Лингвистическая одаренность младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей лингвистической одаренности в младшем школьном возрасте путем изучения основных ее компонентов. Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Подобрать диагностический материал для исследования основных компонентов лингвистической одаренности.
Выявить младших школьников с лингвистической одаренностью.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты изучения лингвистической одаренности
младших школьников……………………………………………………………..6
1.1. История возникновения и развития понятия «одаренность»…………………………………………………………..………...6
1.2. Возрастные особенности проявления одаренности.……………………...12
1.3. Признаки и виды одаренности……………………………………………..17
1.4. Особенности лингвистической одаренности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...28
Глава II. Выявление компонентов лингвистической одаренности у детей младшего школьного возраста..………………………..……………….............38
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...38
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования компонентов лингвистической одаренности……………………………………………..........40
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………49

Файлы: 1 файл

Курсовая Юли.doc

— 708.00 Кб (Скачать файл)

Рисунок 1. Результаты изучения уровня развития внимания

Таблица 1

Уровни внимания

Количество 

человек

%

Высокий

3

14

Средний

9

43

Низкий

9

43


 

Результаты  психодиагностического обследования фонематического восприятия младших школьников позволяет говорить о том, что в классе  с высоким уровнем – 85,7 % обучающихся и 14,3 % со средним уровнем.

Из чего мы можем предположить, что школьники обладают достаточно выраженными способностями к целостному и логическому восприятию языкового материала, схватыванию формальной структуры лингвистического упражнения, задачи.

Рисунок 2.  Уровень фонематического восприятия

Таблица 2

Уровни фонематического восприятия

Количество 

человек

%

Высокий

18

85,7

Средний

3

14,3

Низкий

-

-


Обработка анкеты «Познавательная активность младшего школьника» позволяет говорить о том, что в классе со слабой познавательной активностью – 9,5 %  обучающихся, их характерными особенностями является то, что у них отсутствует интерес к учебе, нахождение в школе их может привлекать только своей внеучебной деятельностью.

С умеренным познавательным интересом – 47,6 % младших школьников, они интересуются отдельными предметами, могут искать самостоятельно дополнительный материал по интересующей их теме, однако к некоторым урокам интереса не проявляют.

С выраженным познавательным интересом – 42,9 % обучающихся класса. Эти школьники пытливы, любознательны, готовы к познавательной деятельности. У них выраженная познавательная направленность личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания. В учебной деятельности у них преобладает внутренняя мотивация, они могут учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделимое целое с потребностью  в  познании.                               

Рисунок 3. Уровень познавательной активности младших школьников

Таблица 3

Уровни  познавательной активности

Количество 

человек

%

Выраженная

9

42,9

Умеренная

10

47,6

Слабая

2

9,5


 

Результаты  исследования механической памяти младших школьников показали, что с низким уровнем развития механической памяти – 4,8 %, со средним 76,2 %, а с высоким - 19 %. Особенностью младших школьников является то, что они запоминают без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала, где основу механического запоминания являются ассоциации по смежности.

Обучающиеся имеют склонность запоминать все дословно, буквально, даже то, что не требует такого усвоения, а может быть изложено своими словами. Это не означает, что ребенок не понимает того, что запомнил. Просто детям этого возраста легче запомнить текст без изменения и точно передать фразами учебника, чем свободно излагать материал, так как у них еще недостаточен запас слов и нет умения оперировать ими.

Рисунок 4. Исследование механической памяти младших школьников

Таблица 4

Уровни механической памяти

Количество 

человек

%

Высокий

4

4,8

Средний

16

76,2

Низкий

1

19


 

Полученные результаты по четырем компонентам, мы свели в таблицу, чтобы выявить младших школьников, у которых сформированы компоненты лингвистической одаренности.

Таблица 6

Уровни сформированности компонентов лингвистической одаренности младших школьников

№ п/п, код имени

уровни сформированности компонентов

внимание

фонематическое восприятие

познавательная активность

механическая память

∑ сформированности компонентов на высоком уровне

  1. Андрей Т.

низкий

средний

умеренная

низкий

0

  1. Алена М.

низкий

высокий

выраженная

средний

2

  1. Кристина М.

высокий

высокий

выраженная

высокий

4

  1. Настя Р.

высокий

высокий

умеренная

высокий

3

  1. Татьяна Н.

средний

высокий

выраженная

средний

2

  1. Кристина И.

средний

высокий

выраженная

средний

2

  1. Саша С.

средний

высокий

выраженная

средний

2

  1. Ирина Д.

средний

средний

умеренная

средний

0

  1. Оля Я.

средний

высокий

умеренная

средний

1

  1. Василий М.

низкий

высокий

слабая

средний

1

  1. Екатерина П.

высокий

высокий

выраженная

высокий

4

  1. Яна П.

низкий

высокий

выраженная

высокий

3

  1. Андрей Г.

средний

высокий

выраженная

средний

2

  1. Настя А.

низкий

высокий

умеренная

средний

1

  1. Ирина Б.

низкий

высокий

умеренная

средний

1

  1. Леша Г.

низкий

высокий

слабая

средний

1

  1. Дима Л.

