Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 23:33, курс лекций
1. Предмет педагогики. Основные категории в педагогике: воспитание, обучении, образование. Система педагогических наук. Связь педагогической науки и другими науками.
«Педагогика» употребляется в различных значениях. Исторически первое понимание появляется в древности, когда под педагогикой понимали воспитание.
3. Противоречие
между теоретически усвоенными
принципами, нормами, ценностями поведения
и реально сформированными
4. Противоречие
между словом и делом, которое
возникает из того, что имеет
место переоценка словесных
Внутренние противоречия
1. Противоречие между возникающими у личности новыми потребностями, запросами, стремлениями и достигнутым уровнем возможностей их удовлетворения. Это расхождение побуждает личность к активности, направленной на усвоение новых норм поведения, необходимых для удовлетворения этих потребностей. Если педагог или родители не создают условий для удовлетворения потребностей (не преподносят положительные образцы поведения, не предоставляют сферы деятельности), то ребенок сам находит сферу их удовлетворения (усваивает новые нормы, которые могут быть и негативными, отрицательными). Назначение воспитателя – правильно сориентировать ребенка;
2. Противоречие
между уровнем развития
Содержание процесса воспитания обеспечивается за счет различных форм и методов развитие личности. Оно включает:
1) формирование мировоззрения;
2) воспитание
сознательного отношения к
3) воспитание
политической сознательности и
развитие общественной
4) трудовое воспитание;
5) воспитание
нравственности и культуры
6) воспитание правосознания и воспитание гражданской ответственности;
7) воспитание
эстетической культуры и
8) физическое совершенствование, укрепление здоровья.
Закономерности, принципы, методы, средства, формы воспитания
Закономерности воспитания
Зависимость воспитания от совокупности субъективных и объективных факторов среды (от идеологии, политической системы и т. д.).
Субъективные факторы
1. Формирование
в структуре личности
2. Эффективность
воспитания зависит от
3. Содержание
деятельности детей в процессе
воспитания обусловлено их
4. Эффективность воспитания зависит от:
– сопутствующих процессов обучения и развития личности;
– сложившихся воспитательных отношений;
– соответствия цели и действий, помогающих эту цель достигнуть;
– соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на воспитанников;
– интенсивности воспитания и самовоспитания;
– качества воспитательного воздействия;
– интенсивности воздействия на внутреннюю сферу воспитанника;
– сочетания педагогического воздействия и уровня вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников;
– интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками.
Принципы воспитания
1. Ориентации на ценностные отношения.
2. Субъектности.
3. Принятия ребенка как данность.
4. Связи воспитания с жизнью.
5. Комплексного подхода к воспитанию, единства воспитательных воздействий.
6. Единства сознания и поведения.
7. Воспитания в труде.
8. Воспитания в коллективе.
9. Сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью самих учащихся.
10. Уважения к личности ребенка, гуманизации воспитания.
11. Учета индивидуальных особенностей.
12. Преемственности
и систематичности
13. Единства
педагогических требований
Методы воспитания
Метод воспитания – это путь достижения цели воспитания.
Классификация методов воспитания (Ю. К. Бабанский)
1. Методы формирования сознания: беседы, лекции, диспуты, пример.
2. Методы
организации деятельности и
– педагогическое требование, общественное мнение;
– приучение;
– упражнение;
– создание воспитывающих ситуаций.
3. Методы
стимулирования поведения и
– соревнование;
– поощрение;
– наказание.
Средства воспитания – это совокупность приемов воздействия.
Труд – это средство, а показ труда – это прием.
Средства воспитания – художественная литература, театр, выставка, спорт, интересный собеседник, предметы культуры и природы, коллектив воспитанников, коллектив учителей.
В процессе воспитания выделяют средства материальной культуры (игрушки, одежда, посуда) и средства духовной культуры (книги, речь, живопись и т. д.).
Формы организации воспитательного процесса:
– индивидуальные;
– групповые;
– массовые.
К формам воспитательного процесса относят кружки, олимпиады, смотры, конкурсы, выставки и т. д.
Этапы воспитательного процесса:
I этап
процесса воспитания –
II этап
– переход знаний в убеждения.
Убеждения – это твердые, основанные
на определенных принципах
III этап – воспитание чувств. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил;
IV этап – организация различных видов деятельности.
Критерии воспитанности
М. В. Гамезо выделяет два критерия воспитанности:
1) уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек (чем руководствуется человек в своем поведении);
2) уровень преднамеренности, произвольности поведения: моральная устойчивость личности, умение преодолевать трудности, управлять своими желаниями, действовать под влиянием намерения, преодолевать другие непосредственные побуждения, которые мешают выполнять намерения.
А. К. Маркова, исследуя психологические закономерности труда учителя, указывает, что чрезвычайно важным для оценки его эффективности являются именно те психические изменения в развитии учащихся, которые происходят в результате труда педагога: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость. Воспитанность ученика, по ее мнению, включает в себя:
1) «запас» нравственных представлений (что знает ученик о нормах поведения в обществе);
2) нравственные убеждения (как ученик воспринимает нравственные нормы для себя лично, т. е. личное, пристрастное отношение к нравственным нормам – личностные смыслы, мотивы, ценности);
3) реальное нравственное поведение (как знания и убеждения реализуются в поведении).
Л. Кольберг выделяет три уровня нравственного развития: преднравственный, конвенциональный и постконвенциональный. Каждый из них включает две стадии. Критерием воспитанности в его концепции выступают инстанции, которые определяют нравственный выбор личности в ситуации неопределенности (нравственной дилеммы).
1. Преднравственный
уровень (с 4 до 10 лет). На этом уровне
поступки определяются
2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет). Человек, находящийся на этом уровне нравственного развития, придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других людей. На третьей стадии («одобрение другими людьми») суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвертой стадии («авторитет, закон и порядок») суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами.
3. Постконвенциональный
уровень (с 13 лет). Истинная нравственность
достигается только на этом
уровне развития. Именно на этом
уровне человек судит о
По данным Кольберга, многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.
8. Личностно-ориентированный
подход в целостном
Личностно ориентированный подход. Это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Личностно ориентированный подход предполает оперирование следующими понятиями:
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей.
Личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.
Самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.
Самовыражение – процесс и результат развития и проявления субъектом присущих ему качеств и особенностей.
Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.
Субъектность – качество отдельного индивида или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.
Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим.
Выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.
Педагогическая поддержка – деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О. С. Газман).
Принципы личностно ориентированного подхода:
– самоактуализации: побудить детей к проявлению и развитию природных способностей и использованию социальных возможностей;
– индивидуализации: учет индивидуальных возможностей и содействие их развитию;
– субъектности: способствовать формированию и обогащению субъектного опыта, межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим;
– выбора;
– творчества и успеха;
– доверия и поддержки: вера в ребенка, его силы, поддержка устремлений к самореализации. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминируют успех обучения и воспитания ребенка.
Реализация подхода в воспитании предполагает использование технологий, включающих в себя адекватные ситуации способы педагогической деятельности: