Лекции по "Педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 23:33, курс лекций

Описание работы

1. Предмет педагогики. Основные категории в педагогике: воспитание, обучении, образование. Система педагогических наук. Связь педагогической науки и другими науками.

«Педагогика» употребляется в различных значениях. Исторически первое понимание появляется в древности, когда под педагогикой понимали воспитание.

Файлы: 1 файл

Ответы по педагогике.doc

— 2.01 Мб (Скачать файл)

 

7. Целостность педагогического  процесса: сущность, функции, движущие  силы, условия его построения. Воспитание  в целостном педагогическом процессе.

 

Обращаясь к истории педагогики, следует отметить, что пед. процесс как целостное явление не всегда был предметом исследования. К середине XIX века, однако, многие педагоги (Песталоцци, Дистервег и др.) доказывали, что процессы обучения и воспитания не существуют независимо друг от друга. К 70-м годам XIX в. в педагогике утвердилась позиция целостности, в рамках которой пед. процесс рассматривается на основе системного подхода.

По определению Ильиной, система – это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как единое целое. Общество формирует в системе образования ее цель в форме соц. заказа. Соц. заказ, преломляясь в призме образовательных учреждений, превращается в цель конкретного образовательного учреждения (оу). Цель подразделяется на цели конкретного возраста: цель детского сада, цель начальной школы, цель общей школы, цель внешкольной работы и др. (это пример на школе). Из всего многообразия этих целей выделяется цель общего дела или урока. Мы выстроили систему целей.

В реальной практической деят-ти педагог реализует поставленные цели, не разделяя воспитательные и образовательные цели, поскольку любое воспитательное действие обучает, а любое обучаемое действие воспитывает. Разделение процессов воспитания и обучения целесообразно при научном анализе. На практике они едины. Исходя из этого цпп – это с одной стороны, совокупность процессов обучения и процессов воспитания.

Постольку поскольку в пед процессе взаимодействуют учитель (воспитатель) и ученик (воспитанник), то пед. взаимодействие будет составлять сущность цпп.

Воспитатель --- воспитанник = развивающаяся личность

ЦПП =   процесс обучения + процесс воспитания

Деят-ть учителя + деят-ть ученика

В цпп ребенок (развивающаяся личность) является и объектом воспитания и субъектом воздействия. Воспитатель воздействует на воспитанника с тем, чтобы сформировать гармонично развитую личность. Формирование такой личности возможно только в результате целостного целенаправленного воздействия.

В рамках цпп существуют внутренние связи:

А) информационная

Б) организационно деятельностные

В) коммуникативная

Г) управленческие              

 

Пед. деят-ть имеет свою структуру. Системообразующим компонентом пед. деят-ти является цель. Цель педагогики рассматривается как идеальное предвоспитание желаемого результата. Цель чаще всего абстрактна и имеет краткую формулировку. Целевой компонент находит свою реализацию и толкование в содержании деят-ти.

Содержание деят-ти – это сумма или объем той информации и действий, которые необходимо совершить для достижения поставленной цели. Специфической особенностью пед. деят-ти является то, что она – всегда взаимодействие субъекта и объекта.

Субъект – это тот, кто осуществляет пед. деят-ть, а объект – тот, на кого направлено воздействие. В пед. деят-ти субъект и объект могут меняться местами. Педагог и ученик свое взаимодействие осуществляют в процессе различных видов деят-ти. Чаще всего это взаимодействие учителя с учеником или воспитателя с воспитанником. Воспитатель или учитель в процессе взаимодействия передает информацию, используя свой набор методов, средств и форм воздействия.

Метод – это способ педагогически целесообразного взаимодействия педагога с воспитанником (словесные, практические).

Средства – это предмет материального мира или ситуация преднамеренно включаемые педагогом в пед. процесс.

Формы пед. деят-ти – это варианты композиционного построения взаимодействия (индивид, коллектив, массовые формы).

