Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 08:25, курсовая работа
Цель исследования: выявление особенностей лингвистической одаренности в младшем школьном возрасте путем изучения основных ее компонентов. Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Подобрать диагностический материал для исследования основных компонентов лингвистической одаренности.
Выявить младших школьников с лингвистической одаренностью.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты изучения лингвистической одаренности
младших школьников……………………………………………………………..6
1.1. История возникновения и развития понятия «одаренность»…………………………………………………………..………...6
1.2. Возрастные особенности проявления одаренности.……………………...12
1.3. Признаки и виды одаренности……………………………………………..17
1.4. Особенности лингвистической одаренности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...28
Глава II. Выявление компонентов лингвистической одаренности у детей младшего школьного возраста..………………………..……………….............38
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...38
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования компонентов лингвистической одаренности……………………………………………..........40
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………49
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты изучения лингвистической одаренности
младших школьников……………………………………………………
1.1. История возникновения и развития понятия
«одаренность»……………………………………………
1.2. Возрастные особенности проявления одаренности.……………………...12
1.3. Признаки и виды одаренности……………………………………………..
1.4. Особенности лингвистической одаренности
в младшем школьном возрасте…………………………………………………………
Глава II. Выявление компонентов лингвистической
одаренности у детей младшего школьного
возраста..………………………..………………...
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...
2.2.Анализ и интерпретация результатов
исследования компонентов лингвистической
одаренности……………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Среди самых интересных
и загадочных явлений природы
детская одаренность
Долгое время одаренность
Одаренные дети — главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его процветания. С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. Многие страны вкладывают немалые средства в национальные и региональные программы работы с ними. Данные программы призваны обеспечить оптимальный поиск и выявление юных талантов, оказание им специальной социальной, психологической и педагогической помощи, отбор и подготовку учителей и воспитателей [20].
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук - Н.С. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, А.И. Савенков, Е.С. Белова, А.И. Доровской и др. [18].
Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфордом, Дж. Рензулли, П. Торренсом, и другими. В изучении данного вопроса мы опирались на таких деятелей русской, советской психологии, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин и ряд других [2].
Весьма волнующим для
родителей и немаловажным для
педагога является вопрос о способностях
ребенка к овладению
К сожалению, до сих пор в нашей стране отсутствуют стандартизированные диагностические методики для определения языковых способностей.
На наш взгляд, изучение одаренности в педагогическом ракурсе наиболее значимо, т.к. одна из проблем одаренного ребенка – своевременное нераскрытие его способностей. Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность. Важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.
Объект исследования: особенности основных компонентов лингвистической одаренности.
Предмет исследования: лингвистическая одаренность в младшем школьном возрасте.
Цель исследования: выявление особенностей лингвистической одаренности в младшем школьном возрасте путем изучения основных ее компонентов.
Задачи:
Гипотеза: в основе данного исследования лежит предположение о том, что дети младшего школьного возраста, обладающие лингвистической одаренностью, имеют высокий уровень развития её компонентов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие группы методов: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования); эмпирические методы (тестирование, анкетирование).
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили положение Лейтеса Н.С. и Савенкова А.И. об особенностях одаренности дошкольников, положение и классификация видов детской одаренности А.М. Матюшкина, а также исследования особенностей лингвистической одаренности таких авторов, как Н.В. Микляевой, И.Л. Шолпо, М.К. Кабардова и других.
Курсовая работа объемом 59 страниц, состоит из введения, двух глав, а также заключения, списка литературы, 6 рисунков и приложений.
Глава I. Теоретические предпосылки изучения лингвистической одаренности младших школьников
1.1. История возникновения и развития понятия «одаренность»
Понимание термина «одаренный» претерпело значительные изменения на протяжении XX столетия. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в учении. В группу одаренных попадали дети, которые оказывались в числе нескольких процентов, имеющих высокие показатели по тестам интеллекта. Однако жизнь постоянно вносила поправки в прогнозы, составляемые на основе тестов: высокие показатели умственного развития не гарантируют ни очень успешную карьеру, ни выдающиеся творческие достижения. В то же время дети с более скромными показателями IQ попадают в число людей, влияющих на прогресс, меняющих жизнь общества. Подобные курьезы заставляли вновь и вновь обращаться к содержанию термина «одаренный» и, в частности, к вопросу, какие же виды одаренности выпали из поля зрения исследователей и практиков.
В педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [23].
Одаренность интеллектуальная - такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использования нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным поискам решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д. [23].
Общая одаренность –
уровень развития общих способностей,
определяющий диапазон деятельностей,
в которых человек может
В советской психологии и педагогики также есть серьезные разработки в области изучения одаренности. Такие учёные, как Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин В.Д. Шадриков многое прояснили в понимании одаренности.
Н.С. Лейтес наряду со специальными видами одаренности (к музыке, рисованию, технике и т.д.) вводит и более широкое понятие – общая умственная одаренность, «сказывающаяся всюду, где требуются достоинства ума» [13]. «При этом умственная способность не сводиться к интеллекту: одаренность – это особый склад личности» [13].
Рассматривая вопрос об умственной одаренности, Н.С. Лейтес стремился отойти от излишне формализованного, по преимуществу измерительного подхода. Наибольшее внимание уделено систематизации жизненных фактов, психологическим особенностям выдающихся по своим умственным возможностям детей и подростков.
Он считал, что «одаренность – особо благоприятные внутренние предпосылки развития» [13].
Существенный теоретический вклад в рассмотрение проблемы способностей и одаренности был сделан советским психологом Б.М. Тепловым, предвосхитившим многое в современных концепциях.
По мнению Б.М. Теплова, для понимания одаренности целесообразно исходить из базового понятия способностей. Одаренность рассматривалась им как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.
«Одаренность – синтез определенных потенциальных свойств личности, развивающихся в процессе деятельности, обеспечивающих достижение наивысших результатов» [24].
Словосочетанием «одаренные дети» (одаренный ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети уже по определению качественно отличаются от сверстников.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети - дети, обнаруживающие
общую или специальную
Впервые одаренностью детей стал заниматься Д. Гилфорд. Он после Второй Мировой Войны работал в Пентагоне, разрабатывал по заказу программы для выявления одаренных детей (умственно одаренных). С тех пор в США факт необходимости работы с одаренными детьми означал признание государственной важности этой проблемы. В СССР в 1975г. Был организован Всесоюзный Совет по одаренным и талантливым детям, который стал координировать работу по изучению, обучению и воспитанию одаренных детей.
В исследование детской одаренности в российской психологии большой вклад внес А.М. Матюшкин. По его инициативе возник специальный Центр по изучению одаренных детей (Центр творческой одаренности). А.М. Матюшкин одаренность связывает с особенностями собственно творческой деятельности. «Психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека»[15]. Проявления творчества «выражаются в детстве прежде всего как более быстрое развитие (речи и мышления), как ранняя увлеченность (музыкой, рисованием, чтением, счетом), как любознательность ребенка, как его исследовательская активность» [15].
К основным компонентам одаренности «как общей психологической предпосылки творческого развития и становления творческой личности» А. М. Матюшкин относит:
а) доминирующую роль мотивации;
б) исследовательскую творческую активность, выражающуюся «в обнаружении нового, в постановке и решении проблем»;
в) возможность достижения оригинальных решений;
г) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки [15].
Все эти факторы составляют единую интегративную структуру одаренности, проявляющуюся на всех уровнях индивидуального развития.
Главная сложность, по мнению Лейтеса, в понимании и оценке проявлений умственной одаренности в годы детства – «переплетение в них возрастных и собственно индивидуальных свойств». Самая существенная задача – «увидеть в признаках одаренности у детей и подростков то, что относится к свойствам возраста и является приходящим, и то более устойчивое, собственно индивидуальное, чему предстоит укорениться, развиться» [13].
Первостепенное значение для умственного развития детей Н.С. Лейтес придает возрастной чувствительности. Изменение с возрастом уровня и направленности возрастной чувствительности и собственно – активности приводит к тому, что у растущего человека наступают и сменяют друг друга так называемые сензитивные периоды (от лат. senses – чувство, ощущение).
Информация о работе Лингвистическая одаренность младших школьников