низкий

средний

умеренная

средний

0

  1. Саша Н.

низкий

высокий

умеренная

средний

1

  1. Кристина С.

средний

высокий

выраженная

средний

2

  1. Артем Ш.

средний

высокий

умеренная

средний

1

  1. Дарина С.

средний

высокий

умеренная

средний

1


 

Из таблицы 2 мы можем  увидеть, что на высоком уровне компоненты лингвистической одаренности сформированы у 9,5 % младших школьников (2 человека), следовательно, мы можем предположить, что эти обучающиеся  обладают лингвистической одаренностью.

Таким образом, наше исследование показало, что среди обучающихся, в данном классе, есть младшие школьники с признаками лингвистической одаренности обладают, которая  зависит от развитой  памяти, познавательного интереса к учебной деятельности, ускоренных мыслительных процессов. Младшие школьники с лингвистической одаренностью обладают способностью выразительно, интересно, захватывающе, полно и понятно доносить до окружающих информацию при помощи языковых средств.

 

 

 

Вывод по главе II:

Таким образом, важными неспецифическими свойствами личности, которые необходимы для лингвистической одаренности, являются наличие положительной установки, интерес к жизни и культуре разных стран, как проявление вообще активного интереса к миру, а также коммуникабельность личности, то есть желание и умение вступать в общение с другими людьми и способность легко адаптироваться к различным ситуациям общения. Младшие школьники, участвовавшие в исследовании, как мы выяснили, обладают хорошим речевым слухом и цепкой механической памятью.

Наше исследование показало, что среди респондентов есть дети, у которых сформированы признаки лингвистической одаренности на высоком уровне (9,5 % обучающихся), которые были определены нами, как основные.

Мы можем предположить, что для них форма слова, его звуковая оболочка, складность и ритмичность речи, красота и выразительность звука важнее лексического значения и грамматической стройности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Главным направление  развития современной школы является общегосударственная программа  поиска, практической диагностики, обучения, воспитания и развития одаренных  детей, нацеленная на подготовку творческого  человека, талантливых специалистов и плодотворном их использовании.

В нашей курсовой работе в теоретической части мы рассматривали проблемы лингвистической. Как показал анализ литературы, на протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования.

Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально – психологическое явление, а на проблему его происхождения (божественное или земное).

Основными видами одаренности в современном научном обществе принято считать интеллектуальную и творческую одаренности.

Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении.  

Актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.

Таким образом, наша работа не претендует на полноту исследования. Мы считаем, что цель нашей курсовой работы достигнута, задачи решены, а гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1.  Азимов Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э.Г. Азимов, А.Н.Щукин. - СПб.: Златоуст, 1999. - 472 с.
  2. Бабаева Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Матюрина. -  М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 323 с.
  3. Бабаева Ю. Д. Одаренность детей и подростков в области новых информационных технологий / Ю. Д. Бабаева Одаренный ребенок. – М.: «Академия», 2002. – 234 с.
  4. Богин Г. И. Современная лингводидактика / Г. И. Богин. Калинин.: КГУ, 1980. - 61 с.
  5. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пос. для учителя / Н.Д. Гальскова - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2004.- 246 с.
  6. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. - М.: Просвещение, 1965. - 295 с.
  7. Избранные труды: учебное пособие для студентов вузов [в 2-х ч] / под ред. Б.М. Теплова.- М.: Педагогика, 1985. - ч. 1 - 2.
  8. Кабардов М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей (индивидуально-типологический подход):дис. … д-ра психол. наук. / М.К. Кабардов. - М., 2001. - 354 c.
  9. Лейтес Н.С. Изучение одаренности детей / Н.С. Лейтес // Психологический журнал. - 1992. - № 1. - 112 с.
  10. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С. Лейтес. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 318 с.
  11. Лосева А.М. Динамика умственной одаренности в младшем и среднем школьном возрасте: дис.... канд. психолог. наук / А.М. Лосева. - М., 1999. – 248 с.
  12. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности / А.М.Матюшкин // Вопросы психологии. – 1989. - №6. - . 70 с.
  13. Никитенко З. Н. Теория и технология развивающего иноязычного образования в начальной школе: автореф. … д-ра пед. наук / З.Н. Никитенко. - Нижний Новгород., 2011. - 45 с.
  14. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской  и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
  15. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск.: Современное слово, 2005. - 720 с.
  16. Психология одаренности: от теории к практике / Д. В. Ушакова. - М.: ИП РАН, 2000. - 96 с.
  17. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.
  18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: ВЛАДОС, 2006
  19. Румянцева, М. В. Обучение лингвистически одаренных школьников иностранному языку в условиях дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук / М.В. Румянцева. - СПб., 2006. - 188 с.
  20. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
  21. Сидоренкова, Л. И. Возрастные различия в структуре языковых способностей и возможности их учета в процессе обучения ино-

странному языку // Психология обучения. - № 10. – 2008. – 156 с.

  1. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
  2. Степанов В. Р. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. – 2000.–№ 3.
  3. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М.: Просвещение, 1961. - 275 с.
  4. Ш<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_043

Информация о работе Лингвистическая одаренность младших школьников