В пед. деят-ти ученика есть один главный компонент – мотив (хочу, потому что… не хочу, хочу получить 5, потому что доплатят деньги).

Возникает еще один компонент – аналитический. Он позволяет отследить цели пед. деят-ти. В случае если результат не совпадает с поставленной целью, то начинается новый этап пед. деят-ти. Педагог может оценивать, на сколько результат не совпадает с целью - диагностическая деят-ть.

Т.о. пед. деят-ть (структура) составляют следующие компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельский, аналитический, диагностический, результативный.

Исходя из предложенной структуры, пед. деят-ть имеет свои некоторые спец. особенности:

  1. пед. деят-ть всегда целенаправленна
  2. пед. деят-ть всегда гуманна (направлено на благо другого человека)
  3. пед. деят-ть – это всегда метадеят-ть – деят-ть по организации других видов деят-ти
  4. педагог в своем арсенале имеет большой набор средств, форм и методов воздействия, которые может комбинировать в зависимости от ситуации
  5. пед. деят-ть состоит из стереотипного (повторяющегося из урока в урок) и импровизационного
  6. результат пед. деят-ти отодвинут во времени. Педагог его не видит.

В связи со структурой пед. деят-ти выделяются функции пед. деят-ти или подвиды, составные части. По классификации Щербакова пед. деят-ть имеет следующие функции:

    • конструктивная – умение педагога отбирать, планировать конкретный материал для конкретной аудитории
    • организаторская – выполнение системы действий на вовлечение учеников в какую-то деят-ть
    • коммуникативная – пед. деят-ть всегда реализуется в общении, основной инструмент – слово
    • информационная – педагог выступает одним из основных источников информации для слушателей
    • развивающая – любое пед. воздействие должно содействовать развитию личности (зона актуального и ближайшего развития)
    • мобилизационная – напрямую связана с развивающей. Педагог суммирует всю вашу познавательную активность, чтобы достичь результата
    • исследовательская – в процессе обучения можно сильно заинтересоваться какой-либо темой, которая будет направлять вашу деятельность

 

Пед. процесс имеет свои закономерности. Закономерностью называется объективно существующая устойчивая повторяющаяся необходимая и существенная связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие. В педагогике выделяются закономерности, обусловленные внешними связями и обусловленные внутренними связями. Закономерности, обусловленные внешними связями:

  1. цпп, его цель, содержание, формы и методы обусловлены соц. экономическими потребностями общества, его политикой и идеологией.
  2. Задачи, содержание, формы и методы пед. процесса зависят не только от потребностей, но и от возможности общества, от условий протекания пед. процесса.

Закономерности, обусловленные внешними связями, объективны. Закономерности, обусловленные внутренними связями:

  1. закономерная связь воспитания, обучения и развития
  2. единство преподавания и учения, воспитания и самовоспитания
  3. определяющая роль деят-ти и общения в пед. процессе
  4. закономерное соответствие содержания, форм и методов пед. процесса возрастным особенностям и возможностям воспитанника
  5. закономерная взаимосвязь коллектива и личности в пед. процессе

 

Закономерность пед. процесса находит свое конкретное выражение в принципах.

Принцип (лат. -  основа, первоначало) – это руководящая идея, правило, требование, положенное в основу организации деят-ти. Принцип указывает направление деят-ти и служит основой конструирования пед. процесса. Традиционно принципы обучения и принципы воспитания рассматриваются отдельно, однако, в контексте целостности пед. процесса существует другая классификация принципов, включающая в себя:

1 группа: принципы организации пед. процесса.

  • принцип гуманистической направленности
  • принцип связи с жизнью и производственной практикой
  • принцип научности
  • принцип соединения с трудом на общую пользу
  • принцип ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания  поведения
  • принцип пед. воздействия в коллективе
  • принцип наглядности
  • принцип системности и последовательности
  • принцип эстетизации детской жизни

2 группа: принципы руководства деят-тью воспитанников.

