Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:10, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать лепку из пластилина, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
На основе анализа литературы изучить теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.
Охарактеризовать творчество детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотреть условия для развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Охарактеризовать лепку из пластилина как средство развития детского творчества.
Рассмотреть значение лепки для всестороннего развития дошкольников.
Проанализировать содержание и методику обучения детей.
Изучить развитие творчества посредствам лепки.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Лепка из пластилина как вид изобразительной деятельности ……...6
1.1. Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников…………………………………………………………………….6
1.2. Особенности организации и проведения занятий лепкой из пластилина………………………………………………………………………..9
1.3. Содержание занятий лепки из пластилина детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….12
Методика проведения занятий по лепке из пластилина с детьми 5-6
лет……………………………………………………………………………….15
Развитие творчества детей в процессе лепки…………………………20
Глава 2 Практическая часть………………………………………………….21
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………..21
2.2. Формирующий эксперимент……………………………………………..29
2.3. Контрольный эксперимент……………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………..34
Литература ……………………………………………………………………..36
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Лепка из пластилина как вид изобразительной деятельности ……...6
1.1. Значение занятий лепкой
для всестороннего развития дошкольников………………………………………………
1.2. Особенности организации
и проведения занятий лепкой из пластилина……………………………………………………
1.3. Содержание занятий лепки
из пластилина детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………
лет……………………………………………………………………
Глава 2 Практическая часть………………………………………………….21
2.1. Констатирующий эксперимент…………
2.2. Формирующий эксперимент…………………
2.3. Контрольный эксперимент…………………
Заключение……………………………………………………
Литература …………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство — источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку, музицирование. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности.
Каждый вид изобразительной дея
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции.
Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Эстетическая деятельность – это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я - концепции творца».
Во многих философских, психологических
и социологических
Психологические основы проблемы формирования творческой активности дошкольников представлены в работах Б.Г.Ананьева, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Е.И.Игнатьева, Д.В.Колесова, Г.А. Урунтаевой и др.
Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников излагается в трудах Н.А. Ветлугиной, А.А. Грибовской, Т.Н.Дороновой, Т.С.Комаровой, Н.П. Сакулиной, О.П. Радыновой, Е.А. Флёриной, Н.Б. Халезовой, Т.Я. Шпикаловой, И.А. Лыковой и др.
Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь, освоить основные приемы работы, вызывать у детей желание работать, пытаться передать свои впечатления в работе по лепке, передавать предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру.
Развитый ребенок в целом - залог дальнейшего успешного обучения в школе. Но не следует забывать о том, что детский сад как основной «институт» на пороге школы может дать толчок к развитию творчества будущего поколения.
Объектом исследования является развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является лепка из пластилина как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте
Цель работы – охарактеризовать лепку из пластилина, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Методы исследования использовались следующие:
Практическая значимость работы заключается в том, что практические методы и приемы исследования могут быть использованы воспитателями ДОУ для усовершенствования воспитательно-образовательного процесса по художественному восприятию разных видов искусства, развитию детского изобразительного творчества в лепке.
Глава 1 Лепка из пластилина как вид изобразительной деятельности
Лепка — придание формы
пластическому материалу (пластилину,
глине, пластике и др.) с помощью
рук и вспомогательных
Дети – пытливые
исследователи окружающего
Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Лепка – самый осязаемый
вид художественного
Основным инструментом в
лепке является рука (вернее, обе
руки), следовательно, уровень умения
зависит от владения собственными руками,
а не кисточкой, карандашом или ножницами.
С этой точки зрения технику лепки
можно оценить как самую
Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Пластилин – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал.
В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
С каждым годом становится
все больше детей, которые
Дети лепят людей, животных, посуду,
транспорт, овощи, фрукты, игрушки.
Разнообразие тематики связано
с тем, что лепка, как и
другие виды изобразительной
деятельности, в первую очередь
выполняет воспитательные
Пластичность материала
и объемность изображаемой формы
позволяют дошкольнику овладеть
некоторыми техническими приемами в
лепке скорее, чем в рисовании.
Например, передача движения в рисунке
является сложной задачей, требующей
длительного обучения. В лепке
решение этой задачи облегчается. Ребенок
сначала лепит предмет в
Передача
пространственных соотношений
Основное средство в создании
изображения в лепке —
Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями, но:
Пластилин (итал. plastilina, от др.-греч. πλαστός — лепной) — материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших моделей, произведений малых форм, живописных работ.
Пластилин как таковой представляет собой кладовую для фантазии и игры воображения. Соединив его с ловкими руками, можно оживить всё, что захочешь. И в большой мере удовлетворяют любознательность в новизне и творческом искании. Можно дать вторую жизнь поделке из этого материала. Недаром одним из жанров анимационного фильма является пластилиновая анимация, которая создается при помощи фигур, вылепленных из пластилина.
Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
Пластилин - замечательный материал для лепки детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Лепка имеет
большое значение для обучения
и воспитания старших дошкольников.
Она способствует развитию
зрительного восприятия, памяти, образного
мышления, привитию ручных умений
и навыков, необходимых для
успешного обучения в школе.
Так же, как и другие виды
изобразительного искусства,