Лингвистическая одаренность младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей лингвистической одаренности в младшем школьном возрасте путем изучения основных ее компонентов. Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Подобрать диагностический материал для исследования основных компонентов лингвистической одаренности.
Выявить младших школьников с лингвистической одаренностью.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты изучения лингвистической одаренности
младших школьников……………………………………………………………..6
1.1. История возникновения и развития понятия «одаренность»…………………………………………………………..………...6
1.2. Возрастные особенности проявления одаренности.……………………...12
1.3. Признаки и виды одаренности……………………………………………..17
1.4. Особенности лингвистической одаренности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...28
Глава II. Выявление компонентов лингвистической одаренности у детей младшего школьного возраста..………………………..……………….............38
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...38
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования компонентов лингвистической одаренности……………………………………………..........40
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………49

Файлы: 1 файл

Курсовая Юли.doc

— 708.00 Кб (Скачать файл)

Причины скрытой одаренности  во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают  на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы проявления одаренности. Скрытые формы одаренности - это сложные по своей природе и часто непредсказуемые по характеру проявления психические феномены. Масштаб дарований ребенка со скрытой одаренностью весьма трудно (а иногда и невозможно) оценить с помощью традиционных методов (психометрических тестов, результатов различных интеллектуальных соревнований и т.п.). Выявление детей со скрытой одаренностью ни в коем случае не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности - это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечения его в инновационные формы обучения и т.д.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить: общую (или умственную) и специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется  по отношению к различным видам  деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим  ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие  познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в  отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

Общая одаренность  связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности (показателей эффективности познавательных процессов, саморегуляции и т.д.) проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать: раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркиндов». Вундеркинд (буквально – «чудесный ребенок») - это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности - в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3-х лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию. Их отличает необыкновенно высокое развитии отдельных познавательных процессов (блестящая память, редкостная наблюдательность, необычная сообразительность и т.п.).

Существует определенная зависимость между возрастом, в  котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в  искусстве, особенно в музыке. Несколько  позднее одаренность проявляется  в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создание новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей [15].

Таким образом, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для практика - это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Особенности лингвистической одаренности в младшем школьном возрасте

Во многих психологических  трудах называют следующие уровни последовательного развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. Соответственно, можно признать, что одаренность затруднительно рассматривать без обращения к комплексу специфических предметных способностей, поэтому нами были рассмотрены особенности компонентов лингвистической одаренности и компонентов структуры способностей к иностранным языкам.

Лингвистическая одаренность учащихся – это «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка» [19].

Говоря о неординарных способностях, проявляющихся в быстром, прочном изучении иностранных языков и свободном владении ими, как  правило, используют такие понятия, как «чувство языка», «языковые способности», «коммуникативные способности», «иноязычные способности», «языковая догадка», «языковая интуиция», «способности к иностранным языкам». Они обозначают составные компоненты и условия проявления лингвистической одаренности, являются междисциплинарными и рассматриваются в педагогике, психологии, лингводидактике, психолингвистике. Ведущая роль здесь отводится педагогике: «Становление одаренности – междисциплинарный процесс, но в основе его лежит универсальная константа, которая носит педагогический характер» [4].

Стоит остановиться на некоторых  определениях перечисленных понятий  с целью выявления наиболее значимых особенностей составляющих лингвистической одаренности.

Азимов Э. Г. и Щукин А. Н. выделяют - чувство языка - эмоциональное чувство согласованности/ несогласованности, гармонии в языке, понимание системных свойств языка, сопровождающее процесс порождения и восприятия речи. Возникает как результат подсознательного обобщения многочисленных речевых актов.     

Коммуникативные способности - способности, свойства личности, обеспечивающие эффективность ее коммуникативной деятельности, прежде всего общения с другими личностями, и психологическую совместимость в деятельности.

В научно-педагогической литературе, освещающей проблемы развития языковых способностей (например, в трудах Н. В. Микляевой), встречаются случаи уподобления языковых способностей коммуникативной компетенции. С этим трудно согласиться, поскольку коммуникативная компетенция – не только способность, но и готовность к иноязычному общению. Тем более владение языковыми средствами (лингвистическая компетенция) представляет лишь один компонент из всех составляющих коммуникативной компетенции, которая включает также социокультурную, компенсаторную, тематическую и учебную компетенции [5].

В научных работах В. А. Пасхалова и Т. И. Черных выделяется - языковая догадка - способность раскрыть значение незнакомого слова (словосочетания) через контекст; строится на использовании знаний в области словообразования, умении понять уже известные многозначные слова в новых значениях, на знании интернациональных слов родного и изучаемого языков. Языковая догадка или интуиция - непосредственное понимание слов и речевых структур, которые еще не встречались в речевом опыте реципиента. Происходит сопоставление встречаемой единицы с некоторым набором эталонов в долговременной памяти.

В трудах Кабардова М. К. отмечена, как отдельная составляющая - языковые способности - индивидуально-психологические особенности, выражающиеся в быстроте и легкости приобретения лингвистических знаний, правил анализа и синтеза единиц языка, позволяющих строить и анализировать предложения, пользоваться системой языка для решения коммуникативных задач.