  • сочетание пед. руководства с самоуправлением, развитием инициативы и самостоятельности воспитанников
  • сочетание уважения к личности ребенка и разумной требовательности к нему
  • принцип опоры на положительное в человек
  • принцип согласованности требований школы, семьи и общественности
  • принцип доступности и посильности
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
  • принцип прочности и действенности результатов

   

 

Воспитание.

 В понимании сущности процесса воспитания в педагогике выделяют следующие подходы:

  1. в старых учебниках: воспитание – это процесс целенаправленного формирования гармонично развитой личности.
  2. Сластенин, Шеянов: воспитание рассматривается как ориентир на упорядочивание всех спектров влияния и создание условий для ускорения процесса социализации в целях развития личности.
  3. Безрукова говорит, что воспитание направлено на формирование воспитательных отношений. Яркой особенностью этого подхода является процесс системы отношений.
  4. Лихачев: воспитание как процесс педагогических ситуаций. Любой пед. процесс – последовательность пед. действий.
  5. Силиванова, Новикова, Караковский: воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности в рамках воспитательных систем. Подчеркивается системность воспитания. Всегда происходит в рамках системы.

Воспитание реализуется на нескольких уровнях: 1. воспитание конкретной личности и самовоспитание; 2. воспитание рассматривается как взаимодействие; 3. воспитание рассматривается как социализация.

Основные факторы, влияющие на воспитание личности: семья и ближайшее соц. окружение; образовательное учреждение; учреждения культуры, здравоохранения; юношеские и детские объединения и организации.

В настоящее время сущность процесса воспитания все чаще рассматривается с позиции аксиологического подхода. В рамках этого подхода воспитание рассматривается как процесс интериоризации (присвоения ценностей личностью). Ценность – соц. категория, характеризует социумность личности. Эта ценность существует независимости от личности до той поры, пока в какой-то жизненной ситуации личность не соприкоснется с ней и не освоит ее. Но для личностного развития необходимо, чтобы эта ценность стала руководством в деят-ти, т.е. была усвоена и присвоена. В связи с тем, что ценности изменяются, и сама личность изменяется, то процесс воспитания очень индивидуален.

 

Воспитательный процесс

Процесс воспитания – процесс активного целенаправленного взаимодействия между учащимися и учителем, в результате которого у учащегося формируются опыт деятельности и поведения, личностные качества.

Особенности воспитательного процесса

1. Целенаправленность. Основным ориентиром в воспитании  служит общественная направленность. Педагог должен видеть модель, к которой он стремится, проистекающая  из нее цель должна быть понятна воспитаннику, он должен ее принять и понять – тогда будет эффективным воспитание.

2. Многофакторность  процесса. При его осуществлении  учитель должен учитывать большое  количество объективных и субъективных (внутренние потребности личности) факторов. Чем больше совпадают влияние учителя и объективных факторов, тем успешнее воспитание.

3. Значимость  личности педагога. Огромную роль  в воспитании играет личность  педагога: его умения, черты характера, качества, ценности.

4. Отдаленность результатов от непосредственного воспитательного воздействия – воспитание не дает мгновенного эффекта.

5. Непрерывность. Это процесс постоянного взаимодействия  воспитателей и воспитанников. Одно  мероприятие не приведет к  результату, необходима система  работы.

6. Комплексность: единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания, подчиненное  идее целостности формирования  личности.

Противоречия процесса воспитания. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые бывают внутренними и внешними.

Внешние противоречия

1. Несоответствие  воспитательных влияний семьи  и школы, противодействие со стороны  семьи некоторым требованиям  школы.

2. Противоречие  в необходимости усвоения учащимися  все возрастающего потока информации  и наличия у учеников умения ориентироваться в ее содержании, направленности, значимости, умения самостоятельно пополнять свои знания.

Информация о работе Лекции по "Педагогика"