Лекция по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:34, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"

Файлы: 1 файл

Лекция.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

- математика

- физкультура

- экология

- рисование

- и т.д.

    • Занятия по характеру изучаемого материала:

- по сообщению детям новых знаний: таких занятий  мало /первое чтение, экскурсии, первое рисование предметов/

- по закреплению и систематизации  знаний /повторные занятия/

- комбинированные /изучение нового  и закрепление старого материала/

- комплексные /сочетание разных  видов занятия/

- учетно-контрольные /проводится  по окончании сезона, темы, в конце  года. Цель – подведение итогов, проверка уровня знаний/

 

Требования  к занятиям

1. Педагогические:

  • заботиться о соблюдении  на занятиях всех дидактических принципов;
  • четко определять цель занятия, как единство образовательных, воспитывающих и развивающих задач;
  • не забывать о мотивации обучения, заботиться о создании интереса, желании узнать что-то новое, «+» эмоционального настроя;
  • необходимо выбрать рациональную структуру занятия. Задачи  определяют вид занятия, вид определяет структуру, структура определяет расход времени на различных этапах занятия;
  • необходимо оптимально выбрать методы и приемы на занятии, которые зависят от задач, от возраста детей и их опыта;
  • необходимо продумать рациональное использование времени, исключить многословие, длинные повторения. Основную часть занятия дети должны быть активны сами;
  • на каждом занятии нужно уделять внимание формированию у детей понятий, закономерностей. В связи с этим нужно выделять основное, главное в занятии, не позволяя этому утонуть в потоке деталей и мелочей;
  • необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (биоритмы, тип ВНД, уровень развития) и этим обеспечить усвоение знаний всеми детьми, проводить индивидуальную работу до занятия;
  • воспитатель должен проявить как можно больше естественности, искренности, эмоциональности, высказывать личное отношение к теме и вызывать этим ответные реакции у детей;
  • необходимо обеспечить преемственность между занятиями, как бы прокладывая мостики от одного занятия к другому, и заканчивая каждое занятие вопросом;
  • необходимо создать условия для применения детьми знаний, полученных на занятиях в повседневной жизни и в других видах деятельности.

2. Гигиенические:

  • в помещении должен быть чистый воздух, хорошее освещение, порядок, чистота;
  • должен осуществляться контроль за осанкой детей;
  • необходимо предупреждать переутомление детей путем смены деятельности или физкультурной паузы или путем регулирования длительности занятия;
  • необходимо учитывать особенности зрения и слуха;

 

Структура занятия:

В любом занятии условно можно  выделить 3 части:

1. Вводная или начало (Цель: собрать  внимание, поставить цель, заинтересовать детей. Приемы: сюрпризный момент, загадка, постановка проблемной задачи)

2. Основная (В ней реализуются  все программное содержание, используются  разные методы и приемы, и может  состоять из нескольких частей  в зависимости от методики)

3. Заключительная или окончание (Обобщение изученного подводятся итоги, дается оценка и рисуем перспективы на будущее занятие – познание).

 

Лекция. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 

Ю. К. Бабанский дал общую классификацию

Методы стимулирования и мотивации УПД

Методы организации  УПД

Методы контроля, самоконтроля (оценки) эффективности УПД

словесные

наглядные

практические

*Все методы и приемы  при хорошем подходе могут  быть стимулирующими

*беседа;

*объяснение;

*рассказ воспитателя;

*чтение худ. литературы;

*использование проблемных  вопросов и ситуаций;

*оценка

*наблюдение;

*рассматривание картин  и иллюстраций, фильмов и т.д.;

*показ образца;

*показ предметов и  игрушек

*проведение опытов  и экспериментов;

*игра и игровые  приемы;

*упражнения;

*выполнение творческих  заданий

*поощрение;

*советы;

*напоминание;

*обращение внимания;

*оценка;

*пооперационные карты


 

Методы и приемы обучения – это способы взаимодействия воспитателя и детей в процессе обучения, направленные на формирование ЗУНов, на развитие и воспитание.

Методы обучения позволяют воспитателю  решать главные, основные задачи обучения. С помощью приемов можно решать более мелкие, частные задачи обучения. Способы деятельности в некоторых  случаях могут выступать как  метод обучения, в других, как прием обучения.

Некоторые способы деятельности на занятиях могут выступать только в качестве приемов:

- указания

- советы

- напоминания

- вопрос

- оценка

- показ образца

Методы организации  УПД

  • Словесные – широко применяются в сочетании с наглядными и практическими методами, т.к. велика роль слова в воспитании и обучении детей.

* Беседа – один из сложных методов и приемов, представляет собой диалог воспитателя и детей в процессе живого общения. Цель диалога – закрепление и систематизация знаний у детей. Чаще используется после экскурсий, чтения, показа и т.д. Может быть познавательная, этическая (о животных, труде, об окружающем мире, о дружбе)

Значение:

  1. Вызывает в памяти образные знания, полученные ранее, учит вдумываться в вопросы, искать правильные ответы, учит внимательно слушать всех участников беседы
  2. В младшей и средней группе используется как прием обучения
  3. В старшей группе может быть методом обучения.

