Лепка из пластилина, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать лепку из пластилина, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
На основе анализа литературы изучить теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.
Охарактеризовать творчество детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотреть условия для развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Охарактеризовать лепку из пластилина как средство развития детского творчества.
Рассмотреть значение лепки для всестороннего развития дошкольников.
Проанализировать содержание и методику обучения детей.
Изучить развитие творчества посредствам лепки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Лепка из пластилина как вид изобразительной деятельности ……...6
1.1. Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников…………………………………………………………………….6
1.2. Особенности организации и проведения занятий лепкой из пластилина………………………………………………………………………..9
1.3. Содержание занятий лепки из пластилина детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….12
Методика проведения занятий по лепке из пластилина с детьми 5-6
лет……………………………………………………………………………….15
Развитие творчества детей в процессе лепки…………………………20
Глава 2 Практическая часть………………………………………………….21
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………..21
2.2. Формирующий эксперимент……………………………………………..29
2.3. Контрольный эксперимент……………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………..34
Литература ……………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 74.55 Кб (Скачать файл)


Содержание 

 

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1 Лепка из пластилина как вид изобразительной деятельности ……...6

1.1. Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников…………………………………………………………………….6

1.2. Особенности организации и проведения  занятий лепкой из пластилина………………………………………………………………………..9

1.3. Содержание занятий лепки из пластилина детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….12

    1. Методика проведения занятий по лепке из пластилина с детьми 5-6

 лет……………………………………………………………………………….15

    1. Развитие творчества детей в процессе лепки…………………………20

Глава 2  Практическая часть………………………………………………….21

2.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………..21

2.2. Формирующий эксперимент……………………………………………..29

2.3. Контрольный эксперимент……………………………………………….31

Заключение……………………………………………………………………..34

Литература ……………………………………………………………………..36

Приложения…………………………………………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров  -  уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство — источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку, музицирование. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка, как деятельность в  большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению  целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания обеих рук.  Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами,  причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Еще одна специфическая черта лепки — ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин.

Лепка – это один из видов  изобразительного творчества, в котором  из пластических материалов создаются  объемные фигурки и целые композиции. 

Творить и созидать —  это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать. 

  1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  3. Синхронизирует работу обеих рук;
  4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
  5. Развивает творчество ребенка. 

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Эстетическая  деятельность – это  духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром,  моделирование образа «Я», формирование «Я - концепции творца».

Во многих философских, психологических  и социологических исследованиях  рассматривается проблема развития творческой личности средствами искусства, которое имеет значительный развивающий  и воспитывающий потенциал с широким спектром воздействия на сферу интеллекта, чувств и способностей человека (А.В.Антонова, Э.А.Верб, О.В.Дивненко, Б.Т.Лихачёв, А.А.Мелик-Пашаев, Ю.Х.Фохт-Бабушкин и др.).

Психологические основы проблемы формирования творческой активности дошкольников представлены в работах Б.Г.Ананьева, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Е.И.Игнатьева, Д.В.Колесова, Г.А. Урунтаевой и др.

Педагогический аспект художественно-творческого  развития дошкольников излагается в  трудах Н.А. Ветлугиной, А.А. Грибовской, Т.Н.Дороновой, Т.С.Комаровой, Н.П. Сакулиной, О.П. Радыновой, Е.А. Флёриной, Н.Б. Халезовой, Т.Я. Шпикаловой, И.А. Лыковой и др. 

Дети находят большое  удовольствие в передаче знакомых фигур. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь, освоить  основные приемы работы, вызывать  у  детей желание работать, пытаться передать свои впечатления в работе по лепке, передавать предметы окружающего  мира, выражать свое отношение к  этому миру.   

 Развитый ребенок в  целом -  залог  дальнейшего  успешного обучения в школе.  Но не следует забывать о  том, что детский сад как  основной «институт» на пороге  школы может дать толчок к  развитию творчества  будущего  поколения.

