Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 23:33, курс лекций
1. Предмет педагогики. Основные категории в педагогике: воспитание, обучении, образование. Система педагогических наук. Связь педагогической науки и другими науками.
«Педагогика» употребляется в различных значениях. Исторически первое понимание появляется в древности, когда под педагогикой понимали воспитание.
7. Целостность педагогического
процесса: сущность, функции, движущие
силы, условия его построения. Воспитание
в целостном педагогическом
Обращаясь к истории педагогики, следует отметить, что пед. процесс как целостное явление не всегда был предметом исследования. К середине XIX века, однако, многие педагоги (Песталоцци, Дистервег и др.) доказывали, что процессы обучения и воспитания не существуют независимо друг от друга. К 70-м годам XIX в. в педагогике утвердилась позиция целостности, в рамках которой пед. процесс рассматривается на основе системного подхода.
По определению Ильиной, система – это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как единое целое. Общество формирует в системе образования ее цель в форме соц. заказа. Соц. заказ, преломляясь в призме образовательных учреждений, превращается в цель конкретного образовательного учреждения (оу). Цель подразделяется на цели конкретного возраста: цель детского сада, цель начальной школы, цель общей школы, цель внешкольной работы и др. (это пример на школе). Из всего многообразия этих целей выделяется цель общего дела или урока. Мы выстроили систему целей.
В реальной практической деят-ти педагог реализует поставленные цели, не разделяя воспитательные и образовательные цели, поскольку любое воспитательное действие обучает, а любое обучаемое действие воспитывает. Разделение процессов воспитания и обучения целесообразно при научном анализе. На практике они едины. Исходя из этого цпп – это с одной стороны, совокупность процессов обучения и процессов воспитания.
Постольку поскольку в пед процессе взаимодействуют учитель (воспитатель) и ученик (воспитанник), то пед. взаимодействие будет составлять сущность цпп.
Воспитатель --- воспитанник = развивающаяся личность
ЦПП = процесс обучения + процесс воспитания
Деят-ть учителя + деят-ть ученика
В цпп ребенок (развивающаяся личность) является и объектом воспитания и субъектом воздействия. Воспитатель воздействует на воспитанника с тем, чтобы сформировать гармонично развитую личность. Формирование такой личности возможно только в результате целостного целенаправленного воздействия.
В рамках цпп существуют внутренние связи:
А) информационная
Б) организационно деятельностные
В) коммуникативная
Г) управленческие
Пед. деят-ть имеет свою структуру. Системообразующим компонентом пед. деят-ти является цель. Цель педагогики рассматривается как идеальное предвоспитание желаемого результата. Цель чаще всего абстрактна и имеет краткую формулировку. Целевой компонент находит свою реализацию и толкование в содержании деят-ти.
Содержание деят-ти – это сумма или объем той информации и действий, которые необходимо совершить для достижения поставленной цели. Специфической особенностью пед. деят-ти является то, что она – всегда взаимодействие субъекта и объекта.
Субъект – это тот, кто осуществляет пед. деят-ть, а объект – тот, на кого направлено воздействие. В пед. деят-ти субъект и объект могут меняться местами. Педагог и ученик свое взаимодействие осуществляют в процессе различных видов деят-ти. Чаще всего это взаимодействие учителя с учеником или воспитателя с воспитанником. Воспитатель или учитель в процессе взаимодействия передает информацию, используя свой набор методов, средств и форм воздействия.
Метод – это способ педагогически целесообразного взаимодействия педагога с воспитанником (словесные, практические).
Средства – это предмет материального мира или ситуация преднамеренно включаемые педагогом в пед. процесс.
Формы пед. деят-ти – это варианты композиционного построения взаимодействия (индивид, коллектив, массовые формы).
В пед. деят-ти ученика есть один главный компонент – мотив (хочу, потому что… не хочу, хочу получить 5, потому что доплатят деньги).
Возникает еще один компонент – аналитический. Он позволяет отследить цели пед. деят-ти. В случае если результат не совпадает с поставленной целью, то начинается новый этап пед. деят-ти. Педагог может оценивать, на сколько результат не совпадает с целью - диагностическая деят-ть.
Т.о. пед. деят-ть (структура) составляют следующие компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельский, аналитический, диагностический, результативный.
Исходя из предложенной структуры, пед. деят-ть имеет свои некоторые спец. особенности:
В связи со структурой пед. деят-ти выделяются функции пед. деят-ти или подвиды, составные части. По классификации Щербакова пед. деят-ть имеет следующие функции:
Пед. процесс имеет свои закономерности. Закономерностью называется объективно существующая устойчивая повторяющаяся необходимая и существенная связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие. В педагогике выделяются закономерности, обусловленные внешними связями и обусловленные внутренними связями. Закономерности, обусловленные внешними связями:
Закономерности, обусловленные внешними связями, объективны. Закономерности, обусловленные внутренними связями:
Закономерность пед. процесса находит свое конкретное выражение в принципах.
Принцип (лат. - основа, первоначало) – это руководящая идея, правило, требование, положенное в основу организации деят-ти. Принцип указывает направление деят-ти и служит основой конструирования пед. процесса. Традиционно принципы обучения и принципы воспитания рассматриваются отдельно, однако, в контексте целостности пед. процесса существует другая классификация принципов, включающая в себя:
1 группа: принципы организации пед. процесса.
2 группа: принципы руководства деят-тью воспитанников.
Воспитание.
В понимании сущности процесса воспитания в педагогике выделяют следующие подходы:
Воспитание реализуется на нескольких уровнях: 1. воспитание конкретной личности и самовоспитание; 2. воспитание рассматривается как взаимодействие; 3. воспитание рассматривается как социализация.
Основные факторы, влияющие на воспитание личности: семья и ближайшее соц. окружение; образовательное учреждение; учреждения культуры, здравоохранения; юношеские и детские объединения и организации.
В настоящее время сущность процесса воспитания все чаще рассматривается с позиции аксиологического подхода. В рамках этого подхода воспитание рассматривается как процесс интериоризации (присвоения ценностей личностью). Ценность – соц. категория, характеризует социумность личности. Эта ценность существует независимости от личности до той поры, пока в какой-то жизненной ситуации личность не соприкоснется с ней и не освоит ее. Но для личностного развития необходимо, чтобы эта ценность стала руководством в деят-ти, т.е. была усвоена и присвоена. В связи с тем, что ценности изменяются, и сама личность изменяется, то процесс воспитания очень индивидуален.
Воспитательный процесс
Процесс воспитания – процесс активного целенаправленного взаимодействия между учащимися и учителем, в результате которого у учащегося формируются опыт деятельности и поведения, личностные качества.
Особенности воспитательного процесса
1. Целенаправленность.
Основным ориентиром в
2. Многофакторность
процесса. При его осуществлении
учитель должен учитывать
3. Значимость личности педагога. Огромную роль в воспитании играет личность педагога: его умения, черты характера, качества, ценности.
4. Отдаленность результатов от непосредственного воспитательного воздействия – воспитание не дает мгновенного эффекта.
5. Непрерывность.
Это процесс постоянного
6. Комплексность: единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания, подчиненное идее целостности формирования личности.
Противоречия процесса воспитания. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые бывают внутренними и внешними.
Внешние противоречия
1. Несоответствие воспитательных влияний семьи и школы, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям школы.
2. Противоречие
в необходимости усвоения