Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 23:33, курс лекций
1. Предмет педагогики. Основные категории в педагогике: воспитание, обучении, образование. Система педагогических наук. Связь педагогической науки и другими науками.
«Педагогика» употребляется в различных значениях. Исторически первое понимание появляется в древности, когда под педагогикой понимали воспитание.
Субъект педагогической деятельности – педагог, объект педагогической деятельности – воспитанник.Однако такое разграничение субъекта и объекта педагогической деятельности весьма условно, потому что важным условием успешности педагогической деятельности является активность самого ребёнка его в обучении и воспитании. Таким образом, обучающийся, воспитуемый является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом познания, приобретающим необходимые ему в жизни знания, а также опыт деятельности и поведения.
Педагог и обучающийся являются участниками педагогического процесса.
Особенности педагогической профессии проявляются в её целях и результате, функциях, характере труда педагога и характере взаимодействия участников педагогического процесса (педагога и ребёнка).
1. Цель
педагогической деятельности –
формирование личности
2. Результат педагогической деятельности – личность, полезная и успешная в обществе.
3. За
педагогической профессией в
обществе исторически
4. Педагогическая
деятельность имеет
Коллективный
характер педагогической деятельности
проявляется в том, что…
- результат деятельности – личность –
является итогом труда нескольких субъектов
(педагогов, семьи, социального окружения,
самого ребёнка), образовательный процесс
осуществляется в подавляющем большинстве
случаев в коллективе воспитанников, который
является мощным фактором воспитания;
- образовательный процесс направлен на
подготовку личности к пребыванию в коллективе
и обществе.
Творческий характер труда педагога проявляется в различных компонентах педагогической деятельности: в анализе педагогической ситуации, в постановке и решении педагогических задач, в организации своей деятельности и деятельности учащихся. Если педагог использует новые, нестандартные, формы и способы деятельности, находит и применяет оригинальные решения стоящих перед ним задач образования, воспитания и развития учащихся, то он проявляет педагогическое творчество.
Педагогическое творчество – процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.). Творчески работающий учитель способен выбрать оптимальное сочетание способов передачи учащимся знаний и опыта, т.е. адаптировать (приспособить) передаваемые детям знания и опыт к своим индивидуальным особенностям и особенностям своих учеников, не уклоняясь от поставленных целей. При этом результат педагогической деятельности может быть лучше, чем прежде, или такой же результат достигается с меньшими затратами.
Основой педагогического творчества является творческий потенциал личности педагога, который формируется на основе накопленного педагогом жизненного опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, а также новых идей, умений и навыков, усвоенных в результате саморазвития.
Особенности взаимодействия педагога с ребёнком заключаются в том, что педагог, во-первых, управляет процессом образования, воспитания и развития, во-вторых, стремится удовлетворить образовательные потребности ученика. Иначе говоря, он оказывает ученикам образовательную услугу, но для этого должен эффективно управлять их деятельностью. Поэтому педагогическая деятельность всегда предполагает наличие у осуществляющего её человека организаторских способностей и управленческих умений.
Результаты педагогической деятельности – это сформированные им у ребёнка знания, отношения к различным сторонам жизни, опыт деятельности и поведения. Таким образом, труд педагога оценивается по достижениям его учеников.
Профессиональная педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность – одна из древних и распространённых в мире. Ею занимаются многие люди, и не все из них являются профессиональными педагогами. В семье воспитанием ребёнка занимаются родители и старшие родственники, вне семьи воспитание происходит под влиянием разных субъектов окружающего социального мира. Многие энтузиасты, организуют развивающую деятельность детей и подростков, не являясь специалистами в вопросах образования и компенсируя нехватку педагогических знаний своей увлечённостью и самоотверженностью.
Таким образом, педагогическая деятельность может быть непрофессиональной и профессиональной
Если педагогической деятельностью могут заниматься непрофессионалы, то возникает вопрос: в чём разница между профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельностью?
Очевидно, в первую очередь речь идёт о профессиональном долге, ответственности за результат, которую несёт учитель-профессионал, как лицо, работающее не просто «для души», но и «за зарплату». Профессионал должен совершенствоваться, развиваться, осваивать новые способы и средства педагогической деятельности, воплощать в ней общественные ценности, соответствовать требованиям государственных стандартов, и установленным в образовательной организации должностным обязанностям.
То обстоятельство, что педагогической деятельностью в ряде случаев могут заниматься непрофессионалы, часто создаёт обманчивое впечатление о простоте организации обучения и воспитания, о лёгкости педагогического труда, о том, что от педагога в действительности мало что зависит.
Так, многие считают, что главная и чуть ли не единственная задача учителя состоит в том, чтобы «дать ребёнку информацию в доступной форме». Это заблуждение в разных формулировках встречается, пожалуй, особенно часто.
На самом деле «дать информацию» – лишь одна из многих задач педагога-профессионала, причём, как показывает массовый опыт, задача далеко не самая сложная.
Более того – дать информацию может не только педагог. К тому же средства передачи информации у педагога весьма ограничены, если сравнивать с другими способами информирования. Средний актёр превзойдёт хорошего учителя по удержанию внимания аудитории. А хорошая познавательная телепередача с продуманным видеорядом, компьютерной графикой, анимацией, спецэффектами гораздо более насыщена информацией, чем объяснение нового материала учителем у доски – пусть даже и интерактивной.
Это в прошлом веке дети шли в школу «за знаниями». В современном мире доступ к информации открыт каждому. Сегодня любой, подключившись к сети Интернет, может неограниченно искать и получать разнообразную информацию. Однако сегодня в интернете лишь один из трёх россиян пользуется поиском, остальные довольствуются тем, что есть в социальных сетях. Не потому ли, что со школьных лет большинство привыкло получать готовые знания? А ведь ещё в середине XIX века немецкий педагог А. Дистервег утверждал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить».
