Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Например, вам нужен карандаш, и вы говорите товарищу: - «Дай карандаш». – «Какой?» - «Дай красный». Так с помощью прилагательного выделяется один предмет из нескольких однотипных.
Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
3-5

Глава I. Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальных классах………………………………...
1.Имя прилагательное как часть речи………………………………… 6-14
2.Разряды имен прилагательных по значению …………………… 15-20
3.Ошибки в употреблении форм имен прилагательных……………... 21-32
Список используемой литературы…………………………………….. 53-54

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 90.66 Кб (Скачать файл)

При употреблении форм сравнительной степени должен быть указан объект сравнения: Сейчас нет задачи важнее, чем выполнение плана. И нет ничего сложнее внутреннего мира человека.

Предложения типа «Эта комната более чистая и светлая» не соответствуют нормам литературного языка.

Распространенными ошибками является образование:

1) сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения аналитической и синтетической форм: более сильнее, самый сильнейший;

2) плеонастических сочетаний  типа несколько поподробнее (форма  поподробнее имеет значение ‘несколько, немного’);

3) форм сравнительной  степени от относительных прилагательных: более синонимический ряд, более  разговорный вариант. Такие формы  допускаются в произведениях  художественной литературы, где  их употребление стилистически  мотивировано: Мы хороним самого  земного изо всех прошедших  на земле людей (В. Маяковский); В  такой непроглядный вьюжный вечер успех решался не тем, кто железней или метче, а удачливей кто (Л. Леонов);

4) форм превосходной степени  путем присоединения к прилагательным  в форме положительной степени  приставки нам-: наивыгодный, наиприятный. [2]

 Ошибки в согласовании.

Нарушается грамматическая связь слов, объединенных по типу

согласования (при согласовании главное слово в словосочетании обычно имя

существительное, зависимое – имя прилагательное или причастие; если

изменяется главное слово, то изменяется и зависимое, приобретая падежную

форму главного слова).

Пример: Нужно направлять людей на заводы, выпускающих оборудование.

Правильно: Нужно направлять людей на заводы, выпускающие

оборудование.

Точность речи – это свойство фрагмента текста адекватно выразить мысль автора. Текст точен, если читатель, не знакомый с замыслом автора, понимает именно то, что тот хочет сказать.

Ошибки, нарушающие точность речи, возникают при выборе слова и связаны с тем, что пишущий, плохо знающий точное значение языковых единиц, смешивает слова, сходные по значению, сходные и по звучанию, и по значению одновременно, наконец, несходные ни по звучанию, ни по значению.

Кстати, такая ошибка (отрицательная оценка вместо задуманной положительной и наоборот) нередко встречается в письменных работах абитуриентов:

• Брынцалов ведет себя с людьми возвышенно (вместо высокомерно).

• Партизаны воровали у немцев оружие и боеприпасы (вместо похищали).

• Подпольная революционная организация была разоблачена (вместо раскрыта)

Все приведенные примеры касались смешения слов, близких по значению, синонимичных. Важно запомнить: абсолютных синонимов – слов, тождественных по значению – крайне мало. Существует универсальный закон: язык не терпит избыточности, если в нем есть два слова, обозначающих одно и то же, между ними непременно наблюдаются различия – смысловые, сочетаемостные, стилистические. В некоторых парах они трудноуловимы, например, гасить – тушить, тишина – молчание, рыть – копать, в других – более очевидны. Именно это свойство языка имел в виду известный лингвист Г.О. Винокур, когда утверждал, что так называемая синонимия – просто-напросто фикция и синоним является синонимом только до тех пор, пока находится в словаре. Но в контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно, как сказать: конь или лошадь, ребенок или дитя, дорога или путь.

Писатели и поэты, <…> чувствуя это, иногда создают своего рода лингвистические загадки, как, например, Валерий Брюсов: Мерно вьет дорога одинокий путь.

Или же А.С. Пушкин:

Татьяна на широкий двор

В открытом платьице выходит,

На месяц зеркало наводит;

Но в темном зеркале одна

Дрожит печальная луна...

Вся эта информация крайне значима для нас, ибо позволяет сформулировать очень важное правило:

Выбирая слово, помните, что оно – член синонимического ряда и отличается от других уникальными оттенками значения.

