Лекция по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:34, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"

Файлы: 1 файл

Лекция.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Не нужно детей излишне опекать. Необходимо поощрять решительность  действия, поступки, помогать преодолевать неуверенность в своих силах.

 

Инициатива – способность творчески решать поставленные задачи. Это качество в разной степени развито у детей.

Дети видят пример, инициативу воспитателя: обсуждение предстоящие совместные дела, воспитатель показывает любые  попытки проявления инициативы. При  этом у отдельных детей воспитывать скромность, умение считаться с другими детьми, не пренебрегать инициативой других.

 

 

3. Формирование  гуманных чувств и взаимоотношений  с окружающими.

В плане социализации ребенка большое  значение имеет взаимодействие ребенка  с другими людьми. Первое такое взаимодействие происходит в семье. Ребенок с первых лет жизни особенно нуждается в физической и эмоциональной близости с мамой, с образом которой связан все самое важное в жизни ребенка. Уже на первом году жизни важно не только эмоциональное общение, но и содержательное: мама помогает осмыслить увиденное, прочитанное, она отвечает на вопросы, делиться впечатлениями. Начиная со среднего дошкольного возраста, ребенка нужно сделать полноправным членом семьи, а это значит, что он будет причастен к делам взрослых, он будет разделять общие заботы, он будет иметь свои обязанности. Ребенку нужно обязательно дать опыт переживаний, который он будет делить вместе со взрослыми (кто-то нездоров, какая-то радость, неприятность). Очень объединяет членов семьи семейные традиции (справлять день рождения, новый год справлять дома, ходить в походы).

 

Общение со сверстниками  и взрослыми  в детском саду

На протяжении дошкольного возраста общение с взрослыми и сверстниками качественно видоизменяется. Мария  Ивановна Лисина выделяет следующие формы общения детей с взрослыми на протяжении дошкольного возраста:

  • Ситуативно-личностное общение (непосредственно эмоциональное) возникает к 2м месяцам, когда ребенок начинает выделять взглядом взрослого, следит за ним взглядом, улыбается. Позже огорчается, если взрослый отходит дальше. Взрослому принадлежит инициатива общения. ЦЕЛЬ: обмен положительными эмоциями. Эта форма имеет место до шести месяцев. Во второй половине первого года, когда ребенок начинает удерживать предметы и манипулировать с ними, возникает вторая форма общения.
  • Ситуативно-деловое общение. Общение как бы начинает обслуживать деловые интересы ребенка, при этом эмоциональное общение отходит на второй план. Ребенок нуждается в сотрудничестве со взрослым, в его помощи. Ребенок подражает взрослому и эта форма общения имеет место до 3х лет.
  • Внеситуативно-познавательное общение. Возникает в 3 года. Деловое практическое общение сменяется теоретическим. Это связано с развитием речи и любознательностью. Ребенка начинает привлекать эрудиция, ум взрослого. Ребенок очень чувствителен к тому, как взрослые относятся к его высказываниям или к его вопросу. Ребенок очень ждет от взрослого понимания, уважения его проблем, вопросов и высказываний. благодаря этому духовная жизнь ребенка становится особенно насыщенной. Этот этап длится до 5ти лет.
  • Внеситуативно-личностное общение. Возникает в 5 лет. Связано с тем, что ребенок начинает овладевать системой отношений людей. Взрослые становятся объектом для подражания и большим авторитетом для ребенка. У него ребенок пытается выяснить причину поступков и то, как нужно поступать. Эти беседы происходят на теоретическом уровне, т.е. дети задают вопросы, обсуждают, спорят по каким-то вопросам и от взрослых требуется особая задушевность.

Общение ребенка со сверстниками – это одно из центральных направлений решения задач гуманного воспитания, т.к. в обстановке положительных отношений со сверстниками ребенок чувствует себя спокойно, уверенно, и может рассчитывать на помощь и поддержку.

Как ведут себя дети разного возраста в общении? В общении младшего дошкольника часто звучат слова «я», «мое», «ты», «вдвоем». Для малышей «мое» – это то, что я вижу, или то, что держу в руках. Этим дети привлекают к себе внимание и делятся впечатлениями. У детей среднего дошкольного возраста в общении преобладают сообщения о своих действиях и достижениях. В старшем дошкольном возрасте помимо этого появляются сообщения о том,  чего нет в данный момент, но что было ранее, или что будет.

