Лингвистическая одаренность младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей лингвистической одаренности в младшем школьном возрасте путем изучения основных ее компонентов. Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Подобрать диагностический материал для исследования основных компонентов лингвистической одаренности.
Выявить младших школьников с лингвистической одаренностью.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты изучения лингвистической одаренности
младших школьников……………………………………………………………..6
1.1. История возникновения и развития понятия «одаренность»…………………………………………………………..………...6
1.2. Возрастные особенности проявления одаренности.……………………...12
1.3. Признаки и виды одаренности……………………………………………..17
1.4. Особенности лингвистической одаренности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...28
Глава II. Выявление компонентов лингвистической одаренности у детей младшего школьного возраста..………………………..……………….............38
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...38
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования компонентов лингвистической одаренности……………………………………………..........40
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………49

Файлы: 1 файл

Курсовая Юли.doc

— 708.00 Кб (Скачать файл)

Яцикевичус А. И. важными считает чувствительность слухового аппарата; продуктивность вербальной памяти; способность замечать и изменять структурные вариации языка [26]. (Первый из названных компонентов скорее относится не к способностям, а также к задаткам.)

Американские ученые (Джон Б. Кэрролл, Стэнли Сапон) выделили четыре группы специальных когнитивных способностей, лежащих в основе успешного усвоения иностранного языка:

1. Способность к фонетическому  кодированию – восприятие звуков иностранного языка и звуковых форм слов и выражений, их «кодировка» в долговременной памяти и воспроизведение по необходимости.

2. Грамматическая чувствительность – способность воспринимать грамматические отношения в иностранном языке и понимать роль грамматики в порождении и переводе высказываний и предложений.

3. Механическая ассоциативная память – необходима для усвоения большого количества произвольных связей между словами и их значениями, которые необходимо освоить.

4. Индуктивная способность – общая когнитивная способность, способность видеть и выводить правила, управляющие формированием паттернов стимулов [11].

Таким образом, способности к иностранным языкам характеризуются как минимум уровнем когнитивных способностей, вербального интеллекта, способностей продуктивной и репродуктивной речевой деятельности.

Практики в области  иноязычного образования называют факторы, которые прямо или косвенно могут свидетельствовать о наличии способностей к иностранным языкам, лингвистической одаренности школьника:

– успехи в математике, в русском языке и литературе одновременно;

– способности к пению;

– музыкальный слух;

– способности к пародированию;

– хорошая память (быстрое  заучивание стихов, песен; память на цифры, факты);

– хороший темп речи;

– беглость чтения на родном языке;

– общее развитие речи (хорошая дикция, умение рассказывать, пересказывать, говорить длинными развернутыми предложениями, быстрая речевая реакция на вопросы).

Важными неспецифическими свойствами личности, которые необходимы для успешного овладения иностранным  языком, являются наличие положительной  установки, интерес к жизни и  культуре разных стран, как проявление вообще активного интереса к миру, а также коммуникабельность личности, то есть желание и умение вступать в общение с другими людьми и способность легко адаптироваться к различным ситуациям общения. Дети младшего школьного возраста обладают хорошим речевым слухом и цепкой языковой памятью. У них так же сильно развито эмоционально-образное восприятие языка. Форма слова, его звуковая оболочка, складность и ритмичность речи, красота и выразительность звука для детей этого возраста важнее лексического значения и грамматической стройности. Слова привлекают их, прежде всего своим звучанием.

Другие способности: лексическое  и грамматическое чутье, функционально-стилистическое восприятие языка - находятся у младших школьников в стадии формирования и развиты еще недостаточно. Способности такого рода во многом зависят от объема коммуникативного опыта человека. Чем больше этот опыт (включая овладение иностранными языками), тем более развито лексическое и грамматическое чутье, поэтому каждый следующий иностранный язык и дается человеку легче предыдущего. Что же касается коммуникабельности и наличия положительной установки, то младшие школьники в большинстве своем достаточно коммуникабельны и лишены тех многочисленных комплексов и зажимов, которые становятся психологическим барьером для многих взрослых в овладении иностранным языком как средством общения (например, взрослый гораздо больше боится сделать ошибку); они любознательны, и стремятся к активному познанию мира; причем именно в этом возрасте процесс непосредственного чувственного познания дополняется словесным [22].

Способности к языку, как и всякие другие, развиваются только в соответствующей деятельности и потому любой нормальный ребенок может и должен овладеть иностранным языком и свободно пользоваться им в общении, но произойдет это или нет - во многом зависит от организации его деятельности педагогом, от методического подхода к обучению.

 Таким образом, одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями  в том или ином виде деятельности. Большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Согласно теории автора  теста языковых способностей Дж. Кэрролла, способность к изучению иностранного языка складывается из четырёх компонентов:

  1. фонематическое кодирование – способность устанавливать связь между звуками и символами, выделять и идентифицировать отдельные звуки, устанавливать связи между звуками и теми символами, которые их представляют, а также сохранять в памяти эти связи;
  2. чувствительность к восприятию грамматических структур, которая проявляется в способности распознавать грамматическую функцию слов и отдельных структур в предложении;
  3. механическая память;
  4. способность к индуктивному мышлению, которая выражается в умении самостоятельно выводить правила взаимосвязи между лексическими и грамматическими структурами языка.

