Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:30, курсовая работа
Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Например, вам нужен карандаш, и вы говорите товарищу: - «Дай карандаш». – «Какой?» - «Дай красный». Так с помощью прилагательного выделяется один предмет из нескольких однотипных.
Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.
Введение…………………………………………………………………
3-5
Глава I. Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальных классах………………………………...
1.Имя прилагательное как часть речи………………………………… 6-14
2.Разряды имен прилагательных по значению …………………… 15-20
3.Ошибки в употреблении форм имен прилагательных……………... 21-32
Список используемой литературы…………………………………….. 53-54
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3-5 |
Глава I. Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальных классах………………………………... | |
1.Имя прилагательное как часть речи………………………………… |
6-14 |
2.Разряды имен прилагательных по значению …………………… |
15-20 |
3.Ошибки в употреблении форм имен прилагательных……………... |
21-32 |
Список используемой литературы…………………………………….. |
53-54 |
Введение
Русский язык - один из самых богатых и развитых языков мира. Это язык великого русского народа, носителя и творца замечательных духовных ценностей, всемирно известных произведений искусства и литературы. На протяжении всей многовековой истории народа язык всегда был формой выражения русской национальной культуры и национального самосознания.
Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. Этим определяется важность и необходимость изучения русского языка. Речевое развитие младших школьников - одна из актуальных проблем в современной начальной школе.
Характер, глубина и объём сведений по русскому языку зависят от дидактических целей, которые ставятся перед начальным образованием. Каждый предмет имеет признаки, в которых проявляется его особенность. Для названия признаков предметов в языке есть специальные слова. Это прилагательные.
Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Например, вам нужен карандаш, и вы говорите товарищу: - «Дай карандаш». – «Какой?» - «Дай красный». Так с помощью прилагательного выделяется один предмет из нескольких однотипных.
Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.
С прилагательным речь как яркая цветная картина, может быть, даже еще богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам, о которых говорится:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин.)
В настоящее время в школах осуществляется обучение не только по традиционной, но и по вариативным авторским системам. Одной из них является система развивающего обучения Л.В. Занкова, разработанная в 1950-х годах. Данная дидактическая система раскрывает характер связи между строением процесса обучения и развитием учащихся. Главным вопросом темы является вопрос о механизмах развития, о подлинных причинах постижения ребёнком того или иного уровня развития.
Основополагающей идеей содержания курса русского языка в данной теме «изучение имени прилагательного в начальных классах» является взаимосвязь языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной деятельности.
Объект исследования: развитие речи младших школьников при изучении имени прилагательного.
Актуальность данной работы определяется необходимостью поиска условий, при которых изучение имени прилагательного в начальных классах будет максимально эффективным и обеспечит готовность выпускников начальной школы к успешному обучению на следующей ступени образования.
Цель моей работы заключалась в том, чтобы раскрыть значение самостоятельной части речи - имени прилагательного. Более углубиться в изучение: лексико-грамматических разрядов, степени сравнения прилагательных, типы склонения и употребление прилагательных в современных текстах.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) проанализировать лингвистическую, психологическую и методическую литературу по теме исследования;
2) создать систему работы по изучению имени прилагательного с использованием принципов и приёмов развивающего обучения;
1. «Имя прилагательное как часть речи»
Исследуя имя прилагательное как самостоятельную часть речи, современные ученые дают несколько толкований:
В учебнике русского языка для 10-12 классов вечерней и заочной школы авторов Л. Ю. Максимова, Л.А. Чешко «Имя прилагательное – это часть речи, которая включает слова, обозначающие признак предмета, отвечающие на вопросы (Какой? Чей?), например: серый, стальной, тихий, волчий.