В любом возрасте дети делятся своими познаниями. Они могут испытывать трудности в общении: неумение договориться, некоторый эгоизм, трудности в регулировании своих желаний, дети не умеют выслушивать друг друга, не умеют просить и уступать.

Задача воспитателя при выстраивании взаимоотношений детей: показать привлекательность жизни среди сверстников. Необходимо отмечать любые, даже не значительные проявления положительных взаимоотношений, побуждать детей к общению, объединять вокруг себя в общую деятельность.

Т.о. мы постепенно вводим детей в мир человеческих взаимоотношений. При этом знакомим их с правилами добрых отношений и постепенно формируем качества личности, которые будут благоприятствовать общению со сверстниками (организованность, доброжелательность, уступчивость, отзывчивость и щедрость).

В каких случаях потребность  общения между сверстниками не удовлетворяется? 1. Ребенок не находит предпочитаемого  сверстника. 2. Может быть его предложения  сверстники отвергают. 3. Может быть сразу несколько детей претендуют на какое–то занятие или роль ведущего.

Эти причины ведут с эмоциональному дискомфорту. Для их снятия необходимо, чтобы ребенок видел сверстника, чем он занят в этот момент, понимал  эмоциональное состояние сверстника. Детей нужно знакомить с нормативными способами разрешения конфликта:

  1. Установление очередности пользования или выполнения привлекательных или непривлекательны обязанностей. Если установление очередности невозможно, то нужно бросить жребий.
  2. Деление поровну привлекательных предметов или обязанностей.
  3. Учить детей подчинятся решениям или пожеланиям большинства.

 

 

 

 

 

 

 

§ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Лекция. СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

План:

  1. Значение социально-нравственного воспитания
  2. Задачи социально-нравственного воспитания
  3. Формирование гуманных чувств и взаимоотношений с окружающими

 

1. Значение СНВ

 

Мораль – общепринятые законы нравственного поведения людей, нравственного отношения к окружающему миру, к другим людям и к себе. Мораль на каждом историческом этапе общества своя (рабыни, крепостные, война).

 

Нравственность – внутренние законы, по которым каждый человек нормально относится к окружающей жизни, другим людям и самому себе.

 

Нравственное воспитание – специальная работы по развитию у детей нравственных представлений, нравственных чувств, норм и правил поведения.

 

Социализация – вхождение ребенка (человека) в мир жизни общества, в мир человеческой культуры, общечеловеческих ценностей.

 

Социально-нравственное воспитание связано  с влиянием на духовный мир человека.


                                                                                                                                                       


                                                                                        -   чувства

                                                                   

                                                             ум               воля

 

Эти составляющие духовного мира человека является основными сферами влияния  в процессе СНВ.

Долгое время в работе по СНВ  акцент делался на осознание и  мышление детей, декламировались нормы и тезисы, они заучивали, что хорошо и что плохо, а поведение детей резко отставало от их знаний.

Мы должны сделать новый шаг  в нравственном воспитании, а именно повернуть свое внимание к эмоциям, чувствам, сформировать у детей волевые качества.

Аристотель: «Первый неосознанный выбор делает наше сердце и лишь потом в дело вступает рассудок».

Павлов: «Эмоции – питательная среда личности, питание нашей психики. Без эмоций человек мертв».

Многими исследователями доказывается необходимость организации практической деятельности детей в нравственном воспитании. Гармония сознания, чувств и воли – есть признак качества нравственного воспитания.

В концепции дошкольного воспитания говорится о том, что к концу  дошкольного возраста у ребенка должны быть сформирован ценностные основы отношения к действительности, к миру природы, рукотворному миру, миру других людей, к самому себе.

Современный исследователь Н. Н. Подъяков говорит о диалектике нравственного  воспитания: чтобы быть нравственным, нужно уметь нарушать нравственные нормы.

Исследователи пишут и о нравственном наследии, но эти вопросы изучены  недостаточно. По наследству передается агрессия, садизм, криминальная наследственность.

