Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:34, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"
Не нужно детей излишне
Инициатива – способность творчески решать поставленные задачи. Это качество в разной степени развито у детей.
Дети видят пример, инициативу воспитателя: обсуждение предстоящие совместные дела, воспитатель показывает любые попытки проявления инициативы. При этом у отдельных детей воспитывать скромность, умение считаться с другими детьми, не пренебрегать инициативой других.
3. Формирование
гуманных чувств и
В плане социализации ребенка большое значение имеет взаимодействие ребенка с другими людьми. Первое такое взаимодействие происходит в семье. Ребенок с первых лет жизни особенно нуждается в физической и эмоциональной близости с мамой, с образом которой связан все самое важное в жизни ребенка. Уже на первом году жизни важно не только эмоциональное общение, но и содержательное: мама помогает осмыслить увиденное, прочитанное, она отвечает на вопросы, делиться впечатлениями. Начиная со среднего дошкольного возраста, ребенка нужно сделать полноправным членом семьи, а это значит, что он будет причастен к делам взрослых, он будет разделять общие заботы, он будет иметь свои обязанности. Ребенку нужно обязательно дать опыт переживаний, который он будет делить вместе со взрослыми (кто-то нездоров, какая-то радость, неприятность). Очень объединяет членов семьи семейные традиции (справлять день рождения, новый год справлять дома, ходить в походы).
Общение со сверстниками и взрослыми в детском саду
На протяжении дошкольного возраста
общение с взрослыми и
Общение ребенка со сверстниками – это одно из центральных направлений решения задач гуманного воспитания, т.к. в обстановке положительных отношений со сверстниками ребенок чувствует себя спокойно, уверенно, и может рассчитывать на помощь и поддержку.
Как ведут себя дети разного возраста в общении? В общении младшего дошкольника часто звучат слова «я», «мое», «ты», «вдвоем». Для малышей «мое» – это то, что я вижу, или то, что держу в руках. Этим дети привлекают к себе внимание и делятся впечатлениями. У детей среднего дошкольного возраста в общении преобладают сообщения о своих действиях и достижениях. В старшем дошкольном возрасте помимо этого появляются сообщения о том, чего нет в данный момент, но что было ранее, или что будет.
В любом возрасте дети делятся своими познаниями. Они могут испытывать трудности в общении: неумение договориться, некоторый эгоизм, трудности в регулировании своих желаний, дети не умеют выслушивать друг друга, не умеют просить и уступать.
Задача воспитателя при
Т.о. мы постепенно вводим детей в мир человеческих взаимоотношений. При этом знакомим их с правилами добрых отношений и постепенно формируем качества личности, которые будут благоприятствовать общению со сверстниками (организованность, доброжелательность, уступчивость, отзывчивость и щедрость).
В каких случаях потребность
общения между сверстниками не удовлетворяется?
1. Ребенок не находит предпочитаемого
сверстника. 2. Может быть его предложения
сверстники отвергают. 3. Может быть
сразу несколько детей
Эти причины ведут с эмоциональному
дискомфорту. Для их снятия необходимо,
чтобы ребенок видел
§ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Лекция. СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
План:
1. Значение СНВ
Мораль – общепринятые законы нравственного поведения людей, нравственного отношения к окружающему миру, к другим людям и к себе. Мораль на каждом историческом этапе общества своя (рабыни, крепостные, война).
Нравственность – внутренние законы, по которым каждый человек нормально относится к окружающей жизни, другим людям и самому себе.
Нравственное воспитание – специальная работы по развитию у детей нравственных представлений, нравственных чувств, норм и правил поведения.
Социализация – вхождение ребенка (человека) в мир жизни общества, в мир человеческой культуры, общечеловеческих ценностей.
Социально-нравственное воспитание связано с влиянием на духовный мир человека.
Эти составляющие духовного мира человека является основными сферами влияния в процессе СНВ.
Долгое время в работе по СНВ акцент делался на осознание и мышление детей, декламировались нормы и тезисы, они заучивали, что хорошо и что плохо, а поведение детей резко отставало от их знаний.
Мы должны сделать новый шаг в нравственном воспитании, а именно повернуть свое внимание к эмоциям, чувствам, сформировать у детей волевые качества.
Аристотель: «Первый неосознанный выбор делает наше сердце и лишь потом в дело вступает рассудок».
Павлов: «Эмоции – питательная среда личности, питание нашей психики. Без эмоций человек мертв».
Многими исследователями доказывается необходимость организации практической деятельности детей в нравственном воспитании. Гармония сознания, чувств и воли – есть признак качества нравственного воспитания.
В концепции дошкольного
Современный исследователь Н. Н. Подъяков говорит о диалектике нравственного воспитания: чтобы быть нравственным, нужно уметь нарушать нравственные нормы.
Исследователи пишут и о нравственном наследии, но эти вопросы изучены недостаточно. По наследству передается агрессия, садизм, криминальная наследственность.
Значение СНВ:
Воспитание должно начинаться с раннего возраста, т.к. дошкольный возраст ученые считают периодом становления личности:
2. Задачи СНВ
Нравственные чувства – это очень сложная сфера мира человека. М «притрагиваемся» к душе ребенка, а душа – это очень тонкий инструмент, наше прикосновение должно быть очень щепетильным и аккуратным, тактичным. Дети очень эмоциональны, их чувства неустойчивы, изменчивы. Сначала ребенок проявляет свои чувства только по отношению к самым близким людям. Постепенно круг этих людей расширяется.
Проводя работу по НВ нужно иметь ввиду не только содержательную формулу, но и заботится о воспитании отношения ребенка ко всему, что он узнает или делает. Это отношение во многом задается взрослым.
Область нравственных представлений достаточно сложна. Учитывая малый опыт детей им сложно объяснить многие простые понятия, но для формирования нравственного поведения должна быть заложена основа представления, следовательно, педагог должен очень тщательно отбирать познавательный материал, должен продумать как достойно преподнести его детей. Мы должны уметь использовать примеры из жизни, из опыта самих детей, из художественной литературы. Говорить с детьми надо на понятном им языке. Эта работа требует такта от взрослого.
- Воспитание навыков и привычек нравственного поведения
Дети должны видеть
образец нравственного
§ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Лекция. ПРОБЛЕМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности к труду, умение и стремление участвовать в нем в условиях рыночной экономики.
Это широкое понятие. Это тот уровень социального опыта, которым человек овладел на сегодняшний день. Трудовая воспитанность включает определенный уровень сформированности трудовой деятельности, самостоятельности ребенка в труде, отношения к труду, трудовую активность.
Уровень трудовой воспитанности зависит от:
Это длительный процесс, начинающийся
с раннего и дошкольного
Трудовое воспитание направлено на освоение социального опыта всех предшествующих поколений, который включает ЗУНы и нравственные аспекты. Трудовая деятельность - специфический вид деятельности, направленный на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизнедеятельности людей.
В трудовой деятельности формируется ценностное отношение к труду как социально значимой деятельности.
Она имеет определенную структуру:
В процессе выполнения работы и по достижению результата, включаем оценку и контроль.
Трудовая деятельность оказывает определенное влияние на нравственную социализацию личности, на социальное развитие дошкольника, его отношение к труду, обуславливается уровнем сформированности трудовой деятельности. Чем выше уровень трудовой деятельности, тем выше уровень отношения к труду. От уровня трудовой деятельности зависит и желание трудится.