Прилагательные изменяются по падежам, числам и родам (в единственном числе), например: новый охотничий домик, новая охотничья база, новое охотничье ружье, новые охотничьи домики (базы, ружья); нового охотничьего ружья, новому охотничьему ружью и т. д. Таким образом, формы падежа, числа и рода прилагательного зависят от того существительного, к которому прилагательное относится.». [20]
В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова дают своё толкование: «Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? Или чей? Например: Цвели олеандры. Их розовый (какой?) цвет напоминал мне детство, бабушкин (чей?) дом со стеклянной (какой?) галереей. (К. Паустовский.).».[1]
А в учебнике русского языка за 5 класс автором М. М. Разумовской дается более развернутое определение имени прилагательного «Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей?, например: белый пароход; лисий хвост.) Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам. В предложении оно чаще всего бывает определением и сказуемым.» [25]
Имя прилагательное-часть речи, которая выражает признаки предмета, изменяется по родам, числам и падежам, в предложении является определением или именной частью составного сказуемого. [23]
Известный лингвист А. А. Шахматов выделил три разряда прилагательных по значению:
качественные, относительные, притяжательные.
Учитывая три принципа классификации, в том числе и семантический принцип, то не относиться к самостоятельной части речи, а если грамматическое значение - то тогда можно выделить в особую самостоятельную часть речи, т.к. границы прилагательного не очерчены ярко. Имя прилагательное не имеет род, число, падеж, грамматическое значение зависит от существительного. В зависимости от того, каким образом и какой именно признак предмета обозначается теми или иными прилагательными, а также какими грамматическими свойствами они обладают, прилагательные можно разделить на следующие группы, разряды:
а) качественные
б) относительные
в) притяжательные
Научная грамматика (Русская грамматика-1980) выделяет только два разряда - качественные и относительные. Школьная программа - три - качественные, относительные, притяжательные.
Таким образом, нет единой точки зрения на выделение лексико –
грамматических разрядов имен прилагательных.
Качественные имена прилагательные, как прямые наименования определенных признаков, включают в свой состав:
а) прежде всего обозначения различных физических и духовных качеств человека (грустный, веселый);
б) слова, обозначающие свойства и качества предметов, явлений - мелкая речка, густой лес, острое слово, острый нож;
в) слова, обозначающие названия цветов - желтый, синий, бледно-розовый и т.д.
От притяжательных и относительных прилагательных качественные отличаются не только своим значением, но и грамматически. Качественные прилагательные характеризуются следующими, специфическими только для них грамматическими и лексико-грамматическими свойствами.
Качественные имена прилагательных, как правило, имеют полную (которые выражают атрибутивные отношения) и краткую (которые выражают предикативные отношения) формы - добрый - добр, добра, добро, добры; зелен, зелена, зелено, зелены.
Краткая форма качественных имен прилагательных способна образоваться только от тех форм, которые обозначают такое качество, которое может быть как постоянным признаком предмета, так и его временным. Прилагательные, называющие вневременные, неизменные признаки предметов, которые указывают на его специфические свойства и существуют в нем постоянно, краткими формами не обладают. Например: славный в значении «симпатичный», бедный в значении «несчастный».
Краткие формы в современном русском языке осознаются как производные, образованные от соответствующих полных, являющихся основными. Такими действительно вторичными краткими формами и являются во многих случаях употребляющиеся сейчас прилагательные. Однако не всегда. В целом ряде их краткие формы только осознаются производными от полных, генетически же отношение между ними прямо противоположное: первоначально они существовали в краткой форме и лишь, потом приобрели полную. Например: если возьмем такие слова как талантливый, дисциплинированный, музыкальный, то краткие формы действительно образовались от полных. Эти полные формы появились гораздо раньше, чем краткие от этих форм. Но у нас есть прилагательные белый, узкий, вечный, формы их в начале выглядели так: бЬль, оузъкь, вЬчънъ и лишь потом от них были образованы полные. В древнерусском языке краткие прилагательные склонялись и свободно употреблялись как в роли сказуемого, так и в роли определения. Полные образовались от кратких при помощи указательных местоимений -и, -ю. Эти местоимения присоединялись к соответствующей падежной краткой форме прилагательного. Таким образом, в именительном падеже единственного числа прилагательные с твердой основой в мужском роде возникало:
добры + и --> добрый - м.р.