Успех беседы зависит от сформулированных вопросов и это самое сложное.

Кроме того, в процесс беседы включается показ предметов, картин, игровые и практические задания.

Условно беседа состоит из 3-х частей:

- начало (Цель: заинтересовать, организовать  внимание детей. Используется  художественное слово, сюрпризный  момент);

- основная часть (Основное содержание);

- заключительная (Подводится итог, делаем вывод, обобщение).

 

* Рассказ воспитателя – образное, живое изложение каких-то фактов, которые нельзя увидеть, о которых трудно прочитать.

В процессе рассказывания происходит живое общение рассказчика с детьми. Он рассказывает, передает свои впечатлений и свое отношение. Дети любят рассказы воспитателя больше, чем чтение.

Требования:

  1. Логическая последовательность
  2. Завершенность
  3. Эмоциональность
  4. Должен быть образцом литературной речи

Воспитатель может рассказывать о том, что он видел по пути в детский сад, где побывал, о своем детстве, про своих детей, об общественных событиях и т.д.

 

* Чтение художественной литературы – один из эмоциональных методов и приемов, многое дает для развития речи детей.

Требования:

  1. Правильный отбор литературы для чтения детям (произведения должны быть высокохудожественными, воспитательно-направленными)
  2. Побор иллюстраций
  3. Выразительное чтение, работа над непонятными и новыми словами. Беседа после чтения, работа по содержанию.

 

* Использование проблемных вопросов и ситуаций – в них дети становятся в условия поиска ответа, решения.

 

  • Наглядные

Значение:

Очень важны, учитывая особенность  дошкольников – наглядно-образное мышление, конкретность мышления, маленький  опыт детей. Наглядные методы позволяют сделать процесс обучения более интересным и доступным.

* Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов и явлений. Ушинский К. Д. писал: «Если учение имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно, прежде всего, развивать их способность к наблюдению». Могут быть длительными и кратковременными, проводиться на занятиях и в повседневной жизни.

Требования:

  1. До начала наблюдения должна быть четко сформулирована цель
  2. Должно быть объективным, т.е. вестись без предубеждений, ожидаемых результатов
  3. Должно быть полным
  4. Надо проводить так, чтобы испытуемый об этом не знал
  5. Исследователь должен владеть техникой достаточно быстрой записи наблюдаемых фактов

 

* Показ игрушек, предметов (обувь, мебель овощи)

Требования:

  1. Подбор предметов по величине, цвету и количеству
  2. Продумать место для показа предметов и игрушек (фон и уровень восприятия)
  3. Сопровождать показ ясным, точным словом воспитателя
  4. Включение для восприятия разных анализаторов
  5. Включать самих детей в активную деятельность с предметами и игрушками

 

* Демонстрация и рассматривание картин и иллюстраций – для детского сада специально созданы серии картин: времена года (Веретенникова); домашние и дикие животные; наша Таня; Кем быть?; животные в разные времена года; мы играем (Ботурина); серия картин по развитию речи для программы «Радуга».

Также используются картины, написанные для взрослых, понятные детям (Васнецов, Левитан, Шишкин, Саврасов)

Требования:

  1. Правильное размещение картин по отношению к детям
  2. Воспитатель направляет восприятие детей, помогая увидеть главное
  3. Используем прием вхождения в картину
  4. Велика роль слова воспитателя в рассматривании картин (рассказ, пояснение, беседы и вопросы)

 

* Показ образца. Образцы могут быть речевыми, двигательными, звуковыми, зрительными. В качестве образца могут использоваться натуральные предметы, игрушки, картины, рисунки, схемы, планы. Лучший образец, который создается на глазах у детей

Требования:

  1. Образец должен быть правильным, грамотным, эмоциональным
  2. Должен сопровождаться словесным объяснением
  3. Используются слайды, диафильмы, телепередачи, инсценировки

При этом необходимо соблюдать гигиенические требования, делать акцент на познавательные материалы.

 

  • Практические методы и приемы

Эти методы и приемы позволяют организовать разнообразную практическую деятельность в процессе обучения. Только практические действия самих детей позволяют  научиться чему-то. Они присутствуют на каждом занятии и должны занимать больше времени, чем показы и объяснения. Дети учатся практически применять знания, у них формируются необходимые умения и навыки.

* Упражнения (двигательные, речевые, музыкальные и т.д.) – могут быть на воспроизведение только что полученного материала и на творческое применение полученных знаний. Развивают активность, самоконтроль. Задания должны быть доступными как по объему, так и по содержанию. Должна сложиться определенная система постепенно усложняющихся упражнений.

 

* Игра и игровые приемы. Они делают учебную задачу более доступной и интересной, они повышают произвольность внимания, облегчают преодоление трудностей.

Игра используется как метод  в качестве игровых обучающих  ситуаций, игровых занятий по физкультуре; как прием: игровые действия (как будто), дидактические игры для закрепления знаний, театрализованные игры при разборе произведения, подвижные игры для закрепления основных движений.

 

* Выполнение творческих заданий – придумать рассказ, сочинить сказку, нарисовать сказочного персонажа и т.д.

Информация о работе Лекция по "Педагогике"