Особенность профессиональной педагогической деятельности заключается в том, что учитель не просто «даёт информацию», он ещё организует деятельность учащихся по её усвоению: восприятие, осмысление, запоминание, применение на практике, коррекцию неправильного усвоения… Кроме того, учитель отвечает за результат усвоения информации. Именно в этом сила педагогического воздействия, с которой не сравнится всё богатство средств информационно-коммуникационных технологий.
Ещё одно распространённое заблуждение о педагогической профессии состоит в том, что учить другого легче, чем делать самому.
Задумайтесь, почему многие мамы не загружают своих детей работой по дому и выполняют за них домашние задания? Не потому ли, что заправить кровать, сделать уборку в детской комнате или решить школьные задачки самой оказывается намного проще (скорость и качество), чем добиться того же от ребёнка?
Когда человек хорошо умеет что-то делать, то самому выполнить действия легче, чем научить этому другого. Если умеешь, то взял и сделал! А ученику ещё надо объяснить, показать, организовать практические действия, исправить ошибки, да ещё и периодически повторять с ним пройденный материал – времени и сил требуется намного больше.
Это очевидно! Но… только в том случае, когда важен результат. Просто поучать других, давать ни к чему не обязывающие советы, оценивать и критиковать, не неся ответственности за последствия, действительно легче, чем делать что-то самому. Как раз про таких «учителей» Бернард Шоу написал: «Кто не умеет, тот учит других».
Если учитель отвечает за результаты обучения, серьёзно относится к своим профессиональным обязанностям, ему приходится прикладывать много сил, чтобы действительно учить, а не поучать.
Тезис о том, что научить сложней, чем сделать самому, может показаться неверным, когда речь идёт о высоких достижениях, которых педагог не может добиться сам, но может привести к высокому результату ученика, например, спортсмена. Но кто скажет, что в спорте высоких достижений тренеру-педагогу приходится легче, чем спортсмену-ученику?
Говоря о высоких достижениях, вспомним и о работе с одарёнными учениками. Казалось бы, уж их-то учить легче всего! Однако и уровень их результатов должен быть выше, чем у среднего ученика, а значит, работая с ними, учителю тоже нельзя «расслабляться».
Третье заблуждение фактически отрицает саму необходимость профессиональных педагогов. Его суть в том, что практика учит лучше любого преподавателя.
В действительности так можно выразиться только образно и только в том смысле, что без практики нельзя освоить никакую деятельность.
Бесспорно, практика создаёт условия для наилучшего овладения способами действий, для формирования умений и навыков. Практическое выполнение действий помогает лучше понять некоторые аспекты научных знаний, посмотрев на них с практической, «пользовательской» точки зрения. Именно практика зачастую становится для человека ключевым пунктом обучения, позволяющим ему проверить свои силы, определить свои профессиональные предпочтения, ответить для себя на вопрос: «Хочу ли я заниматься этой деятельностью в дальнейшем?».
Да, практика учит. Но это происходит не «само собой» и зависит от множества условий. Даже попав в коллектив высококлассных специалистов, практикант не обязательно будет осваивать профессию «на острие инноваций». Он вполне может оказаться для других ненужной обузой, «мальчиком на побегушках», которого все пытаются загрузить мелкими поручениями, чтобы он «не путался под ногами». Мало чему можно научиться на практике и в коллективе, где сотрудники изо дня в день кое-как «отбывают» рабочее время. Это только часть внешних условий, негативно влияющих на обучение в ходе практики. Есть ещё и условия, связанные с отношением практиканта к деятельности, с его подготовленностью к ней.
Без педагогического руководства «обучение на практике» занимает слишком много времени, ведь обучающийся практически всё вынужден осваивать методом проб и ошибок. Поэтому за студентом, проходящим практику, закрепляется наставник – и если наставник является хорошим педагогом, то и обучающий эффект практики гораздо выше.
Хороший преподаватель не только и не столько информирует, он организует учебную работу. И в том числе – практическую деятельность обучающихся. Конечно, аудиторное преподавание не заменит собой практику, поскольку в учебной аудитории можно лишь смоделировать некоторые ситуации практической деятельности. Однако и обучающая практика без педагогического руководства теряет свою эффективность.
Таким образом, при профессиональной организации учебного процесса преподавание и практика дополняют друг друга, их крайне нежелательно разделять, а тем более – противопоставлять и пытаться однозначно определить, что из них «лучше» или «хуже».
Итак, профессиональная педагогическая деятельность сложна и многогранна. Она ориентирована на конечный результат и объединяет в себе организацию теоретического познания и практической деятельности обучающихся.
Педагогическая деятельность имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Специфику работы учителя можно оценить, определив уровень его творческого отношения к своей деятельности, а также его мастерства.
Педагогическое мастерство – это синтез личностно-профессиональных качеств и свойств личности, которые обусловливают высокую результативность педагогического процесса.
К составляющим педагогического мастерства относятся специальные знания, умения, навыки и привычки, которые обусловливают чистое владение основными приемами того или иного вида деятельности. В мастерстве педагога выделяют четыре части:
1) мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей;
2) мастерство убеждения;
3) мастерство передачи своих познаний и опыта;
4) мастерство владения педагогической техникой.
Согласно Н. Н. Тарасевичу педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, высокий уровень профессиональной деятельности, гуманистическая установка личности учителя, высокопрофессиональные знания, педагогические способности и техника.
Ядром педагогического мастерства является совокупность знаний и установок личности. Успешность определяется способностями, а общность направленности и результативности – качественным овладением педагогической техникой.