Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:34, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"
Выделяется такое понятие как «
Трудовая активность предполагает способность человека самостоятельно поставить общественно-значимые цели, самостоятельно действовать и достичь качественного результата. Иначе говоря, это собственное побуждение, стремление трудиться в силу понимания необходимости и значимости труда.
Формирование трудовой активности у человека происходит по мере усвоения социального опыта трудовой деятельности.
Своеобразие труда в дошкольном возрасте
Труд маленького ребенка отличается от труда взрослого человека:
Средства трудового воспитания
Это те же условия, пути, которые обеспечивают успешное решение трудового воспитания, его эффективность.
Функции трудового воспитания
Задачи:
В раннем возрасте:
В дошкольном возрасте:
Общие задачи
Группа задач, связанных с формированием у ребенка представлений о всех компонентах труда, как деятельности
Эта группа задач почти никак
не представлена в типовой ПРГ
и поэтому решение этих задач
упускалось на практике, следовательно,
снижался результат трудового
Группа задач, направленных на решение воспитательных задач в труде
Важно, чтобы каждая задача была конкретна относительно каждой возрастной группы.
1. Воспитание у детей отношения к труду. Типично эта задача обозначается «трудолюбие»
Младшая группа: воспитывать желание выполнять ту или иную работу, воспитывать эмоциональную отзывчивость на просьбу взрослого, воспитывать позитивную активность.
Средняя группа: труд становиться сложнее и разнообразнее, следовательно, задача: воспитывать интерес к разным видам труда, воспитывать желание трудиться для других.
Старшая группа: учим понимать необходимость значимости труда, в знакомых видах ставить задачу воспитания самостоятельности и ответственности.
2. Воспитание отношения друг к другу в труде.
Младшая группа: учим детей заинтересовано наблюдать за трудом воспитателя или других детей, учить детей не мешать.
Средняя группа: учим радоваться успехам товарищей, учим огорчаться по поводу неудачи других детей. Учим помогать по просьбе взрослого, учим делиться инструментами, учим ждать.
Старшая группа: продолжаем учить детей сопереживать, уступать, делиться, справедливо распределять обязанности, учим помогать по своей инициативе.
3. Формировать отношение к инструментам, материалу.
Младшая группа: учим знать место хранения орудий труда, учим готовить и убирать орудия на место, учим пользоваться по назначению.
Средняя группа: учим приводить инструменты в порядок, учим пользоваться более сложными орудиями труда.
Старшая группа: формируем представления о культуре рабочего места, учим рациональным способам работы.
4. Формировать уважительное отношение к труду взрослых. Учим детей понимать значимость труда взрослых людей. Типовая ПРГ перегружена содержанием по этой задаче, необходимо уделить внимание труду взрослых в семье, в детском саду. Знакомим детей с трудом, специфическим для данной местности, знакомим с трудом родителей на производстве, его пользой и содержанием.
Макаренко о трудовом воспитании
Считал, что воспитание необходимо осуществлять в коллективе и через коллектив (центральная идея его педагогической системы).
Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общественном труде. Считал, что воздействовать на отдельные личности можно через коллектив. Коллектив всегда должен жить направленной жизнью, стремлением к определенной цели.
В процессе трудовой деятельности у детей надо развивать умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. В семье советовал давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные длительные задания, которые они выполняли бы месяц или годы, с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Выступал против ранней узкой специализации. Для этого считал необходимым переключать детей с одного вида труда на другой.
Н. К. Крупская
Особое внимание уделяла воспитанию коллективизма, считая одной из важнейших задач советской школы привитие учащимся навыка общественника-коллективиста. Она требовала, чтобы дети с юных лет проникались уважением к физическому труду. Тесно связывала вопросы трудового воспитания с политехническим обучением. Большую роль отводила производственному труду и указывала, что в работу мастерских не следует допускать ремеслиничество; учащихся 10х классов необходимо включать в труд промышленных предприятий, колхозов и совхозов.
§ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Лекция. ПОНЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Эстетическое воспитание – это целенаправленное, систематическое взаимодействие педагога и детей с целью их эстетического развития, формирования творчески активной личности, способной воспринимать и понимать прекрасное в природе, труде, человеческих отношениях, произведениях искусства и испытывать потребность в эстетической деятельности, направленной на преобразование действительности по законам красоты.
Художественное воспитание – это воспитание средствами искусства.
Эстетическое воспитание более широкое понятие, оно предполагает воспитание всеми средствами красоты.
Эстетическая деятельность - это деятельность по созданию и преобразованию окружающей действительности по законам красоты.
Художественная деятельность – это деятельность, связанная с искусством.
Значение эстетического воспитания
-1- Эстетическое воспитание – это неотъемлемая часть всей системы воспитания, и без него не может быть гармонического полноценного развития личности. Эстетическое воспитание тесным образом переплетается со всеми другими сторонами воспитания.
-2- Дети с самых ранних лет
соприкасаются с красивым
-3- Эстетические задатки у детей различны, но все дети обладают потенциальными возможностями для эстетического развития. Эти возможности нужно как можно более полно использовать.
-4- Дети достаточно рано начинают тянуться к яркому, получают удовольствие от ритмичных звуков, движений, но это не значит, что только этим мы будем ограничиваться в эстетическом воспитании. Детям нужно показать многогранность красоты окружающего мира и помочь эту красоту полюбить. Большая роль в этом принадлежит воспитателю и узким специалистам.
С 50-60х гг в нашей стране проводятся исследования в области эстетического воспитания дошкольников:
Флерина Е. А. – проблемы детской игрушки, проблема детского рисунка
Сакулина Н. П. – ИЗОД детей
(Григорьева Г. Г.,
Колсарова Т. С.)
Казакова - ИЗОД детей
Ветлугина Н. А. – проблемы художественного творчества в целом, ММУЗО, музыкальная деятельность
Пантелеева - вопросы эстетического оформления зданий детского сада и участков.
Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста:
1. Развитие эстетического восприятия, эстетических представлений и чувств детей. Красота окружающего мира, произведений искусства вызывают у детей эмоциональную отзывчивость, радость, удивление и восхищение. Велика роль взрослого в том, чтобы обратить внимание ребенка на эту красоту, учить всматриваться, вслушиваться, переживать. здесь нужен яркий пример воспитателя. Для развития эстетического восприятия большое значение имеет сенсорная культура, т.к. умение различать цвета, звуки, формы ведет к более глубокому восприятию. Важно, чтобы встречи с прекрасным были эмоционально окрашены. При этом воспитатель высказывает свои суждения, дает свои оценки, развивая постепенно суждения и оценки детей. сначала эти суждения и оценки очень поверхностны (красиво), но с опытом дети начнут обозначать красоту словами, у детей появится избирательное отношение к красоте. Развивая эстетические чувства мы побуждаем детей к общению с красивыми предметами, персонажами, побуждаем детей ставить себя на место героя, мысленно действовать вместе с ним и тем самым дети начинают понимать красоту поступков.
2. Приобщать детей к
3. Формирование у детей основ эстетического вкуса. Эстетический вкус – это субъективное освоение объективных норм, оценок, прекрасного и безобразного, возвышенного и низкого, трагичного и комичного. Большая роль также отводится специальному обучению, в процессе которого дети знакомятся с истинными произведениями искусства. Дети переживают эту красоту, узнают знакомые произведения, запоминают. У них появляются любимые произведения. Дети начинают чувствовать, видеть красоту, и там, где это необходимо, беречь ее.
Лекция. ЗАНЯТИЯ, КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УПД
Занятие не является основной формой организации УПД, но данная форма достаточно важна.
Значение:
Виды занятий: