Лекции по "Педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 23:33, курс лекций

Описание работы

1. Предмет педагогики. Основные категории в педагогике: воспитание, обучении, образование. Система педагогических наук. Связь педагогической науки и другими науками.

«Педагогика» употребляется в различных значениях. Исторически первое понимание появляется в древности, когда под педагогикой понимали воспитание.

Файлы: 1 файл

Ответы по педагогике.doc

— 2.01 Мб (Скачать файл)

 
1. Предмет педагогики. Основные категории  в педагогике: воспитание, обучении, образование. Система педагогических  наук. Связь педагогической науки  и другими науками.

 

«Педагогика» употребляется в различных значениях. Исторически первое понимание появляется в древности, когда под педагогикой понимали воспитание. В этом же значении она понималась в 18-19 веках – как искусство воспитания. Второе значение связано с концом 15-16 веков, т.е. зарождение науки как отрасли научного знания. С середины 19 века понимание педагогики как и науки и искусства связано с именем Ушинского. В этом же значении используется и в настоящее время. В конце 20 века педагогика рассматривалась как культура. Смысл воспитания - передача культуры от поколения к поколению, а педагогика отбирает лучшую часть культуры, т.е. и педагогику можно называть культурой. Педагогика произошла от 2 слов: «пайд» - дитя и «логос» - веду. Педагогика как искусство воспитания складывается в 16 в. одну науку от другой отличает предмет науки – круг исследования науки. Предметом педагогики являются закономерности процессов обучения и воспитания личности с целью ее развития.

 

Предмет педагогики – это воспитание человека, как особая функция общества.

 

К числу основных понятий педагогики, называемых ее категориями относятся:

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Образование – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, творческих сил и способностей.

Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека.

Воспитание – целенаправленная система, процесс, который протекает в специальных учреждениях под руководством специально подготовленных людей.

Воспитание используется в различных смыслах:

              1. воспитание, как общественное (соц.) явление: передача соц. значимого опыта от одного поколения к другому. В этом значении воспитание возникает в процессе трудовой деят-ти, носит исторический характер, направлено на всех членов общества и осуществляется через: а) уровни развития производства, б) системы общественного отношения, в) идеологию и политику, г) явление общественной психологии (мода, слухи, вера), д) с.м.и., е) деят-ть общественных учреждений и организаций.
              2. воспитание, как пед. явление: планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, ориентаций, отношений человека, обеспечивающих необходимые условия для его развития. В этом смысле слова воспитание направлено на группу или индивида и осуществляется через: а) семью, б) образовательные учреждения различных типов, в) детские и юношеские объединения, г) клубы и секции по месту жительства.
              3. воспитание, как узкое пед. явление: направленное воспитание работы. В этом значении воспитание бывает след. видов: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое. Для осуществления воспитательной работы созданы спец. воспитательные учреждения, в которых работают проф. педагоги. 

 
Структуру пед. науки составляют следующие разделы:

  1. общие основы педагогики
  2. теория обучения или дидактика
  3. теория воспитания
  4. основы управления образованием – менеджмент

В пед. науке выделяют отрасли – самостоятельные пед. полнауки:

    1. общая педагогика
    2. возрастная педагогика
    3. профессиональная педагогика (военная педагогика)
    4. специальная педагогика – коррекционная педагогика;
      • если со знаком «минус»:

         а) логопедия (неправильно говорящие)

         б) сурдопедагогика (не говорящие)

         в) тифлопедагогика (слепые)

         г) алигофренопедагогика (для детей  с задержками развития)

  • если со знаком «плюс», то педагогика одаренных
    1. частные методики обучения
    2. школьная гигиена
    3. история образования «педагогической мысли» 
    4. социальная педагогика, изучающая вопросы вхождения в социум человека.

 

Связь педагогики с другими науками

Педагогика имеет тесную связь с другими науками, такими как философия, психология, медицина, биология, социология и политология и др. Развитие педагогики, как науки, протекает в тесной взаимосвязи с множеством наук, и все они являются частями одного целого научного понимания о мире и человеке.

Философия, изучая действия общих закономерностей человеческого бытия и мышления, является основой для создания педагогических теорий. Опираясь на философские модели описания мира, строятся модели педагогического воздействия. При этом, используются различные направления философской мысли, в результате чего возникают разнообразные, зачастую противоречивые методики воспитания. Значительную роль в воспитательном процессе играет религия. Сторонники этого подхода считают науку неспособной познать высшую истину, приблизиться к которой можно лишь посредством «сверхразума». По мнению неотомистов, главное предназначение религии – воспитание личности, а образование должно иметь главной целью развитие безраздельного стремления приблизиться к Богу.

