Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:10, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать лепку из пластилина, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
На основе анализа литературы изучить теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.
Охарактеризовать творчество детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотреть условия для развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Охарактеризовать лепку из пластилина как средство развития детского творчества.
Рассмотреть значение лепки для всестороннего развития дошкольников.
Проанализировать содержание и методику обучения детей.
Изучить развитие творчества посредствам лепки.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Лепка из пластилина как вид изобразительной деятельности ……...6
1.1. Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников…………………………………………………………………….6
1.2. Особенности организации и проведения занятий лепкой из пластилина………………………………………………………………………..9
1.3. Содержание занятий лепки из пластилина детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….12
Методика проведения занятий по лепке из пластилина с детьми 5-6
лет……………………………………………………………………………….15
Развитие творчества детей в процессе лепки…………………………20
Глава 2 Практическая часть………………………………………………….21
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………..21
2.2. Формирующий эксперимент……………………………………………..29
2.3. Контрольный эксперимент……………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………..34
Литература ……………………………………………………………………..36
4. Творчество:
• самостоятельность замысла;
• оригинальность изображения;
• стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.
По всем другим критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дастся по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) - 3 балла, второй - 2 балла, третий — 1 балл.
Например, критерий «передача формы»:
• форма передана точно - 3 балла;
• есть незначительные искажения - 2 балла;
• искажения значительные, форма не удалась - 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок — 45 баллов, низшее - 15 баллов, промежуточное число может быть разным:
оно зависит от того, какие оценки по каждому показателю получил каждый ребенок. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью, для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребенком баллов к низшему.
После проведенного занятия в старшей группе на тему «Веселые человечки» (предметная лепка) мы провели анализ по отобранным критериям и зафиксировали все в таблице.
№ п/п |
Имя ребенка |
Форма |
Строение предмета Пропорции |
разные способы лепки |
Композиция |
Передача движения выразительность |
самостоятельность замысла оригинальность изображения |
Общее число баллов |
Саша К. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 | |
Вика Н. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 | |
Данила С. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 | |
Илья К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 | |
Валя З. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
17 | |
Ваня С. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 | |
Даша Н. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 | |
Таня Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
17 | |
Алеша С. |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
11 | |
Дима К. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
14 | |
Лиля Н. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 | |
Сережа Г. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 | |
Вера Б. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 | |
Оля Р. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
16 | |
Никита Ш. |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
12 |
По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дается по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) - 3 балла, второй - 2 балла, третий — 1 балл.
Например, критерий «передача формы»:
• форма передана точно - 3 балла;
• есть незначительные искажения - 2 балла;
• искажения значительные, форма не удалась - 1 балл.
В соответствии с критериями определились уровни творчества детей:
1. высокий уровень;
2. средний уровень;
3. низкий уровень.
В следующей таблице показано процентное соотношение детей к каждому уровню развития творчества (приложение №6).
Уровни |
% |
Высокий уровень |
20 |
Средний уровень |
40 |
Низкий уровень |
40 |
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей старшей группы не достаточно сформированы умения наблюдать, использовать разные способы лепки, проявлять фантазию, творческую активность.
2.2. Формирующий эксперимент
Исходя из констатирующего эксперимента, мы поставили задачу провести формирующий эксперимент, который включает в себя цикл занятий по лепке, предусматривающий формирование у детей творчества.
Для проведения формирующего
эксперимента группа была поделена на
подгруппы (контрольная и
На занятиях по лепке создавались условия для формирования творчества:
Цель: создать условия на занятиях по лепке для формирования у детей творчества.
Задачи:
- предложить материал к занятиям по лепке для формирования творчества;
- составить и провести цикл занятий по лепке из пластилина;
- включить в занятия условия, методы и приемы, способствующие формированию творчества.
Формирующий эксперимент проходил в три этапа.
