Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Например, вам нужен карандаш, и вы говорите товарищу: - «Дай карандаш». – «Какой?» - «Дай красный». Так с помощью прилагательного выделяется один предмет из нескольких однотипных.
Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
3-5

Глава I. Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальных классах………………………………...
1.Имя прилагательное как часть речи………………………………… 6-14
2.Разряды имен прилагательных по значению …………………… 15-20
3.Ошибки в употреблении форм имен прилагательных……………... 21-32
Список используемой литературы…………………………………….. 53-54

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 90.66 Кб (Скачать файл)

Усвоить какую-либо часть речи – значит осознать, что обозначают, выражают и какие грамматические формы имеют слова, относящиеся к данной части речи. Усвоение и использование грамматического понятия о данной части речи предполагает оперирование грамматическими формами слов. Овладение понятием «имя прилагательное» предполагает осознание не только его значения, форм изменения слов, охватываемых этим понятием, умение переходить от одной формы к другой (особенно важен переход от формы единственного числа к формам множественного числа, от начальной формы к формам косвенных падежей и наоборот).

Нами был разработан комплекс упражнений по теме «Имя прилагательное», направленный на повышение уровня знаний и умений младших школьников по данной теме. Комплекс состоит из пяти блоков.

Первый блок «Разграничение частей речи, нахождение имени прилагательного в тексте». В этот блок входят задания типа: укажите известные части речи, найдите и выпишите имена прилагательные из текста, образуйте имена прилагательные от имен существительных и др.

Второй блок «Определение рода, числа и падежа имени прилагательного». В данный блок входят задания такого типа, как: определите род имен прилагательных; выделите окончания, определите род; спишите текст, выделите окончания у имен прилагательных, определите род и число имен прилагательных; вставьте пропущенные имена прилагательные, определите их род, число, падеж; просклоняйте словосочетания и др.

Третий блок «Упражнения, направленные на развитие умения правописания падежных окончаний». Данный блок состоит из таких заданий, как: согласуйте имена прилагательные с именами существительными в нужном падеже; составьте с данными словами предложения, изменяя окончания прилагательных, запишите предложения, выделите окончания прилагательных; определите, сколько ошибок допустил Незнайка при написании окончаний имен прилагательных, спишите, исправив ошибки и др.

Мной был разработан комплекс упражнений по теме «Имя прилагательное», направленный на повышение уровня знаний и умений младших школьников по данной теме. Комплекс состоит из пяти блоков.

Первый блок «Разграничение частей речи, нахождение имени прилагательного в тексте». В этот блок входят задания типа: укажите известные части речи, найдите и выпишите имена прилагательные из текста, образуйте имена прилагательные от имен существительных и др.

Второй блок «Определение рода, числа и падежа имени прилагательного». В данный блок входят задания такого типа, как: определите род имен прилагательных; выделите окончания, определите род; спишите текст, выделите окончания у имен прилагательных, определите род и число имен прилагательных; вставьте пропущенные имена прилагательные, определите их род, число, падеж; просклоняйте словосочетания и др.

Третий блок «Упражнения, направленные на развитие умения правописания падежных окончаний». Данный блок состоит из таких заданий, как: согласуйте имена прилагательные с именами существительными в нужном падеже; составьте с данными словами предложения, изменяя окончания прилагательных, запишите предложения, выделите окончания прилагательных; определите, сколько ошибок допустил Незнайка при написании окончаний имен прилагательных, спишите, исправив ошибки и др.

Четвертый блок «Упражнения на развитие речи» включает в себя следующие задания: опишите предмет, не называя его; вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные; к данным именам прилагательным подберите имена прилагательные, противоположные по смыслу; определите основную мысль текста, тип текста, добавьте в описание имена прилагательные; назовите разные признаки предметов, составьте рассказ по картинке и др.

Пятый блок – это обобщающие упражнения, включающие в себя упражнения такого типа, как: спишите, озаглавьте текст восклицательным предложением, вставьте окончания прилагательных, обозначьте их падеж; выпишите существительные вместе с прилагательными, укажите род, число, падеж имен прилагательных; придумайте продолжение текста; спишите, исправляя допущенные ошибки, подчеркните словосочетания из существительных и прилагательных, определите их род, число, падеж; напишите поздравления другу, маме, включая в них следующие слова, определите род, число, падеж прилагательных; найдите в тексте прилагательные поставьте их в заданную форму и др.