добра + ю --> доброю - ж.р.
добро + e --> доброe - ср.р.
Соответственно и в прилагательных с мягкой основой:
синь + и --> синий - м.р.
синя + я --> синяя - ж.р. Именительный падеж
сине + е --> синее - ср.р.
Родительный падеж для мужского и среднего рода:
Добра + его --> доброго --> доброго
Затем произошло стяжение гласных, что привело к образованию современных форм, т.е. мы можем сказать, что, как свидетельствует история языка, краткая (именная) форма значительно древнее полной (местоименной). Краткие формы имеют окончание существительных: в мужском роде - нулевое, в женском роде -а, -я, в среднем роде -о, -е, и во множественном числе - -ы, -и. Изменение по падежам кратких форм совпадало со склонением имен существительных. С течением времени краткие прилагательные утратили именное склонение и свою атрибутивную функцию. Остатки косвенных падежей кратких прилагательных сохранились в современном русском языке в отдельных фразеологических выражениях: по белу свету (Д.п.), средь бела дня (Р.п.), по синю морю (Д.п.), на босу ногу (В.п.), добра молодца (Р.п.), красна девица (И.п.), от мала до велика (Р.п.). Наблюдается колебание ударения в кратких формах прилагательных:
единственное
число | |
мужской род женский род средний род | |
властный бедный белый |
властен властна властно властны беден бедна бедно бедны бел бела бело белы |
Но не образуют кратких форм прилагательные, обозначающие постоянный признак существительного:
а) масти животных: вороной, гнедой, чубарый, чалый;
б) являющиеся по своему происхождению относительными: старинный, товарищеский, братский, рядовой, деловой;
в) с суффиксами -ущ-, -ющ-, -енн-: большущий, широченный;
г) на -чий: ползучий, лежачий, ходячий (за исключением немногих - певучий, певуч, -а, -е, -и, жгучий, жгуч, -а, -е, -и).
д) на -лый: усталый, обледенелый - краткая форма от таких прилагательных дала бы омонимичное совпадение с формами глагола прошедшего времени: полинял, посидел, обледенел.
е) от прилагательных, употребляющихся только в составе терминов и фразеологизмов: глухое окно, проливной дождь, круглый сирота.
Поскольку качественные прилагательные обозначают качество и свойства, заключающиеся непосредственно в лексическом значении основы, постольку качества и свойства допускают изменение в большей или меньшей степени:
- Оля моложе Сережи на пять лет.
- Самый молодой среди студентов Сережа.
В современном русском языке качественные прилагательные имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную. Что же касается так называемой положительной степени, то она является исходной формой для образования основных степеней сравнения. Положительная степень указывает на качество предмета безотносительно к тому, в какой степени это же качество проявляется в других, имеющих его предметах или в какой мере оно данному предмету было или будет свойственно (молодая девушка, сложная задача, плохая дорога).
Сравнительная степень указывает:
а) на то, что называемое прилагательным качество предмета проявляется в этом предмете в большой мере, чем в другом или в других: Валя моложе сестры на 5 лет;
б) на то, что качество предмета, называемое прилагательным свойственно ему в большой степени, чем это было раньше или будет в последствии: Она стала выглядеть старше, прекраснее?
Формы сравнительной степени могут быть сложными и простыми (синтетическая и аналитическая формы сравнительной степени). Синтетическая форма сравнительной степени образуется от основы положительной степени при помощи формообразующих суффиксов -е, -ее, -ей, -ше: сухой - суше, частый - чаще, тонкий - тоньше, счастливый - счастливее и т.д. Аналитическая форма сравнительной степени прилагательных образуется сочетанием положительной степени и вспомогательных слов более, менее: новый - более новый, твердый - более твердый, дружеский - менее дружеский и т.д.
Информация о работе Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальных классах