Барынкина И. В. выделяет: «Иноязычные способности - способности к использованию различных систем символических форм, осуществляющих функцию общения» [5].

Тем не менее, изучение перечисленных и ряда других определений, характеризующих лингвистическую одаренность, неординарные способности к языкам, позволяет дать им следующую характеристику:

– способности к иностранным  языкам включают комплекс способностей, обеспечивающих прежде всего овладение  языковыми аспектами (фонетика, грамматика, лексика) и видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование);

– когнитивные способности  по-разному соотносятся с аспектами  языка (это объясняет наблюдаемую  при изучении иностранного языка  асимметрию успешности овладения тем  или иным аспектом языка или видом  речевой деятельности);

– языковые способности являются специфическим психофизиологическим механизмом, формирующимся на основе нейрофизиологических предпосылок;

– языковые способности  определяют готовность к пониманию  и производству речи;

– языковые способности, языковая догадка и чувство языка подлежат развитию;

– развитие языковых способностей происходит на основе накопления речевого опыта, в результате речевой деятельности и под влиянием социальных воздействий.

Многогранность и неоднозначность  способностей к иностранным языкам признается большинством исследователей, область научных интересов которых связана с изучением методов диагностики и развития данных способностей, а также с вопросами становления языковой личности (И. В. Барынкина, Е. В. Дёмина, М. К. Кабардов, З. Н. Никитенко, М. В. Румянцева). С одной стороны, как уже упоминалось ранее, одаренность необходимо рассматривать в совокупности с комплексом специфических предметных способностей. В то же время из ряда определений общей одаренности, содержащихся в терминологических словарях по психологии и педагогике, следует, что общая одаренность, будучи основой развития специальных способностей, представляет собой независимый от данных способностей фактор. Об определенной многогранности и неоднозначности способностей к иностранным языкам (языковых способностей) говорит большая вариативность называемых различными исследователями комплексов структуры способностей, определяющих успешность овладения иностранным языком [5].

Рассмотрим далее ряд  из них. Особенно важными для успешного изучения иностранных языков Пассов Е. И. считает способности к познавательной деятельности, способности к эмоционально-оценочной деятельности, способности осуществлять продуктивные и репродуктивные речевые действия [1].

Никитенко З. Н. называет способности, необходимые и существенные для когнитивного развития младшего школьника: «1) иноязычная языковая способность, связанная с освоением фонетических, лексических и грамматических средств иноязычного общения; 2) иноязычная речевая способность, связанная с самостоятельным построением высказываний при говорении и письме и с пониманием иноязычной речи на слух и при чтении; 3) когнитивные способности, обусловливающие становление иноязычной речевой деятельности: способность к фонологическому осознанию иноязычной речи, рабочая память, внимание и вероятностное прогнозирование» [16].

Шолпо И.Л. выделяет следующие основные параметры, по которым можно судить о большей или меньшей одаренности человека в области изучения иностранных языков:

  • Речевой слух, предполагающий чуткость к фонетической, ритмической и интонационной сторонам речи.
  • Языковая память, позволяющая быстро пополнить словарный запас, овладевать новыми формами и грамматическими конструкциями, переводить слова из пассивного словаря в активный.
  • Лексическое чутье, позволяющее связывать значение слова и его форму, проводить параллели с другими языками, чувствовать значение отдельных словообразующих суффиксов и приставок, определять оттенки значений при выборе необходимого слова из синонимического ряда и т.п.
  • Грамматическое (конструктивное) чутье, дающее возможность создавать стройное целое из разрозненных элементов, чувствовать общность грамматических конструкций, вычленять грамматический стержень, определять способы формообразования и согласования слов в предложении.
  • Эмоционально-образное восприятие языка, включающее в себя субъективную оценку слова, ощущение вкуса, своеобразия данного языка, его красоты, обеспечивающее связь слова и понятия, наполняющее жизнью словесную абстракцию.
  • Функционально-стилистическое восприятие языка, предполагающее различение его стилевых пластов и умение оценить с этой точки зрения конкретную речевую ситуацию [17].

Богин Г. И. говорит об уровневых показателях качества языковой способности – правильность, скорость, насыщенность (богатство словаря и грамматических форм), адекватный выбор языковых форм, адекватный синтез целого текста [3].

Сидоренкова Л. И. на первое место в структуре языковых способностей ставит вербальный интеллект (быстрая, грамотная и беглая речь с правильным произношением и интонационным рисунком), далее следуют высокий уровень владения речевой деятельностью (речевая готовность, языковая и речевая активность, вариативность выбора языковых средств и способов для их адекватного применения, мобильность использования языковых и речевых средств в соответствии с речевым контекстом) и когнитивные процессы (восприятие, память, мышление и воображение). Центральным звеном в структуре языковых способностей выступает словеснологическое мышление [22].

Азимов Э. Г. и Щукин А. Н. полагают, что при обучении иностранному языку способности значительно зависят от уровня слуха, памяти, вербального мышления [1]. Представляется, что их можно отнести к задаткам.

Информация о работе Лингвистическая одаренность младших школьников