 

Значение СНВ:

Воспитание должно начинаться с  раннего возраста, т.к. дошкольный возраст ученые считают периодом становления личности:

  • Р не рождается воспитанным или невоспитанным, в народе говорят «дитятко как тесто – что замесишь, то и получишь».
  • В дошкольном возрасте закладывается фундамент нравственности при соответствующих условиях и воспитании.
  • Именно в первые годы происходит первичная социализация ребенка, формирование его как члена общества, усвоение ценностных ориентаций на основе приобщения ко всем сферам человеческой культуры.
  • Основная цель НВ – формирование общей гуманистической направленности личности, приобщение к миру общечеловеческих ценностей, создание условий для полноценного нравственного развития. При своевременном и продолжительном нравственном воспитании  мы предупреждаем появление «-« нравственного опыта.
  • Дошкольный возраст – это огромные возможности для нравственного воспитания, но этот вопрос изучен недостаточно.

 

2. Задачи СНВ

  • Воспитание нравственных чувств у детей.

Нравственные чувства – это  очень сложная сфера мира человека. М «притрагиваемся» к душе ребенка, а душа – это очень тонкий инструмент, наше прикосновение должно быть очень щепетильным и аккуратным, тактичным. Дети очень эмоциональны, их чувства неустойчивы, изменчивы. Сначала ребенок проявляет свои чувства только по отношению к самым близким людям. Постепенно круг этих людей расширяется.

Проводя работу по НВ нужно иметь  ввиду не только содержательную формулу, но и заботится о воспитании отношения  ребенка ко всему, что он узнает или  делает. Это отношение во многом задается взрослым.

  • Воспитание нравственных представлений

Область нравственных представлений  достаточно сложна. Учитывая малый  опыт детей им сложно объяснить многие простые понятия, но для формирования нравственного поведения должна быть заложена основа представления, следовательно, педагог должен очень тщательно отбирать познавательный материал, должен продумать как достойно преподнести его детей. Мы должны уметь использовать примеры из жизни, из опыта самих детей, из художественной литературы. Говорить с детьми надо на понятном им языке. Эта работа требует такта от взрослого.

-    Воспитание навыков и привычек нравственного поведения

      Дети должны видеть  образец нравственного поведения  взрослых людей. Можно организовать  специальные, непродолжительные  наблюдения за поведением людей и их отношениями, а также на занятиях, в повседневной жизни проигрывать разнообразные жизненные ситуации, где дети приобретают нравственные умения. Необходимо наблюдать за детьми, их действиями, поступками, предугадывать нежелательные действия, оценивать их («+» - прилюдно, «-» - наедине) и т.о., подводить детей к самооценке. 

 

§ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Лекция. ПРОБЛЕМА ТРУДОВОГО  ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности к труду, умение и стремление участвовать в нем в условиях рыночной экономики.

Это широкое понятие. Это тот  уровень социального опыта, которым  человек овладел на сегодняшний  день. Трудовая воспитанность включает определенный уровень сформированности трудовой деятельности, самостоятельности ребенка в труде, отношения к труду, трудовую активность.

Уровень трудовой воспитанности зависит  от:

  • возраста детей
  • их физического развития
  • и от постановки трудового воспитания в детском саду

 

Это длительный процесс, начинающийся с раннего и дошкольного возраста и продолжающийся всю жизнь, он накладывает  отпечаток на качество развития человека.

Трудовое воспитание направлено на освоение социального опыта всех предшествующих поколений, который включает ЗУНы и нравственные аспекты. Трудовая деятельность  - специфический вид деятельности, направленный на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизнедеятельности людей.

В трудовой деятельности формируется ценностное отношение к труду как социально значимой деятельности.

Она имеет определенную структуру:

    1. мотив (для чего?)
    2. цель (что делать?)
    3. планирование деятельности (предмет)
    4. организация деятельности (средства)
    5. ход работы (исполнение)

В процессе выполнения работы и по достижению результата, включаем оценку и контроль.

Трудовая деятельность оказывает  определенное влияние на нравственную социализацию личности, на социальное развитие дошкольника, его отношение  к труду, обуславливается уровнем  сформированности трудовой деятельности. Чем выше уровень трудовой деятельности, тем выше уровень отношения к труду. От уровня трудовой деятельности зависит и желание трудится.

Информация о работе Лекция по "Педагогике"