Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:10, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать лепку из пластилина, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
На основе анализа литературы изучить теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.
Охарактеризовать творчество детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотреть условия для развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Охарактеризовать лепку из пластилина как средство развития детского творчества.
Рассмотреть значение лепки для всестороннего развития дошкольников.
Проанализировать содержание и методику обучения детей.
Изучить развитие творчества посредствам лепки.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Лепка из пластилина как вид изобразительной деятельности ……...6
1.1. Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников…………………………………………………………………….6
1.2. Особенности организации и проведения занятий лепкой из пластилина………………………………………………………………………..9
1.3. Содержание занятий лепки из пластилина детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….12
Методика проведения занятий по лепке из пластилина с детьми 5-6
лет……………………………………………………………………………….15
Развитие творчества детей в процессе лепки…………………………20
Глава 2 Практическая часть………………………………………………….21
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………..21
2.2. Формирующий эксперимент……………………………………………..29
2.3. Контрольный эксперимент……………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………..34
Литература ……………………………………………………………………..36
Для получения положительного результата работы с пластилином, необходимо продумать каждую деталь в начале организуемой работы. Таким образом, были вынесены несколько критериев, которые помогут в организации и подготовке занятий по лепке из пластилина.
Занятия строятся по продуманному плану, который составляется на год. Оптимальное количество – 10 человек. При большем количестве воспитателю не остаётся времени на индивидуальную помощь. Занятия должны проводиться в светлом, хорошо проветриваемом помещении (изостудии). Проводятся занятия 1 раза в неделю по 25-30 минут. Дети должны усваивать последовательно логику выполнения задания на основе приобретённых знаний и умений. Материал, необходимый для работы, хранится в определённом месте (шкафу, полке) и всегда доступен детям. Основным материалом для работы служит пластилин. Существует много различных видов пластилина.
Отечественный пластилин хорошо подходит для лепки фигурок (человечков, животных и т.п.). Он достаточно «липкий», так что вылепленные детали надёжно «склеиваются» между собой. Даже если ребенок вздумает поиграть со своими поделками, у них не отвалятся руки и не слетит с головы шляпа. Отечественный пластилин не очень пластичен, перед тем, как начать лепить, его нужно долго разминать в руках, чтобы он стал помягче. Маленьким детям это не под силу. При работе с обычным отечественным пластилином руки немного пачкаются, удалять его с рабочей поверхности тоже довольно трудно — доски для лепки, например, приходится мыть горячей водой. Прилипает он и к скалкам, и к формочкам для моделирования. Лучшими является продукция компаний «Луч» и «Гамма».
Пластилин торговой марки «Гамма» не содержит петролатума — продукта перегонки нефти и водорастворимых красителей, благодаря чему не выделяет масла, не имеет запаха и нетоксичен.
Пластилин «Луч» соответствует российским нормам безопасности, удовлетворяет европейским нормам и маркируется знаком CE.
Несколько лет назад российские производители выпустили новый вид пластилина — восковой. Этот пластилин создан специально для еще не окрепших детских рук. За счёт своей восковой основы он мягче и пластичнее обычного и безопасен при использовании по назначению. Кусочки воскового пластилина надёжно прилипают друг другу. Благодаря этому и невысокой стоимости отечественного воскового пластилина он отлично подходит для изготовления пластилиновых панно.
Пластилин известной испанской марки JOVI подходит даже для годовалых детей. Долго разминать в руках его не требуется, он сразу мягкий и пластичный. Кроме того, этот пластилин имеет натуральную растительную основу. Изготавливается он из пшеничной и рисовой муки и крахмала, а окрашивается натуральными красителями.
Вся продукция компании JOVI соответствует требованиям стандарта безопасности ISO 9002, а также требованиям EN 71 Европейского комитета по Стандартизации (EN) «Гарантия безопасности товаров для детей. Министерство образования РФ рекомендует применение пластилина JOVI в качестве материала для занятий с детьми в дошкольных учреждениях, начальной школе и для домашних работ.
