Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:34, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"
- математика
- физкультура
- экология
- рисование
- и т.д.
- по сообщению детям новых знаний: таких занятий мало /первое чтение, экскурсии, первое рисование предметов/
- по закреплению и
- комбинированные /изучение
- комплексные /сочетание разных видов занятия/
- учетно-контрольные /
Требования к занятиям
1. Педагогические:
2. Гигиенические:
Структура занятия:
В любом занятии условно можно выделить 3 части:
1. Вводная или начало (Цель: собрать внимание, поставить цель, заинтересовать детей. Приемы: сюрпризный момент, загадка, постановка проблемной задачи)
2. Основная (В ней реализуются все программное содержание, используются разные методы и приемы, и может состоять из нескольких частей в зависимости от методики)
3. Заключительная или окончание (Обобщение изученного подводятся итоги, дается оценка и рисуем перспективы на будущее занятие – познание).
Лекция. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Ю. К. Бабанский дал общую
Методы стимулирования и мотивации УПД |
Методы организации УПД |
Методы контроля, самоконтроля (оценки) эффективности УПД | ||
словесные |
наглядные |
практические | ||
*Все методы и приемы при хорошем подходе могут быть стимулирующими |
*беседа; *объяснение; *рассказ воспитателя; *чтение худ. литературы; *использование проблемных вопросов и ситуаций; *оценка |
*наблюдение; *рассматривание картин и иллюстраций, фильмов и т.д.; *показ образца; *показ предметов и игрушек |
*проведение опытов и экспериментов; *игра и игровые приемы; *упражнения; *выполнение творческих заданий |
*поощрение; *советы; *напоминание; *обращение внимания; *оценка; *пооперационные карты |
Методы и приемы обучения – это способы взаимодействия воспитателя и детей в процессе обучения, направленные на формирование ЗУНов, на развитие и воспитание.
Методы обучения позволяют воспитателю решать главные, основные задачи обучения. С помощью приемов можно решать более мелкие, частные задачи обучения. Способы деятельности в некоторых случаях могут выступать как метод обучения, в других, как прием обучения.
Некоторые способы деятельности на занятиях могут выступать только в качестве приемов:
- указания
- советы
- напоминания
- вопрос
- оценка
- показ образца
Методы организации УПД
* Беседа – один из сложных методов и приемов, представляет собой диалог воспитателя и детей в процессе живого общения. Цель диалога – закрепление и систематизация знаний у детей. Чаще используется после экскурсий, чтения, показа и т.д. Может быть познавательная, этическая (о животных, труде, об окружающем мире, о дружбе)
Значение:
Успех беседы зависит от сформулированных вопросов и это самое сложное.
Кроме того, в процесс беседы включается показ предметов, картин, игровые и практические задания.
Условно беседа состоит из 3-х частей:
- начало (Цель: заинтересовать, организовать
внимание детей. Используется
художественное слово,
- основная часть (Основное содержание);
- заключительная (Подводится итог, делаем вывод, обобщение).
* Рассказ воспитателя – образное, живое изложение каких-то фактов, которые нельзя увидеть, о которых трудно прочитать.
В процессе рассказывания происходит живое общение рассказчика с детьми. Он рассказывает, передает свои впечатлений и свое отношение. Дети любят рассказы воспитателя больше, чем чтение.
Требования:
Воспитатель может рассказывать о том, что он видел по пути в детский сад, где побывал, о своем детстве, про своих детей, об общественных событиях и т.д.
* Чтение художественной литературы – один из эмоциональных методов и приемов, многое дает для развития речи детей.
Требования:
* Использование проблемных вопросов и ситуаций – в них дети становятся в условия поиска ответа, решения.
Значение:
Очень важны, учитывая особенность дошкольников – наглядно-образное мышление, конкретность мышления, маленький опыт детей. Наглядные методы позволяют сделать процесс обучения более интересным и доступным.
* Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов и явлений. Ушинский К. Д. писал: «Если учение имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно, прежде всего, развивать их способность к наблюдению». Могут быть длительными и кратковременными, проводиться на занятиях и в повседневной жизни.
Требования:
* Показ игрушек, предметов (обувь, мебель овощи)
Требования:
* Демонстрация и рассматривание картин и иллюстраций – для детского сада специально созданы серии картин: времена года (Веретенникова); домашние и дикие животные; наша Таня; Кем быть?; животные в разные времена года; мы играем (Ботурина); серия картин по развитию речи для программы «Радуга».
Также используются картины, написанные для взрослых, понятные детям (Васнецов, Левитан, Шишкин, Саврасов)
Требования:
* Показ образца. Образцы могут быть речевыми, двигательными, звуковыми, зрительными. В качестве образца могут использоваться натуральные предметы, игрушки, картины, рисунки, схемы, планы. Лучший образец, который создается на глазах у детей
Требования:
При этом необходимо соблюдать гигиенические требования, делать акцент на познавательные материалы.
Эти методы и приемы позволяют организовать разнообразную практическую деятельность в процессе обучения. Только практические действия самих детей позволяют научиться чему-то. Они присутствуют на каждом занятии и должны занимать больше времени, чем показы и объяснения. Дети учатся практически применять знания, у них формируются необходимые умения и навыки.
* Упражнения (двигательные, речевые, музыкальные и т.д.) – могут быть на воспроизведение только что полученного материала и на творческое применение полученных знаний. Развивают активность, самоконтроль. Задания должны быть доступными как по объему, так и по содержанию. Должна сложиться определенная система постепенно усложняющихся упражнений.
* Игра и игровые приемы. Они делают учебную задачу более доступной и интересной, они повышают произвольность внимания, облегчают преодоление трудностей.
Игра используется как метод в качестве игровых обучающих ситуаций, игровых занятий по физкультуре; как прием: игровые действия (как будто), дидактические игры для закрепления знаний, театрализованные игры при разборе произведения, подвижные игры для закрепления основных движений.
* Выполнение творческих заданий – придумать рассказ, сочинить сказку, нарисовать сказочного персонажа и т.д.