И если вы пишете Городничий – самое авторитетное лицо в городе, – подумайте, хотите ли вы сказать, что он действительно пользуется уважением окружающих, или же имеете в виду значительное, важное, влиятельное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности изучения имени прилагательного как часть речи в начальных классах

Система изучения  имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. Во II классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных, учатся ставить к этим словам вопросы какой? какая? какое? какие?; в III классе изучаются изменения прилагательных по родам и числам (в зависимости от имен существительных),  а в IV классе- склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Одновременно на уроках русского языка и чтения в речь детей вводятся новые имена прилагательные, уточняется смысл ранее известных. Формируется умение правильно употреблять их в связной речи. Методика изучения имен прилагательных обусловлена прежде всего их лингвистическими особенностями. Прилагательные обозначают признак предмета. Сущность смыслового значения прилагательных требует рассматривать их в  связи с существительными. Грамматические признаки прилагательных (род, число, падеж) также зависят от имени существительного. Поэтому для понимания имен прилагательных важно уже со II класса направить внимание детей на установление зависимости имени прилагательного от имени существительного. Во II классе конкретно это выражается в том, что учащиеся, во-первых, подбирают признак к предмету и, во-вторых, развивают умение устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении, т.е выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного (без термина). Позднее, в III и  IV классах, эта зависимость все более конкретизируется: в каком числе, роде, падеже стоит имя существительное, в таком же роде, числе, падеже употребляется и имя прилагательное. Таким образом, семантико-грамматические свойства прилагательных обусловливают следующее методическое требование: работа над прилагательными должна идти как в план В литературе (С. Ф. Жуйков, М. С. Ягодина и др.) отмечают, что распознавание прилагательных среди других частей речи представляет определенную трудность для младших школьников. Особенно затрудняют прилагательные, лексическое значение которых не совпадает с грамматическим (сыпучий, пахучий, висячий). Учащиеся нередко относят к прилагательным имена существительные доброта, храбрость, голубизна, т. е. существительные, обозначающие качества. По данным М. С. Ягодиной, учащиеся труднее опознают относительные прилагательные по сравнению с качественными.

Первый этап (I класс). Первоначальное ознакомление с прилагательными (пока еще и без термина), естественно, начинается с наблюдений над лексическим значением прилагательных и вопросов, на которые они отвечают. Признаки предметов разнообразны и могут характеризовать предмет со стороны цвета, формы, величины, материала, назначения, принадлежности и т. д. Следовательно, для формирования понятия нужно раскрыть это многостороннее значение прилагательных.

Учитель показывает предмет или рисунок предмета, учащиеся называют его признаки и записывают, например: мяч (к а к о и?) красный, круглый, резиновый, легкий, маленький. Лента (к а к а я?) синяя, широкая...

Обязательно отмечается, что написаны слова, а предмет с его признаками есть в жизни, нас окружающей.

Осознанию учащимися роли в нашей речи слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое?, способствует, например, сравнение текста без имен прилагательных и с именами прилагательными. Точность описания значительно повышается, если используются слова, обозначающие признаки предметов.

Правильная постановка к словам вопросов какой? какая? какое? по своей сути связана с пониманием рода имен существительных и имен прилагательных и синтаксической зависимости имен прилагательных от имен существительных. Поскольку с категорией рода учащиеся знакомятся только во II классе, первоклассники учатся ставить вопрос практически, руководствуясь смыслом слов: помидор какой? спелый, слива какая? спелая, яблоко какое? спелое. Распознавание слов, отвечающих на вопрос какие?, и слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? (единственное и множественное число), целесообразно связать с наблюдениями над количеством предметов. Это вносит элемент осознанности в действия учащихся.

Большое место при изучении имен прилагательных занимают творческие работы, как устные, так и письменные: описание экскурсии в лес, парк, описание деревьев, птиц, зверей. Широкое применение на уроках находит наглядность в виде предметов, картин, предметных рисунков. В ходе наблюдений за теми или иными явлениями учащиеся учатся выделять признаки предметов и подбирать точные слова, называющие эти признаки. Эффективными являются следующие виды упражнений:

1. Распространение предложений.

2. Восстановление деформированных  предложений.

3. Составление рассказов  по картинке и опорным словам.

Такого вида упражнения развивают умение не только точно употреблять слова, но и грамматически правильно, учитывая связь прилагательного с именем существительным.

Второй этап (II класс) в основном направлен на решение трех задач: формирование понятия «имя прилагательное», развитие умения точно употреблять прилагательные в речи, формирование навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных. Все три задачи решаются во взаимосвязи.

Формирование понятия «имя прилагательное» находится в прямой зависимости от уровня овладения учащимися обобщенной категорией1 «признак предмета». С этой целью проводятся классификация слов, обозначающих цвет, вкус, запах, размер, материал, из которого сделан предмет, и т. п. и обобщение особенностей таких слов. В качестве общих существенных свойств выделяются не только лексические значения слов, как это делалось в I классе, но и характерные грамматические особенности.

