Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:30, курсовая работа
Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Например, вам нужен карандаш, и вы говорите товарищу: - «Дай карандаш». – «Какой?» - «Дай красный». Так с помощью прилагательного выделяется один предмет из нескольких однотипных.
Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.
Введение…………………………………………………………………
3-5
Глава I. Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальных классах………………………………...
1.Имя прилагательное как часть речи………………………………… 6-14
2.Разряды имен прилагательных по значению …………………… 15-20
3.Ошибки в употреблении форм имен прилагательных……………... 21-32
Список используемой литературы…………………………………….. 53-54
Правописание падежных окончаний имен прилагательных
Третий этап (III класс).
Задачи работы на данном этапе:
1. Усовершенствование знаний
об имени прилагательном как
части речи: лексическом значении
прилагательных, их изменениях по
родам, числам и падежам, зависимости
имени прилагательного в
2. Развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
3. Формирование навыка
правописания падежных
Указанные задачи определяют содержание работы и ее направленность на развитие речи школьников. Новым для учащихся III класса является склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Этот вопрос занимает центральное место.
Основу для формирования навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных составляют следующие знания и умения: умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (иначе говоря, умение выделить словосочетание), знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное, знание окончаний падежей (например, -ым, -им в творительном падеже, -ом, -ем в предложном и т. д.), умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием в вопросе1.
Дописать окончания имен прилагательных. Почему разные окончания? Отчего это зависит?
Учащиеся определяют род имен существительных и имен прилагательных и делают выводы о прилагательных.
1. Имена прилагательные
в единственном числе
2. Род имени прилагательного
зависит от рода имени
3. Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос к а-, кой? и имеет окончание -ьш (-ий), -ой. Имя прилагательное женского рода отвечает на вопрос какая? и имеет окончание -ая (-яя). Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос к а-к о е? и имеет окончание -ое(-ее).
Не менее важным является применение указанных знаний и оперирование умениями в определенной последовательности:
1. Ученик устанавливает связь слов, т. е. находит, с каким существительным связано прилагательное.
2. Определяет род, число, падеж существительного.
3. Опираясь на существительное, узнает число, род, падеж имени прилагательного.
4. Вспоминает окончание в этом падеже и пишет окончание.
На первом этапе работы над навыком учащимся целесообразно фиксировать ход своих рассуждений, т. е. писать в скобках подробно все о прилагательном (каким? Т. п., ед. ч.г ср. р. -им — Ранним утром мы вышли в поход).
Формирование навыка указанным путем предполагает хорошее знание окончаний. Поэтому обязательно составляется таблица падежных окончаний имен прилагательных, общая для класса, и каждым учеником для себя на листе. Таблица составляется постепенно по мере знакомства со склонением прилагательных.
Склонение прилагательных
Ед. ч. |
Мн. ч. | |
м. и ср. р. какой? |
Ж. р. какая? |
какие? |
И. -ой, -ый, -ий |
-ая, -яя |
-ые, -ие |
Р. какого? |
какой? |
каких? |
-ого, -его |
-ой, -ей |
-ых, -их |
Д. какому? |
какой? |
каким? |
-ому, -ему |
-ой, -ей |
-ым, -им |
В. какой? какого? |
какую? |
какие? каких? |
-ой, -ый, -ий, -ого |
-ую, -юю |
-ые, -ие, -ых, -их |
Т. каким? |
какой? |
какими? |
-ым, -им |
-ой, -ей |
-тми, -ими |
П. о каком? |
о какой? |
о каких? |
-ом, -ем |
-ой, -ей |
-ых, -их |
На первом этапе работы при выполнении упражнений учащимся можно разрешить пользоваться таблицей, которая выполняет роль справочника.
Правописание падежных окончаний отрабатывается по падежам.
Порядок изучения падежей определяется принципом сопоставления и противопостановления падежей в каком-либо отношении сходных (см. таблицу склонений).
Поскольку прилагательные мужского и среднего рода склоняются иначе чем прилагательные женского рода, они рассматриваются в отдельности.
Правописание окончаний именительного падежа отрабатывается во II классе, как начальная форма слова, поэтому в III классе сразу проводится сопоставление именительного и винительного падежей. Распознаются падежи прилагательных по падежу существительного, а последние, как известно, по члену предложения (подлежащее или второстепенный член). Особого внимания заслуживает родительный падеж. Написание окончаний -ого,-его противопоставляется произношению (-ова, -ева).
Прежде чем сопоставлять творительный и предложный падежи, следует специально остановиться на особенностях творительного падежа, так как учащиеся склонны уподоблять окончания имен прилагательных окончаниям имен существительных. Необходимо сопоставить окончания прилагательных и окончания существительных в творительном падеже.
Т. п. городом каким? Молодым
Полем каким? широким и т. п.
Кратко записывается:
Существительные м. и ср. р. 2-го скл. Т. п. -ом, -ем.
Прилагательные м. и ср. р. Т. п. каким? -ым, -им.
На основе теоретических положений проводятся упражнения с постепенно усложняющимися заданиями: а) изменить падежи слов, данных в скобках, например: Самолет летел над (Северный полюс); б) комментированное письмо и слуховые диктанты; в) составление предложений с данными учителем словосочетаниями и т. д.