Педагогика, основанная на теории экзистенциализма, предполагает развитие личности, как отдельного обособленного мира, благодаря которому существует все вокруг. Объективные знания и догмы отвергаются вовсе. Предметом наблюдения и исследований этого философского направления является индивидуальное бытие человека.

В противоречие экзистенциалистам и неомистам, существует теория диалектического материализма, последователи которой превозносят роль общества, коллектива. Личность же воспринимается как объект общественных отношений. Сознание считается результатом возникновения и деятельности материи. Педагоги, опирающиеся на методологию диалектического материализма, считают решающим в становлении личности процесс воспитания.

Основатели прагматической педагогики руководствуются в своей деятельности главным образом опытом, полученным человеком в результате собственной деятельности. Поэтому основными методами образования и воспитания при таком подходе является практика, как средство познания и приобретения знаний.

Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики с психологией и физиологией, связь эта традиционна, т. к. методы педагогического воздействия должны в первую очередь опираться на законы и механизмы деятельности и развития личности, а их изучением занимается психология. Каждый раздел педагогической науки заимствует наработки из определенных разделов психологии. Взаимодействие педагогики и психологии стало основой для возникновения таких новых научных направлений как педагогическая психология и психопедагогика, однако, педагогика занимается воздействием на формирование человеческой личности, а психологию интересует главным образом развитие психики человека. Поэтому, несмотря на активное взаимодействие, каждая наука является вполне автономной и имеет свой предмет исследований. Физиологические данные о человеческом организме используется в педагогике с точки зрения определения возможностей и способностей человека к обучению, эффективности восприятия информации посредством различных органов чувств.

Очевидна связь педагогики и медицины. Дети, имеющие врожденные или приобретенные дефекты, влияющие на развитие мыслительной или физической деятельности, нуждаются в применении к ним коррекционной педагогики. Даже при осуществлении стандартной педагогической деятельности необходимо учитывать медицинские показания ученика и в соответствии с ними при необходимости корректировать педагогический процесс. Так, например, людям с ослабленным зрением не следует предлагать большое количество наглядного материала, а при обучении людей с нарушениями слуха наоборот делать акцент на визуальное восприятие.

Неоспоримой является связь педагогики с историей и литературой. История составляет значительную часть материалов для воспитательной и образовательной деятельности, будучи кладезем жизнеописаний исторических личностей, опыта предков разных социальных групп и народов. Опираясь на исторические данные, педагогическая наука росла и совершенствовалась, учитывая ошибки и удачи педагогов прошлого. Исследуя изменения в развитии личности с древних времен до наших дней, возникало и возникает до сих пор много инновационных методов обучения, воспитания и образования. Литература является непременным атрибутом всех основных категорий педагогики и незаменимым помощником для педагогов различных направлений. Получение образование немыслимо без специализированной литературы по предметам, изучаемым в рамках приобретения конкретной профессии. Такая литература является одним из основных источников информации, без которой накопление и пополнение знаний было бы практически невозможным. Художественная литература играет важную роль в процессе воспитания, помогая человеку выбрать правильный ориентир в поиске правильной на его взгляд идеологии, нравственной позиции, формирует мировоззрение человека, дает основу для размышлений, анализа, классификации, сравнения, повышая тем самым способность человека к обучению.

Социология связана с педагогикой планированием состояния и содержания общества и его социальных групп. Педагогика, выполняет свои функции в соответствии с заказом социологии на адекватную в данное время и в данной социальной группе личность, характеризуя ее определенными качествами, на выработку которых направлен педагогический процесс.

Политология и педагогика имеют точки соприкосновения в образовательном процессе, т. к. стержнем образовательной политики всегда является государственная идеология. В задачи педагогики входит формирование личности, готовой к жизни и деятельности в существующей и прогнозируемой государственной политической обстановке.

Только тесное комплексное взаимодействие педагогики с остальными науками может обеспечить полноценный научный подход к предмету своего исследования и корректного построение педагогического процесса.

 

2. Педагогическая профессия и профессиональная деятельность педагога.

 

Возникновение педагогической профессии.