На основе обобщения свойств конкретных имен прилагательных второклассники выделяют показатели, свойственные именам прилагательным как части речи:

а) обозначают признак предмета,

б) отвечают на вопрос какой?,

в) изменяются по родам и числам,

г) относятся к существительным, вместе с которыми образуют словосочетания.

Целенаправленная работа над формированием данного понятия проводится в процессе изучения всей темы «Имя прилагательное» (20 часов) и непосредственно связана с развитием речи. Обогащение словаря детей осуществляется не только за счет уточнения смысла слов, представляющих собой качественные прилагательные, но за счет относительных и притяжательных прилагательных. Особенно важно использовать для наблюдений прилагательные, обозначающие разнообразные качества людей и с разных сторон их характеризующие (чуткий, отзывчивый, любознательный, аккуратный, прозорливый, добрый, трудолюбивый и пр.). Большие возможности для работы открываются для учителя, если он умело будет использовать связь уроков чтения и уроков русского языка. Как отмечается в лингвистической литературе, категории рода и числа у имен прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным, и являются только выразителями связи прилагательного с существительным. Следовательно, усвоить учащимся род и число прилагательных — это значит прежде всего усвоить сущность связи этих двух частей речи. Средством выражения связи являются окончания. На окончания и должно быть направлено внимание детей, например: День какой? Теплый Ночь к а к а я? теплая. Утро какое? теплое.

Вариант ознакомления с изменением имен прилагательных по родам.

Для наблюдения предлагаются имена существительные мужского, женского и среднего рода. Подобраны такие имена существительные, которые лексически сочетаемы с одним и тем же прилагательным. Кроме того, учитываются варианты окончаний у прилагательных мужского рода — -ьш, -ой, например:  

день какой? тепл... 

лента какая? сын...

утро какое? тепл…

ночь какая? тепл…

город какой? роди…

село какое? роди…

деревня какая? родн...

шарф какой? сии...

платье какое? си»...


 

Наблюдая над прилагательными во множественном числе, учащиеся убеждаются в том, что во множественном числе прилагательные по родам не изменяются.

В ходе работы над окончаниями необходимо обратить внимание учащихся и на следующий факт: после твердых согласных пишется окончание -ьш, -ая, -ое, -ые, после мягких — -ий, -яя, -ее, '-ие.

 

Согласно программе, у учащихся II класса формируется умение писать родовые окончания имен прилагательных. На формирование данного умения положительное влияние оказывает овладение учащимися алгоритмом действий, которые обеспечивают применение знаний.

Учащиеся овладевают следующим порядком действий:

1. Узнаю, с каким существительным  связано имя прилагательное, и определю его род.

2. По роду имени существительного  узнаю род имени прилагательного.

3. Вспомню окончание имени  прилагательного этого рода и  напишу.

4. Сравню окончание имени  прилагательного и окончание вопроса.

Например, ученик записывает предложение: Любимое занятие приносит много радости. Ход его рассуждений: «Устанавливаю связь: занятие какое? любимое; прилагательное любимое относится к существительному занятие; существительное занятие среднего рода,— значит, и прилагательное любимое среднего рода, звук м — твердый, пишется окончание -ое». Постепенно объяснение становится кратким, но ход действий остается прежним. -

Учитывая, что окончание имен прилагательных среднего рода (-ее) и окончание прилагательных множественного числа (-ие) близки по произношению (что нередко бывает причиной ошибочного написания), необходимо специально поупражнять учащихся в их распознавании. Вначале в этих целях используются словосочетания.

 по аналогичной причине  возникает необходимость в проведении  сравнения окончания прилагательных  женского рода единственного  числа -ая и окончания прилагательных множественного числа -ые1 например: красная лента — красные ленты, интересная книга — интересные книги, пионерская песня — пионерские песни и т. п.

Работа над словосочетаниями подготавливает учащихся к записи предложений, например:

В горах

Яркое синее солнце. Отвесные горы. Ослепительный блеск льда. Необычная тишина. Только далеко внизу шумит, бьется о камни горный поток. По крутому склону цепочкой двигаются люди. Это юные альпинисты. Альпинизм — спорт сильных, смелых и благородных людей.

Учащиеся условным знаком (X) отмечают имя существительное, к которому относится имя прилагательное, определяют род, число, выделяют окончание.

Система упражнений, предусматривающая не только анализ предложений, но и их составление с последующей записью, способствует выработке навыка правописания окончаний и одновременно точному употреблению прилагательных в речи.

Информация о работе Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальных классах