Лекции по "Педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 23:33, курс лекций

Описание работы

1. Предмет педагогики. Основные категории в педагогике: воспитание, обучении, образование. Система педагогических наук. Связь педагогической науки и другими науками.

«Педагогика» употребляется в различных значениях. Исторически первое понимание появляется в древности, когда под педагогикой понимали воспитание.

Файлы: 1 файл

Ответы по педагогике.doc

— 2.01 Мб (Скачать файл)

Педагогическое творчество – это процесс решения педагогических задач в меняющихся условиях.

Педагогическое творчество – это следствие мастерства. Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки.

Педагогическое творчество охватывает все стороны педагогической деятельности: планирование, организацию, осуществление и анализ результатов.

В творческой деятельности в целостности выражаются познавательная, эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная составляющие личности.

Чтобы обучиться творческой деятельности, необходимо присутствие устойчивой мыслительной активности и творческой познавательной мотивации у будущих учителей.

В область проявления творчества учителя входит решение как педагогических задач, так и коммуникативных, которые служат фоном для педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик к коммуникативным задачам относит умение распоряжаться своим психическим и эмоциональным состоянием, особенно в публичной обстановке. Сочетание всех творческих свойств личности педагога определяет ее креативность.

Е. С. Громов и В. А. Моляко выделяют признаки креативности: оригинальность, эвристич-ность, фантазию, активность, концентрирован-ность, четкость, чувствительность.

 

Пед. мастерство проявляется в деят-ти и характеризуется высоким уровнем развитости спец. умений. Пед. мастерство характеризует позицию личности и наличие высокого уровня профессионализма. Пед. мастерство представляет собой комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации проф. деят-ти.

Компонентами проф. пед. мастерства являются:

1) гуманистическая направленность  личности, которая выражается в ориентации педагога на: а) себя, б) средства обучения, в) личность обучаемого или классный коллектив, г) цели пед. деят-ти

  1. профессиональные знания являются фундаментом пед. мастерства
  2. пед. способности указывают на особенности протекания психических процессов, способствующих успешности пед. деят-ти. К ним относятся: а) коммуникативность, б) перцептивные, в) динамизм личности, г) эмоциональная устойчивость, д) творческий характер личности, е) оптимистическое прогнозирование
  3. пед. техника.

 

Педагогическая техника – это умение найти верный стиль и тон в общении с воспитанниками.

Также необходимы правильная дикция и поставленный голос.

Средствами пед. техники являются: речь, поза, мимика. Пед. техника включает в себя 2 компонента:

  1. умение управлять собственным поведением: а) владение своим организмом, б) управление своими эмоциями, настроением, в) перцептивные умения, г) техника речи (распределение дыхания, постановка голоса, дикция, темп речи)
  2. умение воздействовать на личность и коллектив: а) организаторские умения, б) конструктивные, в) приемы предъявления требований, г) приемы управления пед. общения, д) приемы организации коллективной творческой деят-ти.

 

  1. Методология и методы педагогических исследований. Их краткая характеристика.

 

Методология – это вопросы, которые определяют базу того, что изучают. Человек характеризуется наличием методологии. Методология в педагогике – это позиция в отношении рассмотрения личности, ее место в социуме и ее развитие. Методология в педагогике рассматривается как учение о принципах и методах познания и преобразования пед. действительности. Всякое методологическое знание осуществляет регулирующие функции деят-ти. Методология в педагогике рассматривается на следующих уровнях:

  1. общенаучный философский – выделяются наиболее общие положения философских теорий, значимые для сегодняшней практической деят-ти. Каждая философская теория имеет соответствующую теорию образования.
  2. Общенаучный или частноисследовательский – определяется проявление всех пед. закономерностей и теорий с позиции системного подхода. Окружающий мир системен. Образование является самостоятельной системой, а с другой стороны является частью других систем. Каждая система имеет свою структуру и следующие специфические характеристики: а) все части системы служат общей цели, б) изменение одного параметра системы влечет за собой изменение остальных, в) любая система – это элемент системы более высокого порядка, г) свойство целого – быть больше частей.
  3. Частнонаучный – характеризуется функционированием специфических для педагогики принципов:
    • Личностный подход – личность является субъектом и объектом пед. деят-ти и цпп. Личность является критерием деят-ти, целью ее  результатом.
    • Деятельный подход – предполагает рассмотрение всех процессов с позиции деят-ти.
    • Целостный подход – по своей структуре явление целостное, т.к. является совокупностью процесса обучения и процесса воспитания, я также целостную личность возможно формировать только в результате целостного на нее влияния
    • Диалоговый подход – характеризуется тем, что процесс образования реализуется в процессе диалога или полилога, но не монолога.
    • Культурологический подход – предполагает рассмотрение всех процессов образования с позиции культуры.
    • Антропологический подход – предполагает системное использование данных всех наук о человеке в педагогике.
  4. технологический уровень – предполагает разработку конкретных форм работы, методик и методов воздействия на личность и группу.

 

 

Пед. исследование предполагает наличие следующих параметров: цель, задачи, гипотезы, защищаемые положения.

Исследование идет по следующим этапам:

1) эмпирический (накопление опыта),

2) гипотетический (гипотеза),

3) экспериментальный,

4) теоретический,

5) прогностический.

Пед. исследования включают в себя следующие логические звенья: обоснование актуальности выбора темы --- формулировка темы --- проблемность и объективность предмета и задач исследования --- определение базы и методов исследования --- изучение теории и истории вопроса --- анализ базовых понятий --- изучение опыта решения данной проблемы --- выдвижение гипотезы --- проведение опытно-экспериментальной работы --- обобщение экспериментальных данных --- формулировка теоретического обоснования --- оформление работы.