Пластилин JOVI имеет яркий, насыщенный цвет, не пачкает рук и не прилипает к рабочей поверхности. Чтобы после окончания лепки собрать его остатки со стола, достаточно просто «прокатить» по ним кусочек пластилина побольше. По данным производителя, этот пластилин сохраняет «работоспособность» в течение 5 лет! Единственный недостаток этого пластилина — вылепленные из него детали плохо крепятся друг к другу. Чтобы присоединить руку или голову, требуется поработать в местах соединений стеком, а это довольно трудно для маленьких детей.
Как еще различить при покупке мягкий и твердый пластилин? Последний обычно продается в виде привычных нам с детства брусочков, а мягкие виды пластилина имеют форму толстых карандашиков, «пальчиков».
В старшей группе содержание занятий по лепке носит развивающий характер, в частности ставятся такие задачи: учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать изобразительную технику - продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет), скульптурного способа или лепки из целого куска путём вытягивания и моделирования частей; показывать способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения, предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись по замыслу или по мотивам народного декоративно-прикладного искусства).
Программа обучения детей в подготовительной к школе группе значительно сложнее и разнообразнее по сравнению с программой старшей группы. Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами. Дети 6 лет, как правило, пользуются многими способами изображения, но основным должен являться пластический способ — лепка из целого куска.
В подготовительной
к школе группе детям
Основной целью обучения лепкой из пластилина является развитие творчества детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.
Приемы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным. Приёмы лепки из пластилина:
1.Учимся делить на части.
Из какого бы материала вы
ни лепили, всегда встает необходимость
деления единого куска на
-откручивание
-отщипывание
-разрезание прочной нитью
-разрезание и надрезание
-формование.
2.Учимся придавать форму.
Форма изделия при лепке
-раскатать в ладонях или на столе
-сплющить
-вдавить
-вытянуть
-согнуть
3. Учимся соединять детали
-прижать
-примазать
-загладить
4.Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе
-дополнение изделия мелкими
-процарапывание различными
-оформление рельефом (оттиском)
Организовывая ту или иную деятельность по развитию творчества, необходимо изучить литературу и материалы для определения программы обучения. В данном случае были использованы материалы:
Горичева В.С. «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль «Академия развития» 1998г.
И.А. Лыкова «Лепим из пластилина». – М., 2009 г.
И.А. Лыкова «Слепи свой остров». – М., 2006 г.
Е.А. Румянцева «Простые поделки из пластилина». – М.. 2008 г.
М.В. Ляукина, Г.Н. Чаянова «Подарки своими руками» - М., 2007 г.
Е. Салабай «Лепим из пластилина» - Смоленск, 2002 г.
И.А. Лыкова «Дымковская игрушка» - М., 2007 г.
Г.Н. Давыдова «Пластилинография» - М., 2006 г.
Программа носит развивающий характер – обучение способствует эстетическому, нравственному, интеллектуальному развитию детей.
Содержание занятий в старшей группе все более усложняется.
Дети 5—6 лет делают разнообразные фигурки, создают несложные сюжеты, лепят предметы и в декоративном плане.
Общепедагогические принципы:
1.Принцип систематичности.
Он заключается в
2.Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопрос: для чего? Почему? Для того чтобы на них ответить, он должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
3.Принцип поэтапности – от простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
4.Принцип наглядности.
Непосредственная зрительная
5.Принцип доступности
и индивидуальности. Детям присущи
возрастные и половые различия,
более того дети одного
Методы и приемы обучения.
1.Последовательное знакомство с различными видами лепки
- конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
- Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
- Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Таким образом выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
2.Словесный метод:
- беседа, рассказ.
-объяснение, пояснение
-вопросы
-словесная инструкция
3.Наглядный:
-рассматривание наглядных