Объектом  исследования является развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является  лепка из пластилина как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте

Цель работы – охарактеризовать  лепку из пластилина, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. На основе анализа литературы изучить теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.
  2. Охарактеризовать творчество детей старшего дошкольного возраста.
  3. Рассмотреть условия для развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
  4. Охарактеризовать  лепку из пластилина как средство развития детского творчества.
  5. Рассмотреть значение  лепки для всестороннего развития дошкольников.
  6. Проанализировать содержание и методику обучения детей.
  7. Изучить развитие творчества посредствам лепки.

Методы исследования использовались следующие:

  1. Анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
  2. Эмпирическое наблюдение над педагогическим процессом;
  3. Систематизация и классификация материалов исследования в аспекте рассматриваемой проблемы.

Практическая значимость работы заключается в том, что  практические методы и приемы исследования могут быть использованы воспитателями  ДОУ для усовершенствования воспитательно-образовательного процесса по художественному восприятию разных видов искусства, развитию детского изобразительного творчества в лепке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Лепка из пластилина как вид изобразительной деятельности

 

    1.  Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников

Лепка — придание формы  пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью  рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых  приёмов широкого жанрового диапазона  станковой и декоративно-прикладной скульптуры.

 Дети – пытливые  исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего  мира, ребёнок испытывает положительные  эмоции, на основе которых и  возникают более глубокие чувства:  радости, восхищения, восторга. Формируются  образные представления, развиваются  мышление, воображение. Всё это  вызывает стремление передать  воспринятую красоту, у них  пробуждается и развивается созидательная  активность, формируется творчество.

Лепка даёт удивительную возможность  моделировать мир и своё представление  о нём в пространстве. Техника  лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким  детям.

Лепка – самый осязаемый  вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что  создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в  лепке является рука (вернее, обе  руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки  можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.

Детям особенно интересно  заняться чем-нибудь новеньким.  Пластилин  – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал.

В лепке масштаб поделок  не задан форматом листа как в  рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

 С каждым годом становится  все больше детей, которые отстают  от своих сверстников в своем  развитии. Человеческие руки –  это тот инструмент, при помощи  которого можно повлиять на  общее развитие ребенка.

          Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки.  Разнообразие тематики связано  с тем, что лепка, как и  другие виды изобразительной  деятельности, в первую очередь  выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и  творческие потребности ребенка.

Пластичность материала  и объемность изображаемой формы  позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в  лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке  является сложной задачей, требующей  длительного обучения. В лепке  решение этой задачи облегчается. Ребенок  сначала лепит предмет в статичном  положении, а затем сгибает его  части в соответствии с замыслом.

        Передача  пространственных соотношений предметов  в лепке также упрощается —  объекты, как в реальной жизни,  расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра  композиции. Вопросы перспективы  в лепке попросту снимаются.

         Основное средство в создании  изображения в лепке — передача  объемной формы. Цвет используется  ограниченно. Обычно раскрашиваются  те работы, которые будут впоследствии  применяться в детских играх.

Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями, но:

Пластилин (итал. plastilina, от др.-греч. πλαστός — лепной) — материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших моделей, произведений малых форм, живописных работ.

Пластилин  как таковой представляет собой  кладовую для фантазии и игры воображения. Соединив его с ловкими руками,  можно оживить всё, что захочешь. И в большой мере удовлетворяют любознательность в новизне и творческом искании. Можно дать  вторую жизнь поделке из этого материала. Недаром одним из жанров анимационного фильма является пластилиновая анимация, которая создается при помощи фигур, вылепленных из пластилина.

Пластилин  используется в работе с детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

Пластилин  - замечательный материал для лепки детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

       Лепка имеет  большое значение для обучения  и воспитания  старших дошкольников. Она  способствует  развитию  зрительного восприятия, памяти, образного  мышления, привитию ручных умений  и навыков, необходимых для  успешного обучения в школе.  Так же, как и другие виды  изобразительного искусства, лепка  формирует эстетические вкусы,  развивает чувство прекрасного.  Поэтому обосновано можно предположить, что лепка благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности.

Информация о работе Лепка из пластилина, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста