Лекция по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:34, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"

Файлы: 1 файл

Лекция.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Лекция. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ  В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ.

 

Преемственность – это содержательная, двухсторонняя связь, которая предполагает направленность воспитательно-образовательной работы детского сада с учетом требований школы и, с другой стороны, опору школы на достигнутый уровень развития детей и активное использование этого в учебно-воспитательном процессе.

                                Преемственность



 

 


        содержании

формах

средствах

создании условий

требованиях

 

Значение:

1. Большинство детей идут в школу из детского сада, а следовательно, детский сад совместно с семьей несет ответственность за подготовку детей к школе.

2. Переход ребенка из ДОУ в школу достаточно важный момент в его жизни и в жизни семьи. Меняется социальная ситуация развития, характер общения и система взаимоотношений ребенка со сверстниками (был самым большим, стал самым маленьким). Меняется характер взаимоотношений со взрослыми, в т.ч. и с родителями. Эти отношения зависят от успеха или неуспеха в учебе. Меняется система требований к ребенку. Взрослые очень ревностно оцениваю знания, умения и навыки ребенка, меняются требования к самостоятельности, организованности, повышается уровень требований к речи ребенка, у ребенка появляется много новых обязанностей, меняется режим дня. Учеба  становится основным видом деятельности ребенка.

3. Переход из детского сада в школу связан с периодом адаптации (происходит ломка динамического стереотипа), а это всегда болезненно, а мы должны сделать переход ребенка в школу как можно более плавным и безболезненным.

 

Психологическая готовность ребенка  к школе (см. детскую психологию).

 

  • Показатели готовности ребенка к школьному периоду жизни.

 

Специальная готовн.

Общая (психологическая) готовность

Физическая готовность

личностная  и соц-психологическая

нравственно-волевая 

интеллектуальная

Готовность ребенка  к чтению, письму, математике.

Готовность  к принятию новой социальной позиции – позиции  школьника, имеющего определенный круг прав, обязанностей и занимающего  особое положение в обществе. Эмоционально-положительное отношение ребенка к школе и учителям. Сформированость у ребенка необх-х коммуникативных качеств и успешного общения с новыми взрослыми и сверстниками.

1. умение управлять  своим поведением (произ-ть)

2. произв-ность в общении со взрослыми и сверстниками.

3. умение ставить цель, планировать деятельность, реализовывать  свой план, прилагать усилия в  преодолении препятствий. 

4. единство мотивационной  и операционой сторон, отношение  ребенка к трудностям и способам  их преодоления.

5.сформированость таких  качеств, как сам-ть, орган-ть, дисцип-ть.

6.  определеный уровень  сфор-ти нрав-х чувств, нрав-го  сознания, нрав-го поведения.

7. опред-й уровень разв-я  эмпатии и рефлексии.

8. опред-й уровень отн-я  ребенка к труду

1. кругозор

2. опред-й запас знаний  о природе, людях, явл-ях общественной  жизни.

3. овладение рац-ми  спос-ми обследования внешних  св-в предметов с применением  сенсорных эталонов.

4. определ-й уровень  разв-я позн/психич-х процессов.

5. сформиров-ть учебной  деятельности (умение принять задачу, знать способы ее выполнения, самоконтроль, самооценка).

6. разв-е у детей  познав-го интереса, актив-ти, позн-х  потребностей, сочетание с готовностью  стать на новую позицию.

1. физическое здоровье

2. психическое здоровье

3. развитие физ. качеств у дошкольника

4. нормальные антропометрические  данные

5. хороший уровень  развития ОД

6. хорошее разв-е мелкой  мотрики.

7. достаточное развитие  к-г навыков


 

Формы связи  детского сада и школы

Аспекты:

  1. Информационно-просветительский. Цель: информировать о том, что происходит в каждом образовательном учреждении, знакомится с новыми направлениями в работе, методиками и психологическими направлениями: *взаимное ознакомление с задачами воспитательно-образовательной работы; *знакомство с особенностями детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов; *совместные педагогические советы по проблемам готовности к школе, семинары по обсуждению программ, по вопросам адаптации ребенка к школе, о трудностях перехода в школу и как это все решать.
  2. Методический. Взаимное ознакомление с формами, средствами, методами воспитательно-образовательной работы. Направления: *взаимные посещения занятий, уроков и их анализ; *семинары и практикумы по методикам; *совместные педагогические советы по методическим вопросам; *знакомство и обсуждение новой методической литературы, публикаций в различных журналах.
  3. Практический. *взаимное посещение занятий, уроков; *предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками; *курирование воспитателями своих бывших воспитанников; *проведение диагностики в начале и конце года, с результатами которых знакомятся учителя; установление контактов между детскими коллективами: совместные уроки, занятия, развлечения, утренники, праздники, туристические походы, выставки детских работ.

 

Работа с семьей по подготовке детей к школе

Подготовка к школе осуществляется на протяжении всех лет пребывания ребенка в детском саду. Концепция  дошкольного воспитания: «Подготовка  к школе – это не самоцель, а результат всей воспитательно-образовательной работы, поэтому в течение всех предшествующих лет работы мы должны осторожно касаться данной проблемы в общении с родителями». Кульминация этой работы приходится на подготовительную группу. Вначале года проводится родительское собрание о задачах работы в подготовительной группе в связи с подготовкой детей к школе. Индивидуально проводится работа с родителями по результатам входной диагностики. Эту работу лучше проводить психологу и давать родителям конкретные рекомендации по работе с детьми. Воспитатели также проводят индивидуальную работу по своему плану. Средствами наглядного просвещения эту работу освещают в родительских уголках и папках-передвижках. Можно организовать ряд выставок, показывающих достижения детей по тем или иным вопросам. Достижения можно показать на открытых занятиях, утренниках, могут быть организованы встречи с учителями начальной школы, выставки школьных принадлежностей по согласованием с учителем. Кульминацией данной работы является праздничный выпуск детей в школу, где детям даются напутствия, а они показывают свои достижения.

Лекция. ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЯВЛЕНИЯМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

План:

  1. Сущность патриотизма
  2. Содержание и методы работы при воспитании патриотических чувств
  3. Основные направления интернационального воспитания дошкольников
  4. Средства интернационального воспитания

 

  1. Сущность патриотизма

 

Патриотизм – это важнейшее нравственное качество гражданина любой страны.

 

Патриотизм – это нравственная сила, которая определяет поведение людей, является источником их героизма, мужества, благородства. Патриотизм отличает его действенный характер: единство чувства любви к Родине и желание защищать ее от врагов. Патриотизм интернационалистичен.

Патриотизм формируется под  влиянием образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, в детском саду, в школе, в трудовом коллективе. Чувство любви к Родине, к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления представлений об общественной жизни, труде людей, природе. Это сложное чувство вырастает из любви к близким людям, к родному краю. Чувство патриотизма – это любовь к родным местам, гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, желание сохранять и преумножать богатства своей страны.

Дошкольный возраст – благоприятный  период для развития патриотических чувств, т.к. впечатления детства глубоко влияют на все дальнейшее формирование человека. Сказки, пословицы, поговорки, загадки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром. Он направляет и регулирует восприятие окружающего мира. При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать о том, что их интересует. Важно, чтобы ребенок почувствовал отношение взрослого к фактам, событиям, о которых он  рассказывал.

Т.о., целенаправленная педагогическая работа развивает, воспитывает чувства и формирует убеждения ребенка.

 

  1. Содержание и методы работы при воспитании патриотических чувств.

Воспитание любви  к маме, родным и близким. Малыш впервые открывает родину в семье. Это ближайшее окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье и самым близким людям. Мама – это самый дорогой человек у ребенка. К ней он обращается и с радостью, и с горем. Каждый ребенок любит свою маму, она самая красивая и умная.

Воспитание любви  к детскому саду. Этому способствует организация жизни в детском саду: интересная деятельность, участие в общих праздниках, общение с товарищами, заботливое отношение воспитателя к детям. Надо создать в детском саду такие условия, чтобы ребенок чувствовал комфорт и уют, чтобы ему нравилось ходить в детский сад.

Воспитание любви  к труду людей. При ознакомлении детей с трудом взрослых, важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Воспитатель обращает внимание на сложный и коллективный характер труда. надо учить детей беречь труд и результаты труда определенных людей, воспитывать у детей бережное отношение к своим вещам, игрушкам, книгам и т.д.

Расширению представлений о  труде, углублению чувств уважения и  любви способствует рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, которые отражают деятельность людей разных профессий. Дети читают различные произведения  о труде. У старших дошкольников формируем знания о социальной значимости труда взрослых, о высоких моральных качествах трудящихся. Это становится основой формирования чувства уважения к старшим, которое проявляется в почтительном, вежливом отношении детей к старшим, в умении и готовности прийти на помощь, проявить внимание и заботу, в бережном отношении к труду взрослых.

Воспитание любви  к природе.

Воспитание любви к своему городу (поселку, республике, Москве, России). Родина для маленького ребенка начинается с ближайшего окружения: с дома, с улицы, на которой он живет и где расположен его детский сад в младшей группе начинается проявления любви к своим родным местам. Дети должны понять, что их город, село, лес, река, поле – это частица Родины. Знакомя детей с родным городом, нужно обращать внимание на достопримечательности, памятники, музеи. При знакомстве детей с РК, мы знакомим их со столицей республики, рассматриваем национальный флаг, костюмы, знакомим с коми-орнаментом. Дети должны знать, чем знаменит их родной край, каким трудом были заняты люди раньше.

Детей старшего возраста знакомят со столицей Родины – Москвой. У детей  воспитываем любовь к России. Ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разной национальности, у каждого народа свои традиции, песни, архитектура. Т.о. любовь к Родине должна стать для детей глубоким чувством. Он должен стремится не только побольше узнать о ней, но и хотеть впоследствии трудится на ее благо.

 

3. Основные направления  интернационального воспитания  детей дошкольного возраста

Формирование дружеского отношения  к людям разной национальности. Для  этого необходимо развивать интерес  к их жизни, труду, искусству, воспитывать  уважение к трудящимся всех национальности. Дружелюбие между детьми разной национальности – это одно из проявлений интернационализма. Оно формируется при общении с детьми и взрослыми разных национальностей. Ознакомление дошкольников с жизнью разных народов Российской Федерации и народов зарубежных стран, их культуры, труду, героическим прошлом и настоящем, способствует накоплению знаний, понятий, усвоению героического и исторического отношений.

Особенно актуальна тема интернационального воспитания сейчас, когда понятия «братство», «дружелюбие» должно приобрести свой изначальный смысл

 

4. Средства интернационального  воспитания:

1. Общение. В детском саду используется два вида общения детей с людьми других национальностей:

  • специально организованные группы или детские сады с многонациональным составом;
  • организация встреч односоставных по национальности детских садов с людьми других национальностей.

2. Детская литература. Большое место в развитии ребенка играют книги. Они дают представления о быте и руде людей другой национальности.

3. Национальная кукла. Это одно из эффективных средств интернационального воспитания детей дошкольного возраста. Вносим в играх и на занятии.

  1. Сюжетно-ролевые игры. Дети отражают в играх все, что их волнует, поэтом можно использовать «Путешествия в разные страны».

 

 

 

Лекция. ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ И ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Воля - способность к выбору деятельности и внутренним усилиям для ее осуществления, связанная с преодолением трудностей.

 

В дошкольном возрасте волевые процессы только начинают развиваться. Воспитатель в этой работе будет испытывать определенные трудности, связанные с особенностями детей (неустойчивость замысла, отказ от намеченных целей, легкая отвлекаемость, эмоциональность, недостаточная устойчивость психических процессов, преобладание процесса возбуждения над процессом торможения).

 

Волевые качества, которые необходимо воспитывать  у детей

Целенаправленность  – умение ставить цель, находить пути и средства для ее реализации, доводить дело до конца.

Сначала учим выполнять цель, поставленную взрослым. Поэтому цели должны быть посильными, привлекательными.

Взрослый должен оказать помощь при ее достижении, при этом важна  положительная, эмоциональная оценка. Постепенно ведем ребенка от постановки единичной цели к постановке цепочек  целей.

 

Выдержка – умение контролировать свое поведение, воздержание от ненужных действий.

А.С. Макаренко: «Без тормоза не может  быть никакой машины и без тормоза  не может быть никакой воли».

Необходимо учить детей считаться  с мнением других, учить ждать, управлять своими желаниями.

 

1. Настойчивость, 2. решительность  – 1. умение и привычка доводить начатое дело до конца, преодолевая препятствия и трудности. Нужно поддерживать замыслы детей, проявляя внимание к ним и помогая преодолевать трудности. 2. способность уверенно и без колебаний идти к поставленной цели, принимать самостоятельные решения.

Информация о работе Лекция по "Педагогике"