Для распознавания творительного и предложного падежей важно противопоставить вопросы, предлоги, окончания. Предлог не относится к прилагательному, но стоит перед ним. Поэтому на предлог нужно обратить внимание, он поможет распознать падеж имени существительного:
Т. п. с, за, под, над, между каким домом? новым
П. п. о, в, на, при каком доме? новом
При изучении склонения имен прилагательных женского рода сравниваются окончания родительного, дательного, творительного и предложного падежей (какой? -ой, -ей). Вывод об одинаковом окончании учащиеся могут сделать самостоятельно, если предложить им с помощью указанной выше таблицы просклонять имена прилагательные (например: веселая ранняя песенка). Важным условием формирования навыка правописания окончаний является упражнение в употреблении прилагательных в речи.
Итак, усвоение прилагательных основано на активном изучении взаимосвязи данной части речи с именами существительными со стороны лексики, грамматики, орфографии.
4.Анализ содержания программы и учебников русского языка в начальной школе
Содержание построения курса по любому учебному предмету, в том числе и по русскому языку, устанавливается программой. Программа - это основной государственный документ, определяющий содержание курса, его объём, последовательность изложения материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету.
В обучении и общем развитии младших школьников предмету "Русский язык" принадлежит очень важная роль. Начальный курс русского языка должен - заполнять специфические задачи и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в средней и старшей школе. Но характер, глубина и объем заданий по языку зависят от дидактических целей, которые ставятся перед начальным образованием.
Содержание курса русского языка в системе Л.В. Занкова на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и определяется составной частью целостной системы развивающего учения.
В системе Л.В. Занкова курс "Русский язык" представлен учебниками «Русский язык», автор А.В. Полякова (издательство "Просвещение"). А.В.Полякова указывает, что данная программа предполагает изучение большого объёма теоретического материала. По мнению автора, она рассчитана на максимальное использование умственных способностей учащихся начальной школы.
Примерное планирование изучения имени прилагательного по системы Л.В.Занкова.
Последовательность работы по годам обучения:
1 класс. Первоначальное ознакомления с прилагательными (без термина) начинается с наблюдения над лексическим значением прилагательных и вопросов, на которые они отвечают. Первоклассники узнают, что:
— среди слов, которые мы употребляем в речи, есть слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?:
— каждое такое слово связано в речи по смыслу с другим словом, обозначающим предмет:
— предметы отличаются друг от друга своими признаками:
— у одного и того же предмета может быть несколько разных признаков:
— признаками предмета может быть цвет, вкус, запах, величина, форма и т.д.:
— по признакам можно узнать предмет.
Все указанные знания и навыки формируются у учащихся в процессе выполнения практических работ, среди которых видное место занимают письменные упражнения. Рекомендуются такие виды работ, которые связаны с развитием речи.
2 класс. На втором году
обучения работа над именем
прилагательным как частью
3 класс. В этом классе программа предусматривает изучение следующего материала: изменение имен прилагательных по падежам, родам и числам в зависимости от существительного, правописание безударных окончаний имен прилагательных.
4 класс Здесь даются понятия о склонении имен прилагательных, некоторых случаях образования прилагательных с помощью суффиксов. Получают понятия о правописании безударных окончаний прилагательного.
Формирование понятия «имя прилагательное» начинается в первом классе. Главной целью в это время является раскрытие многосторонности значения прилагательных. Учитель, показывая предмет или рисунок предмета, просит учащихся назвать признаки этого предмета. Дети называют и записывают, например: мяч ( какой?) красный, круглый, резиновый, легкий, миленький. Обязательно отмечается, что написаны слова, а предмет с его признаками есть в жизни, нас окружающей.
Осознание учащимися роли прилагательных в нашей речи способствует упражнение в сравнении текста без имен прилагательных и с ними. Отмечается, что точность описания значительно повышается, если используются слова, обозначающие признаки предметов.
Правильная постановка к словам вопросов какой? какая? какое? по сути своей, связана с пониманием рода имен существительных и имен прилагательных и синтаксической зависимости первых от вторых. Первоклассники учатся ставить вопрос практически, руководствуясь смыслом слов.
Во II классе формирование понятия «имя прилагательное» находится в прямой зависимости от уровня овладения учащимися обобщенной категорией «признак предмета». С этой целью проводится классификация слов, обозначающих цвет, вкус, размер и т.д., и обобщение особенностей таких слов. На основе обобщения свойств конкретных имен прилагательных второклассники выделяют показатели, свойственные именам прилагательным как части речи:
— обозначают признак предмета:
— отвечают на вопрос какой?:
— изменяются по родам и числам
— относятся к существительным, вместе с которыми образуют словосочетание.
Категории рода и числа у имен прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным, и являются только выразителями связи прилагательных с существительными. Следовательно, усвоить учащимися род и число прилагательных — это значит прежде всего усвоить сущность связи этих двух частей речи. Средством выражения связи являются окончания. На окончание и должно быть направлено внимание детей, например: день какой? теплый, ночь какая? теплая, утро какое? теплое. В результате наблюдения над именами существительными, сочетаемыми с одним и тем же прилагательным, учащиеся определяют род имен существительных и имен прилагательных и делают выводы о прилагательных:
1. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам (в отличие от имен существительных).
2. Род имени прилагательного
зависит от рода имени
3. Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос какой? и имеет окончание -ый (-ий), -ой. Имя прилагательное женского рода отвечает на вопрос какая? и имеет окончание -ая (-яя). Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос какое? и имеет окончание -ое (-ее). Наблюдая над прилагательными во множественном числе, учащиеся убеждаются в том, что во множественном числе прилагательные по родам не изменяются.
В ходе работы над окончаниями следует обратить внимание и на следующий факт: после твердых согласных пишется окончание -ый, -ой, -ая, -ое, -ые, после мягких согласных — -ий,-яя,-ее, -ие.
Информация о работе Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальных классах