Изучение этих компонентов  у младших школьников поможет  нам в раннем выявлении детей, имеющих высокий уровень способностей к изучению иностранного языка  – признак возможной лингвистической одаренности.

Вывод по главе I:

Наше исследование показало, что выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

Необходимо предельно  снизить вероятность ошибки, которую  можно допустить в оценке одаренности  ребенка, как по положительному, так  и по отрицательному критерию высокие  значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования.

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания.

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

1. комплексный характер  оценивания разных сторон поведения  и деятельности ребенка, что  позволит использовать различные  источники информации и охватить  как можно более широкий спектр его способностей;

2. длительность идентификации  (развернутое во времени наблюдение  за поведением данного ребенка  в разных ситуациях);

3. анализ поведения  ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере  соответствуют его склонностям и интересам (включение в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Выявление компонентов лингвистической одаренности у детей младшего школьного возраста

2.1. Организация и методы исследования

Для решения задач курсовой работы и проверки поставленной гипотезы нами на базе образовательного учреждения МБОУ «Самсоновская средняя школа» Алтайского края было проведено психолого-педагогическое исследование. В исследовании приняли участие обучающиеся 3 «А» класса, в количестве 21 человек.

Этапы исследования:

Название этапа

Содержание работы

Анализ психолого-педагогической литературы

В рамках курсовой работы проведен теоретический анализ литературы по проблеме.

Пилотажное исследование

Были апробированы выбранные методики для проведения, констатирующего эксперимента.

Проведение констатирующего  эксперимента

На этом этапе была проведена непосредственно диагностическая  работа.

Обработка полученных данных

Проводилась интерпретация  результатов, полученных в ходе исследования.


Для реализации поставленной цели, решении задач исследования и подтверждении, выдвинутой гипотезы, нами были проведены следующие диагностические  методики:

  1. Методика изучения уровня внимания у школьников (авторы П. Я. Гальперин, С. Л. Кабылицкая). Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников. Младшему школьнику необходимо прочитать текст, проверить его, исправить их карандашом или ручкой.  Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок. Задача исследователя фиксировать особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Время на поиск ошибок для младших школьников 3 минуты. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и другое (приложение 1).

2. Методика  «Повторение цепочек слогов». Цель: проверка состояния фонематического восприятия. Младшему школьнику предлагается воспроизвести пары слогов. Слоги предъявляются до первого воспроизведения, так как задачей является измерение актуального уровня развития речи. Сначала предъявляется первый член пары, затем второй. Оценивается воспроизведение пары в целом (приложение 2) .

3. Методика «Познавательная активность младшего школьника» (автор А. А. Горчинская). Цель: Оценить степень выраженности познавательной активности младших школьников. Школьнику дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один (приложение 3).

4. Методика «Изучение механической  памяти». Цель: выявить уровень развития механической памяти. Младшему школьнику предлагается послушать пятнадцать пар слов и воспроизвести в любом порядке услышанные слова в течение 2 минут (приложение 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования компонентов лингвистической одаренности

Применительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований. 

В тех случаях, когда задача ставится шире и предполагает не только отбор, но и психологическую помощь одаренному ребенку, сфера диагностики существенно расширяется. Она может включать выяснение особенностей взаимоотношений ребенка со сверстниками, со взрослыми.

При выявлении одаренных  детей, как было сказано раньше более  целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов.  Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности.

При анализе современной научной литературы, мы не выявили единой методики определения лингвистической одаренности, поэтому нами была подобранна батарея психодиагностических методик. Методики были подобраны в соответствии с выявленными в ходе теоретического анализа основными компонентами лингвистической одаренности: ускоренные процессы мышления, познавательная активность, креативность (общая одаренность), развитый фонетический слух и механическая память.

Анализ результатов  методики «Изучения уровня внимания у школьников» позволяет говорить о том, что в классе 43 % детей с низким уровнем развития внимания. У этих школьников снижена концентрация внимания, что затрудняет углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, ребенок испытывает сложность в представлении того или иного предмета, его назначении, конструкции, форме. Также у младших школьников снижена устойчивость внимания, выполнение однообразной работы утомляет их быстрее, чем других детей, они чаще отвлекаются.

Со средним уровнем  развития внимания - 43 % обучающихся  класса, внимание этих детей отличается средней произвольностью, однако они могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями.

С высоким уровнем развития внимания - 14 % младших школьников, они подолгу могут выполнять однообразную работу, развиты волевой контроль и саморегуляция. В учебной деятельности их привлекает не только все неожиданное, яркое, но они также изучают и «неинтересный материал».

Информация о работе Лингвистическая одаренность младших школьников