Лепка из пластилина, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать лепку из пластилина, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
На основе анализа литературы изучить теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.
Охарактеризовать творчество детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотреть условия для развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Охарактеризовать лепку из пластилина как средство развития детского творчества.
Рассмотреть значение лепки для всестороннего развития дошкольников.
Проанализировать содержание и методику обучения детей.
Изучить развитие творчества посредствам лепки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Лепка из пластилина как вид изобразительной деятельности ……...6
1.1. Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников…………………………………………………………………….6
1.2. Особенности организации и проведения занятий лепкой из пластилина………………………………………………………………………..9
1.3. Содержание занятий лепки из пластилина детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….12
Методика проведения занятий по лепке из пластилина с детьми 5-6
лет……………………………………………………………………………….15
Развитие творчества детей в процессе лепки…………………………20
Глава 2 Практическая часть………………………………………………….21
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………..21
2.2. Формирующий эксперимент……………………………………………..29
2.3. Контрольный эксперимент……………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………..34
Литература ……………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 74.55 Кб (Скачать файл)

            -показ выполнения работы (частичный,  полностью)

Методы  эстетического воспитания:

  • метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной   отзывчивости   на прекрасное в окружающем мире;
  • метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
  • метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
  • метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
  • метод разнообразной художественной практики;
  • метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
  • метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
  • метод эвристических и поисковых ситуаций.

Как показывает опыт кружка, каждое занятие рассчитано на определённый возраст, опыт детей и их возможности. Желание познать новое создаёт  предпосылки дальнейшему увлечению  детей, пробуждает творческие способности, формирует умения и навыки работы с тестом, воспитывает художественный вкус. Каждое занятие необходимо продумать. Если возникают трудности, то желательно повторить занятие, добиваясь решения поставленной цели. При этом даже в самой неудачно выполненной работе найти положительный элемент, тем самым оставляя надежду на более удачное выполнение задания в следующий раз.

Для поддержания эмоционального отношения к выполнению задания  руководитель кружка внимательно наблюдает  за поведением ребёнка и, если видит, что ребёнок потерял интерес  к работе, выясняет причину потери интереса, успокаивает, поправляет неудачные  места в работе или деликатно  заменяет задание на посильное, всегда нацеленное на творческое развитие ребёнка. Отдельные темы занятий могут быть сокращены или увеличены по содержанию или по времени.

Работа в кружке предполагает организацию выставок. Выставки имеют  большое воспитательное значение.    Выставки могут быть постоянными  и однодневными, служить отчётными  по итогам года.    Однодневные  выставки проводятся после окончания  занятия. Работы должны быть удобно расположены  для осмотра, сопровождаться надписью с указанием фамилии, имени, возраста автора. Положительные результаты приносит обсуждение выставки. Желательно, чтобы  при обсуждении принимали участие  дети. Взрослый произносит суждения, понятные детям, вызывая творческий подъём. Детские  работы представляют собой выражение  собственного восприятия жизни, переданного  с помощью своих средств и  своих умений.

Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих  задач, программного материала занятия  и особенностей развития детей данной группы.

Отдельные методы и приемы — наглядные и словесные —  совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.

Наглядность обновляет материально-чувственную  основу детской изобразительной  деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу  и обобщению воспринятого и изображаемого.

Материально –  техническое обеспечение

  Помещения для занятий:  групповая комната.

Инструменты и  приспособления:

1.Кусочки ткани (вытирать  руки).

2.Пластиковая подставка.

3.Стеки,  пластмассовые  лопаточки.

4.Формочки, пуговицы, природный  (семена, травы…), бросовый материал (проволока, бусинки…).

 Наглядный  материал:

1.Иллюстрации

2.Декоративные панно

3.Народные игрушки

4.Образцы изделий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Развитие творчества  детей в процессе лепки 

 Ребенок открывает  для себя волшебную силу искусства  и стремится выразить их в  собственном «творческом продукте»  через лепку. При этом он  раскрывает себя,  постигает собственные  возможности. На занятиях лепкой, ребенок как никогда имеет  возможность реализовать свое  творчество и фантазию, задача  педагога, в данном случае, предложить  наиболее доступные средства  и материалы, для достижения  положительного результата, а также  дать невидимый толчок к развитию  творческого полета. Ведь только  находясь в атмосфере взаимопонимания  между ребенком и взрослым  можно заглянуть ребенку в  душу, понять и почувствовать,  то чего хочет он достичь.  Если рассматривать лепку как  средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным  моментом в достижении положительной  динамики, будет выступать заинтересованность  ребенка в начинаемой работе. Ребенок, удовлетворенный полученным  результатом, будет стремиться  снова и снова проявить себя, показать то, насколько широко  он может мыслить. Порой то, что человек не может передать  словами, можно выразить в своем  творчестве. Передать всю ту красоту,  эстетичность и конечно же  свое видение  того или иного  объекта, что и будет являться  творческим продуктом, а значит  это и будет проявлением творчества  ребенка. 