1.    Выпишите из перечисленных слов только имена прилагательные: красивая, бежит, парта, вода, зеленые, солнце, солнечный, золото, золотистый, учебник, умный.

2.    Определите род  имен прилагательных: голубая стена, синее море, чистый воздух, добрая  девочка, сказочное место.

3.    Определите число  имен прилагательных: Веселая песенка, новые штаны, летние каникулы, зеленый  луг, изумрудный берег.

4.    Определите падеж  имен прилагательных: елового леса, о футбольном поле, красивой девочке, березовые рощи, трудную задачу.

5.    Выделите окончания, укажите число, род имен прилагательных: теплое солнышко, ледяная сосулька, холодные слезы, прозрачные капельки, солнечная капля.

 Прочитайте строки из стихотворения А. Толстого.

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли.

И кувшинчик серый расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Задание: что называют и на какой вопрос отвечают выделенные слова? Какой частью речи они являются? Запишите стих по памяти.

Прочитайте и отгадайте загадки.

1.Не живая а идет.

Неподвижная-ведет.

2.Под осоку острую на песок

Уронили синий

Гибкий поясок

Задание: Выпишите из двух загадок прилагательные и разберите их по составу. Прочитай, как характеризует себя Кристина, героиня рассказа Джеймса Ривза «Загадочные вещи». [21]

-Я худощавая, толстенькая, долговязая, низенькая, страшно высокая, крошечная, маленькая девочка,- сказала  Кристина и грустно добавила:-Хоть я не понимаю, почему все называют меня по-разному.

Почему возможна такая противоречивая характеристика?

Выпишите имена прилагательные, с помощью которых характеризовала себя Кристина. [9]

С именами существительными луг, поляна, поле употреби по одному имени прилагательному; выбери для каждого нужную форму и запиши пары вместе с вопросом-командой. В окончаниях имен прилагательных оставляй «окошки».

Отгадай загадку.

По лу..ку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мя..кие п..ринки.

Задание: Спиши загадку, вставляя пропущенные буквы. Напиши отгадку.

Подчеркни имена прилагательные.

Напишите имена прилагательные вместе с подходящими по смыслу именами существительными.

(Соседний, соседский) дом; кот; (дружеский, дружный) класс, разговор; (жестокий, жесткий) человек, стул.[26]

 Запишите эти прилагательные по группам:

1) Называют цвет

2) Обозначают отношение предмета к месту или времени;

3) Обозначают материал, из которого сделан предмет;

4) Называют другие признаки предмета.

 

Задание: Приведите пример словосочетаний с прилагательным красный в значении красный.

Спишите прилагательные и разберите их по составу.

Алый, желтый, честный, каменный, розовый, гороховый, предутренний, прибрежный. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Прилагательное в лексическом аспекте обладает богатейшим набором самых разнообразных денотативных и коннотативных значений, что позволяет ему служить одним из главных средств живописания и изобразительной инструментовки текста.

Для морфологии прилагательного наиболее существенным является понимание тех его особенностей, на основании которых прилагательное выделяется в самостоятельный грамматический класс слов, а так же своеобразия лексико-грамматических разрядов слов, функционирующих в недрах этой части речи. Опорным звеном в морфологической структуре прилагательного служит наличие у него зависимых форм рода, числа и падежа, дублирующих соответствующие значения существительных.

Лексическое значение каждого отдельного лексико-семантического варианта слова представляет сложное единство. Состав его компонентов удобно рассматривать с помощью изложенного выше принципа деления речевой информации на информацию, составляющую предмет сообщения, но не связанную с актом коммуникации, и информацию, связанную с условиями и участниками коммуникации. Тогда первой части информации соответствует денотативное значение слова, называющее понятие. Через понятие, которое, как известно из теории отражения, отражает действительность, денотативное значение соотносится с внеязыковой действительностью. Второй части сообщения, связанной с условиями и участниками общения, соответствует коннотация, куда входят эмоциональный, оценочный, экспрессивный и стилистический компоненты значения. Первая часть является обязательной, вторая — коннотация — факультативной. Все четыре компонента коннотации могут выступать вместе или sb разных комбинациях или вообще отсутствовать.