Тема занятий |
Программное содержание |
Методы и приемы проведения |
Этап №1 «Осенний натюрморт» (приложение №2) |
• Учить детей создавать объемные композиции (натюрморты) • Использовать приемы раскатывания, сплющивания, оттягивания краев •развивать композиционные умения •Учить достигать наилучшего результата |
• Беседа «Что такое натюрморт?» • Художественное слово • Сообщение детям занятия • Игровой прием • Мотивация детей к самостоятельной работе • Совместный анализ и просмотр детских изделий |
Этап № 2 «Звонкие колокольчики» (приложение №3) |
• Учить создавать объемные поделки • Развивать эстетическое восприятие формы • Учить передавать форму колокольчика • Лепить полые формы • Наносить рельефный узор на поверхность предмета • Повышать сенсорную чувствительность • Развивать воображение, общую умелость |
• Беседа о предстоящем празднике «Новый год» • Распределение работы между детьми • Объяснение и показ лепки • Создание атмосферы творчества • Учить пользоваться стекой (наносить рисунок) • Анализ детских работ • Использование изделий для украшения группы |
Этап № 3 «Снежный кролик» (приложение №4) |
• Совершенствовать технику раскатывания небольшого комка • Показать изменение формы сплющиванием, закручиванием • Поддерживать интерес к поиску способов лепки • Повышать сенсор. чувствительность • Общую ручную умелость • Мелкую моторику рук |
• Художественное слово • Рассматривание кролика в уголке «Живой природы» • Беседа • Рассказы детей •Создание творческой атмосферы • Сообщение детям темы занятия • Показ и объяснение выполнение работы •Мотивация детей к самостоятельной работе • Помощь, подсказка • Совместный анализ детских работ |
2.3. Контрольный эксперимент.
Цель: выяснить, как повлиял формирующий эксперимент на творчество.
Для проведения контрольного эксперимента были взяты все дети старшей группы.
Тема занятия: свободная лепка по русской народной песенке «Ходит Дрема возле дома» (приложение №5)
Программное содержание:
№ п/п |
Имя ребенка |
Форма |
Строение предмета Пропорции |
разные способы лепки |
Композиция |
Передача движения выразительность |
Самостоятельность замысла оригинальность изображения |
Общее число баллов |
Саша К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 | |
Вика Н. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
18 | |
Данила С. |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
14 | |
Илья К. |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
17 | |
Валя З. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
17 | |
Ваня С |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
18 | |
Даша Н. |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
14 | |
Таня Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
17 | |
Алеша С. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
18 | |
Дима К. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
17 | |
. Лиля Н. |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
17 | |
Сережа Г. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
17 | |
Вера Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
18 | |
Оля Р. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
17 | |
Никита Ш. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
18 |
Критерии оценивания детских работ по лепке:
• 3 балла — предмет наделен оригинальным образным содержанием, форма передана точно, части расположены точно, композиция продумана, достаточно четко передано движение.
• 2 балла — есть незначительные искажения в строении предмета, передачи формы, пропорциях предмета, композиции, движение передано неопределенно.
• 1 балл — предметы не наделены образным решением, неверно передана форма, пропорции, композиция не продумана, носит случайный характер, безразличие к материалу.
В следующей таблице показано процентное соотношение детей к каждому уровню развития творческих способностей (приложение №6).
Уровни |
% |
Высокий уровень |
33,3 |
Средний уровень |
46,6 |
Низкий уровень |
20 |
Таким образом, контрольный эксперимент показал, что на занятиях по лепке из пластилина, можно развивать у детей творчество, т.е. замыслы стали более самостоятельными, дети стремятся к наиболее полному раскрытию замысла, используются разные способы и приемы лепки, работы дополняются вспомогательными материалами, тем самым проявляют в самостоятельной деятельности свое творчество.
Заключение
Если говорить о лепке как
о средстве развития творчества
ребенка, значит, ничего не сказать.
Порой достаточно увидеть счастливое
личико ребенка, его восторг от созданного
им образа, и ты понимаешь, как много
смог ты сделать для него. Лучшей
наградой для педагога служат достижения
его учеников. И зачастую, можно
видеть, насколько важно для ребенка
быть правильно понятым, увидеть
восторженное лицо воспитателя, от положительной
оценки своей деятельности. Такой
положительный настрой
Лепка позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.
На занятиях по лепке можно использовать разнообразный материал (глину, пластилин, тесто, песок, снег). Они развивают наблюдательность у детей, их чувственный мир, расширяют кругозор и обогащают практический опыт общения с окружающим миром, наполняют восприятие и воображение таинствами и загадками.