Выделяют методы пед. исследования, которые рассматриваются как способы изучения пед. явлений и получения научной информации о них. Методы пед. исследований подразделяются на 4 основные группы:

  1. эмпирические методы (опытные): наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, изучение документации, изучение графических, творческих и других работ школьника, метод независимых характеристик.
  2. Теоретические методы: теоретический анализ, моделирование, индуктивные и дедуктивные методы, аннотирование, цитирование, реферирование, конспектирование.
  3. Математические методы: регистрация, метод ранжирования (по рангу), шкалирование, статистические методы.
  4. Экспериментальные методы: контрольный, преобразующий, констатирующий, лабораторный и другие.

Классификация методов исследования:

  1. Теоретические методы.
  2. Научно-прикладные методы:
    1. Экспериментальные. Педагогический эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Подразделяются:
      1. По масштабу:
        • глобальный;
        • локальный;
        • микроэксперимент.
      2. По цели:
        • констатирующий (изучаются существующие педагогические явления);
        • проверочный уточняющий (проверяется гипотеза);
        • формирующий - созидательный, преобразующий (в процессе создаются новые педагогические явления).
      3. По месту проведения:
        • естественный;
        • лабораторный.
    2. Эмпирические (проводятся в жизненных условиях) методы:
      1. Традиционно-педагогические методы:
        • наблюдение - специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Требования: длительность, систематичность, разносторонность, объективность, массовость;
        • изучение педагогического опыта - организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах;
        • изучение первоисточников;
        • изучение школьной документации (классные журналы, книги протоколов собрании и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п.);
        • изучение ученического творчества (домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, «продуктов свободного времени», «хобби-занятий» и т.п.);
        • беседа;
        • интервью - различаются по стандартизованности: стандартизованное, нестандартизованное.
      2. Педагогическое тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Например: тесты успеваемости, тесты элементарных умений.
      3. Методы изучения коллективных явлений (социологические):
        1. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых, анкетами.
          • Различают:
            • по анонимности (именные анкеты, анонимные анкеты);
            • по открытости (самостоятельный ответ);
            • закрытые (выбор из готовых вариантов).
          • Виды:
            • полные;
            • урезанные.
          • Типы:
            • пропедевтические;
            • контрольные.
        2. Метод групповой дифференциации. Позволяет анализировать внутриколлективные отношения, выделять лидеров и изгоев.
        3. Статистические методы:
          • регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т.п.);
          • ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.);
          • шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.

 

 

  1. Процесс развития личности, его движущие силы и закономерности.

Одной из ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития.

В зарубежной педагогике к проблеме развития подходят по трем направлениям – биологическому, социологическому и биосоциальному.

Представители биологического направления поведение человека сводят к действию природных потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.).

Представители социологического направления считают, что в процессе своей жизни человек социализируется под влиянием различных социальных групп.

Представители биосоциального направления придерживаются мнения, что все психические процессы имеют биологическую природу, а направленность, интересы и способности личности вырабатываются как явления социальные.

Отечественная педагогика утверждает, что в личности биологическое неотделимо от социального, т. е. личность представляет собой единое целое.

Она одновременно является и результатом социализации, и живым организмом.

Личность, по определению Л. С. Выготского, – это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает учеловека, чтобы обслуживать эти функции. К основным таким функциям относят творческое овладение социальным опытом, а также введение человека в систему социальных отношений. Развитие личности рассматривается как неотъемлемое качество природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему.

Развитие личности является единым биосоциальным процессом, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные. Эта сложность определяется противоречивостью процесса развития. Именно эти противоречия, возникающие и преодолевающиеся в процессе обучения и воспитания, представляют собой движущие силы развития личности. К ним относятся:

1) противоречие между новыми потребностями, которые возникают в процессе деятельности, и возможностью или невозможностью их удовлетворения;

2) противоречие между выросшим физическим и духовным потенциалом ребенка и предшествующими формами взаимоотношений и видами деятельности;

3) противоречие между поднимающимися требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В. А. Крутецкий).

Эти противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают различные особенности в зависимости от периода, в котором раскрываются. Для разрешения противоречий необходимо возникновение более высоких уровней деятельности. Когда потребность удовлетворяется, противоречие снимается, однако вследствие этого возникает новая потребность, которая также требует перехода на более высокий уровень.

Закономерности развития личности.

Исследования в области человеческого развития выявили ряд закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность. Практическая педагогика опирается на следующие закономерности физического развития.

1. В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того как человек становится старше, темп развития замедляется.

2. Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие – медленнее.

3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.

С физическим развитием тесно связано развитие духовное, в динамике которого также наблюдаются значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Исследования показывают, что существенные отличия между людьми выражаются прежде всего в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении, уровне социального развития.

Духовное развитие также подчиняется ряду закономерностей.

1. Между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется. Л.Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – только один шаг. От новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние. От зародыша до новорожденного – пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость».

2. Духовное развитие людей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных, условиях психические функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер.

3. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Возрастные периоды, в которых условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называются сензитивными (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий). Например, для развития речевых функций сензитивным считается период от 1 до 2 лет, для интеллектуального развития – возраст до 13 лет). Причины сензитив-ности – неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся свойств. Большое значение имеет и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт.

Информация о работе Лекции по "Педагогика"