 

                                  Список используемой литературы

    1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д., русский язык, теория 5-9 кл. М., «Дрофа» 2000г.
    2. Бондарко А. В. Теория морфологических категорий. -М., 1976.
    3. Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. –М., 1976.
    4. Виноградов В. В. Русский язык.- М., 1972.
    5. Волина В. В. Учимся играя.- М., 1994.
    6. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. Выпуск 2-Самара, М., 1997.
    7. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. -М., 1981.
    8. Демиденко Л. П. Речевые ошибки. -Минск., 1985.
    9. (29)Желтовская Л. Я., Бочкарева Л. Д., «Слово»., 2 кл.,, М., Просвещение 1997г.
    10. Зализняк А. А. Русское именное словоизменение.-М., 1967.
    11. (31) Зеленина Л. М.., Хохлова. Т. Е., Русский язык, 4кл, М., Просвещение 2003г.
    12. Иванова В. А. и др. Занимательно о русском языке.- Ленинград, 1990.
    13. Измайлова Л. В. И др. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2005г.
    14. Козырева Т. Г. Современный русский язык. Имя существительное.-Минск., 1981г.
    15. Костомаров В. Г. Современный русский литературный язык. –М., 2005г.
    16. Кудреватых И. П. и др. Культура речи.-Минск, 2004г.
    17. Лингвистический энциклопедический словарь// Под  ред. В. Н. Ярцевой.-М.,1990г.
    18. Львов М. Ф. Методика обучения русскому языку в начальных классах.- М., 1987.
    19. Львов М. Ф. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,2000г.
    20. (27)Максимов Л. Ю., Чешко Л.А., русский язык для 10-12 классов вечерней и заоч ной школы, М., «Просвещение» 1990г.
    21. (29)Мельникова М. А.., русский язык, 3 кл, М., просвещение 2003г.
    22. (28)Плещенко Т.П., Федотова Н.В, Чечет Р.Г.. Стилистика и культура речи — Мн., 2001г.
    23. (26)Попов Р. Н., Современный русский язык, М., Просвещение.. 1986г. с.195
    24. Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа/Сост.Л. А.Вохмянина.- М.,1998г.
    25. (25)Разумовская М. М. русский язык 5 кл,  Издательский дом «Дрофа», М., 1999г.
    26. (32)Рамзаева Т. Г., Русский язык, 3 кл., М., Издательский дом «Дрофа». 1995г.
    27. Сальникова Т. Т. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи.-Москва-Воронеж, 1996г.
    28. Соловейчик М. С. К тайнам нашего языка. Русский язык 3 кл.-Смоленск, 2001г.
    29. Соловейчик М. С. . К тайнам нашего языка. Русский язык 4 кл.- Смоленск, 2001г.
    30. Соловейчик М. С. Русский язык. Программа .-Смоленск , 2005г.
    31. Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах. –М., 1997.
    32. (30)Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. «К тайнам нашего языка» 3 кл., Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2009г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В них реализуются дидактические принципы системы Л. В. Занкова. Материал учебников рассчитан на возможность его использования в работе с детьми разного уровня подготовленности. В целом курс русского языка 1-4 классов четырёхлетней школы не является пропедевтическим, то есть предусматривающим предварительный курс знаний, а рассматривается как начальная ступень обогащения школьников знаниями. Он предполагает системное получение знаний, умений и навыков, начиная с 1 класса. Программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на «чутьё языка», обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями.

Таким образом, программа предъявляет высокие требования к интенсивности мыслительной деятельности. Насыщенность её содержания теоретическими знаниями диктуется не только принципом обучения на высоком уровне трудности, но и принципом прохождения материала быстрым темпом. С точки зрения глубины осмысления знаний существенную роль играет направленность программы не только на постепенно расширяющийся крут сведений, объединяемых в систему, но и на тонкое разграничение грамматических понятий.

Таким образом, анализ программы и учебников позволяет сделать следующие выводы. Работа над темой «Имя прилагательное» осуществляется на протяжении всего курса русского языка в 1 - 4 классах. К концу начальной школы у учащихся должны сформироваться знания об имени  прилагательном как о части речи, о грамматических категориях имени прилагательного (роде, числе, падеже, склонении), о роли прилагательного в предложении. Упражнения направлены на реализацию принципов развивающего обучения.

 

 

 

 


Информация о работе Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальных классах