Профессия педагога считается вечной, т.к. с момента своего возникновения чел-к испытывал потребность учить и учиться, т.е. передавать социально значимые знания и умения от старшего поколения к младшему. Пед деят-ть возникает приблизительно 35 – 40 тыс. лет назад параллельно с выделением семьи как ячейки общества. Первыми «воспитателями» были наиболее дряхлые старые, раненные члены племени, которые не могли участвовать в процессе добывания пищи. В последствие передачей трудовых навыков начинают заниматься люди наиболее умелые рассказывать, показывать, объяснять. Педагогика как наука говорит о выделении воспитания как вида деят-ти с момента, когда образованием молодежи начинают занимать спец. люди, наиболее умелые в процессах рассказа, объяснения и т.д., которые не участвуют в других видах деят-ти, т.е. воспитание становится их основной  обязанностью. Воспитание у древних людей связано с передачей трудовых навыков, оно носит общественный характер. С возникновением классового разделения появляются различия в воспитании бедных и богатых. Традиционно различается воспитание мальчиков и девочек. Само слово «воспитание» происходит от слова «питать, подпитывать», т.е. формировать личность постепенно. Само слово «педагогика» происходит: «пайд» - дитя, «логос» - веду, т.е. детоводство или детяводство. Самое раннее название человека, который занимался воспитанием в Спарте – педаномы. В Др. Риме педагогами называли рабов, которые сопровождали детей на занятия, в гимнастические залы и др. современное понятие педагогики формируется на рубеже XVII-XVIII в.в.

Русское слово «учитель» первоначально связано с ремеслом. Учитель учил подмастерьев. Самые первые школы как учреждения для обучения возникли в Междуречье (р. Евфрат и р. Тигра) в шумерском гос-ве. Эти школы назывались эддубы или «дома табличек». Эти школы имели строго иерархическое строение. Во главе школы стоял отец школы, чуть ниже его – держатель хлыста (поддержание дисциплины). В такой школе могли обучаться до 3-х групп учеников. Обучение ведут 3-5 учителей и до 10 помощников учителя. В шумерском гос-ве существовала клинопись. Помощники учителя делали глиняные таблички для обучения. В школах учились не только читать и писать, но и изучали ботанику, астрономию, геометрию, а также сборники математических задач с ответами, делали книги, связывая несколько глиняных табличек. В начале дня – устный урок, затем письменный урок, потом перерыв и еще раз устный и письменный уроки. Если опоздал, то держатель хлыста долго и больно бил.

     Еще один  пример раннего обучения –  древнеиндийская модель индивидуального обучения у мудреца гуру. Такую форму обучения позволяли себе достаточно обеспеченные люди. На 7 году ребенка отдавали гуру, которые жили в монастыре или отшельниками. Ребенок отдавался на 12, 24, 36, 48 лет или до смерти гуру. Основная задача ребенка - повторить собою учителя. У гуру могло быть до 12 учеников. Когда ученик считал возможным высказать свое мнение и гуру давал ему слово, то его обучение считалось законченным. Иная система образования в Китае. Индивидуальная система обучения. Учитель, передавая знания ребенку, старается сформировать у ребенка личную позицию, а не учителя. Китайский ученик не имеет авторитета, у него безграничный простор самосовершенствования. Главное – создание возможности для максимального саморазвития личности.  Древнекит. и древнеинд. обучение объединяет то, что процесс обучения основывается на логическом мышлении (рассуждении). Часто информация предоставляется в словесной форме и требуется просто повторить ее (это свойственно для всех ранних школ).

На Руси основной задачей воспитания является передача проф. умений до XVIII в. – учеба ради того, чтобы качественно делать, хотя идеал образованности привлекателен, и в произведениях устного народного творчества образованный человек считается хорошим. Ранние формы обучения дает нам прообраз и современного экзамена. Своими корнями он уходит в древний обряд инициации – посвящение во взрослых. В Др. Китае перед выпуском – спор с мудрецом, в Спарте – поймать 7 рабов, у древних людей  - убить косулю.

В конце XVI века впервые в общеевропейской капитулярии наук (1548г.) появляется слово «педагогика». Теоретическое обоснование педагогики как науки связано с жизнью и деятельностью Яна Амоса Коменского. Он написал первый пед. труд «Великая дидактика», в которой и характеризует новую науку – педагогику, ее цели, принципы и содержание. Коменский пишет:  «профессия педагога почетна как никакая другая под солнцем…»

 

Специфика педагогической деятельности

Для понимания сущности педагогической деятельности выделим её субъект и объект. Субъект и объект – общенаучные понятия. В любой деятельности субъектом принято называть того, кто совершает действие, а объектом – того, кто испытывает воздействие. Объектом может быть как человек, живое существо, так и неодушевлённый предмет. Таким образом, субъект воздействует на объект, преобразует его или изменяет пространственно-временные условия пребывания объекта. Например, человек-субъект может преобразовать стол-объект (сломать, отремонтировать, внести изменения в конструкцию) или изменить пространственно-временные условия его функционирования (переставить стол в другое место, по-разному использовать его в то или иное время).

Информация о работе Лекции по "Педагогика"