Материал будет способствовать наибольшей заинтересованностью к   лепке.  Детей увлекают новые формы, материалы и, конечно же, нет ничего интересней, чем наблюдать за тем, как с помощью рук ребенок  может создать нечто необычное, радующее глаз, воплощение своих мыслей и фантазий.  Мы считаем, что любое  выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо  рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением  творчества. Заканчивая работу, дорабатывая  мелкие детали, применяя различные  изобразительные средства, ребенок  проявляет себя как творческая личность.

 

Глава 2 Практическая часть

  Изучив исследования психологов и педагогов, мы решили выявить возможности лепки из пластилина как способа  в развитии детского творчества. Экспериментальная работа проводилась в МДОУ Детский сад  общеразвивающего вида  №11 «Зернышки» Коломенского района, п. «Индустрия» в старшей группе.

Количественный состав - 15 человек:

Работа проходила в 3 этапа:

1. Констатирующий эксперимент

2. Формирующий эксперимент;

З. Контрольный эксперимент.

 

2.1. Констатирующий эксперимент

Цель эксперимента: выявить  интерес к лепке из пластилина, технические умения, замысел, способность проявить  творчество детей 5-6 лет.

На этапе констатирующего  эксперимента были поставлены следующие  задачи:

      1. проанализировать формирование творчества детей старшей группы;
      2. беседа с детьми о лепке

3.   проведение занятия по лепке в старшей группе на тему «Веселые человечки» (лепка предметная) с целью выявления способностей к творчеству у детей.

Для формирования творчества детей посредствам лепки в  группе созданы некоторые условия. Анализ условий показал:

- в групповой комнате  имеется уголок для лепки, в  котором представлен очень однообразный  материал и оборудование - пластилин, 3 дощечки, картинки с изображением  предметов;

- в приемной группы  на кабинках организована выставка  детских работ (что находится  на уровне глаз взрослого).

Беседа с детьми о лепке  дома показала, что в основном все  дети имеют дома  только пластилин. Занимаются лепкой очень редко. Исключение составили лишь несколько детей, у которых дома имеется разнообразный  материал для лепки, специальные  дощечки, стеки, дополнительный материал для декорирования поделок, занимаются лепкой совместно со взрослым (мамой, сестрой, бабушкой). Эти дети проявляли больший интерес в ходе беседы. На занятии присутствовало 15 детей.

Занятие на тему «Веселые человечки» (лепка предметная приложение №1). Цель занятия: выявить на сколько развито творчество детей, умение и навыки самостоятельно решать форму, пропорции и положение предмета в пространстве, способы передачи.

Критерии 

В эксперименте применялась  диагностика детского творчества, разработанная Тамарой Семеновной Комаровой

Полный набор критериев  и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми изобразительной  деятельностью; для более оперативного диагностирования  был отобран  ограниченный набор критериев и  показателей.

Выделенные критерии объединили в две группы: первая применяется  при анализе продуктов деятельности, вторая - при анализе процесса деятельности. Обе группы тесно между собой  связаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.

Анализ продукта деятельности.

1. Содержание изображения  (полнота изображения образа).

В этом критерии не выделяются показатели уровня. Анализ детских  работ представляет собой краткое  описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях  выделяются показатели, позволяющие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

2. Передача формы:

• форма передана точно:

• есть незначительные искажения;

• искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

• части расположены верно;

• есть незначительные искажения;

• пропорции предмета переданы не верно.

4. Передача пропорций  предмета в изделии:

• пропорции предмета соблюдаются;

• есть незначительные искажения;

• пропорции предмета переданы не верно.

5. Композиция.

В этом критерии более полная и точная характеристика овладения  детьми композицией двух групп показателей: «а» и «б»:

а) расположение фигур:

• по всей доске;

• не продумана, носит случайный характер;

б) отношение по величине разных изделий составляющих сюжет:

• соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов;

• есть незначительные искажения;

• пропорциональность разных предметов передана не верно.

6. Передача движения:

• движение передано достаточно четко;

• движение передано неопределенно, неумело;

• изображение статичное.

Этот критерий оценивается  тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает из темы занятия.

  1. Цвет

        В этом критерии выделяются две группы показателей: первая - «а» - характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая - «б» - творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

а) цветовое решение изображения:

• передан реальный цвет предметов;

• есть отступление от реальной окраски;

• цвет предметов передан  не верно;

Анализ процесса деятельности.

1. Характер лепки.

В соответствии с проведенным  исследованием по формированию у  детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей:

а) характер лепки:

• по частям

• из целого куска

• комбинированным способам

б) технические приемы

2. Регуляция деятельности.

В этом критерии выделены три  группы показателей для более  детальной характеристики отношения  детей к деятельности:

а) отношение к оценке взрослого:

• адекватно реагирует  на замечания взрослого, стремится  исправить ошибки, не точности;

• эмоционально реагирует  на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается, при замечании  сникает, деятельность замедляется  или вовсе прекращается);

• безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком, созданного им изображения:

• адекватна;

• неадекватна (завышенная, заниженная);

• отсутствует;

в) эмоциональное отношение  к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

• к предложенному заданию;

• к процессу деятельности;

• к продукту собственной  деятельности.

3. Уровень самостоятельности:

• выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости  обращается с вопросами;

• требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко;

• необходима поддержка  и стимуляция деятельности со стороны  взрослого, сам с вопросами к  взрослым не обращается.

Информация о работе Лепка из пластилина, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста