  общего и профессионального развития, определяющая успешность совершения  трудовой деятельности по определенной  профессии (специальности).

18. Профессиональное мастерство  – это свойство личности, приобретаемое в процессе опыта и представляющее собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями и элементами творческой деятельности.

19. Профессиональная квалификация - это ступени профессиональной  подготовленности рабочего к  выполнению того или иного вида труда определенного качества и определенной сложности.

 

1.7. Сущность  образования, его цели и задачи

 

«Именно профессиональная трудовая деятельность накладывает  отпечаток на человека, его менталитет, его стремление, характер и на весь стиль его жизни»

А.М. Новиков)

 

Навыки трудовой деятельности человек получает через образование.

Образование – создание у человека образа окружающего мира, или направленная деятельность по воспитанию и обучению в интересах общества и государства.

Профессиональное образование – это формирование образа мира производства и образа роли человека в этом мире производства.

Сегодня, в связи с  изменением приоритетов образования, ориентированность его на потребности  личности в образовании как в  средстве самореализации и стабильной социальной защищённости в условиях рыночной экономики можно дать такое определение профессиональному образованию: «Профессиональное образование – это процесс и результат профессионального обучения и воспитания, профессионального становления и развития личности человека».

Или же: «Профессиональное образование – процесс перенесения центра внимания к интересам и роли личности студента и педагога, а также создание оптимальных условий для их разностороннего развития», причём, без разностороннего развития педагога не может быть и речи о разностороннем развитии студента.

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"