Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Например, вам нужен карандаш, и вы говорите товарищу: - «Дай карандаш». – «Какой?» - «Дай красный». Так с помощью прилагательного выделяется один предмет из нескольких однотипных.
Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
3-5

Глава I. Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальных классах………………………………...
1.Имя прилагательное как часть речи………………………………… 6-14
2.Разряды имен прилагательных по значению …………………… 15-20
3.Ошибки в употреблении форм имен прилагательных……………... 21-32
Список используемой литературы…………………………………….. 53-54

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 90.66 Кб (Скачать файл)

Синтетическая форма сравнительной степени лишена форм словоизменения, аналитическая форма - склоняется (II-часть), изменяется по родам, числам, благодаря чему она оказывается иногда удобней синтетической.

Имя прилагательное в превосходной степени означает признак, который проявляется в предмете в наибольшей степени по сравнению с этим признаком в других предметах или в нем самом. Превосходная степень имеет 2 формы: синтетическую и аналитическую. Синтетическая форма превосходной степени образуется от основы положительной степени путем прибавления к её основе суффикса -ейш-, -айш-: великий - величайший, простой - простейший.

Синтетическая форма превосходной степени имеет 2 значения:

1. Основное - значение высшей  степени качества, присущего какому-нибудь  лицу или предмету по сравнению  с другими - труднейшая из задач, талантливейший из студентов.

2. Значение определенной  степени качества вне сравнения  с другими предметами: активнейшее  участие, милейший человек, чистейшая ложь, ближайшее знакомство. Обычно оно может быть заменено формой со словом очень: очень активное участие, очень строгое предписание.

В некоторых случаях превосходная степень образуется с помощью приставки наи-: наивысшее, наилучший. Аналитическая форма превосходной степени образуется:

1) путем прибавления к  положительной степени вспомогательных  слов самый, наиболее, наименее - самый  дорогой человек, наиболее ценное  предложение;

2) путем прибавления вспомогательных  слов всех, всего к простой  форме сравнительной степени: всех  лучше, всех красивее, красивее всего, всего дороже, нет краше.

Можно сделать вывод что, сравнительная и превосходная степени отличаются друг от друга не только тем, что они образуются по – разному, но и тем, что ими выражаются разные степени качества. Качественные прилагательные обладают способностью изменяться по степеням сравнения.

Большая часть качественных прилагательных имеет соотносительные наречия на -о, -е, -и: излишний - излишне, геройский - геройски, активный - активно. Качественный прилагательные способны сочетаться с наречиями степени: очень умный, вполне достойный, необыкновенно красивый. Если мы проанализируем такие прилагательные с точки зрения словообразования как синий - синеватый, сухой - сухонький, здоровый - здоровенный, то мы с вами увидим суффиксы, имеющие значение неполноты признака, уменьшительно-ласкательные, увеличительные с оттенком грубости, т.е. мы можем сказать что качественные прилагательные имеют формы субъективной оценки, имеют суффиксы с качественно-оценочным значением.

От качественных прилагательных образуются отвлеченные имена существительные при помощи суффиксов со значением отвлеченности и безаффиксным способом, т.е. усечением основы прилагательного: бледный - бледность, красный - краснота, упрямый - упрямство, высокий - высь.

Качественные прилагательные способны к образованию антонимических и синонимических пар, рядов: храбрый - трусливый, молодой - старый, храбрый - смелый и т.д. Все названное выше - соотнесенность полных и кратких форм, соотнесенность с наречием, и образование степеней сравнения, и образование антонимических и синонимических пар, словообразовательные суффиксы, т.е. все грамматические и лексически - словообразовательные свойства характерны только для качественных прилагательных и являются отличительными особенностями. Однако не следует думать, что всем качественным прилагательным они свойственны в равной степени. Так, например, прилагательное трагический не образует форм субъективной оценки и отвлеченного существительного, а прилагательное мертвый не образует степеней сравнения и не сочетается с наречиями. Если сравнить со словом трагический, то мы заметим, что оно способно образовать степени сравнения: более трагический, самый трагический, оно имеет соотносительное наречие - трагический, может образовать антонимичную пару - комический. Перечисленные признаки не свойственны слову мертвый.

 

 

 

 

 

Разряды прилагательных по значению

Выделяются три разряда прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают качество, свойство предмета: его размер (маленький), форму (круглый), цвет (белый), физические характеристики (теплый), а также склонность предмета к совершению действия (колючий).

Относительные прилагательные обозначают признак предмета через отношение этого предмета к другому предмету (книжный), действию (читальный) или другому признаку (вчерашний). Относительные прилагательные образуются от существительных, глаголов и наречий; наиболее распространенными суффиксами относительных прилагательных являются суффиксы -н- (лес-н-ой), -ов- (еж-ов-ый), -ин- (топол-ин-ый), -ск- (склад-ск-ой), -л- (бег-л-ый).

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному и образуются от существительных суффиксами -ин- (мам-ин), -ов- (отц-ов), -ий- (лис-ий). Эти суффиксы стоят в конце основы прилагательного (ср. притяжательное прилагательное отц-ов и относительное прилагательное отц-ов-ск-ий).

Качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных на всех языковых уровнях:

1) только качественные  прилагательные обозначают признак, который может проявляться в  большей или меньшей степени;

2) качественные прилагательные  могут иметь антонимы (тихий —  громкий);

3) только качественные  прилагательные могут быть непроизводны, относительные и притяжательные всегда производны от существительных, прилагательных, глаголов;

4) от качественных прилагательных  образуются существительные со  значением абстрактного признака (строг-ость) и наречия на -о (строг-о), а также прилагательные с суффиксом субъективной оценки (син-еньк-ий, зл-ющ-ий);

5) только качественные  прилагательные имеют полную / краткую  форму и степени сравнения;

6) качественные прилагательные  сочетаются с наречиями меры  и степени (очень весёлый).

КАЧЕСТВЕННЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

 Качественные прилагательные обозначают свойство, присущее самому предмету или открываемое в нем, часто – такое, которое может характеризоваться разной степенью интенсивности: белый – белее, красивый – красивее, прочный – прочнее, упрямый – упрямее, хороший – лучше. Ядро этого разряда составляют прилагательные, основа которых обозначает признак не через отношение к предмету. Сюда принадлежат слова, называющие такие свойства и качества, которые непосредственно воспринимаются органами чувств: цветовые, пространственные, временные, физические и другие квалифицирующие признаки, качества характера и умственного склада: красный, синий, светлый, яркий; горячий, громкий, густой, душистый, звонкий, круглый, мягкий, резкий, сладкий, теплый, тихий, тяжелый; далекий, длинный, долгий, короткий, малый, тесный, узкий; босой, глухой, здоровый, молодой, слепой, старый, толстый, тощий, хилый; гордый, добрый, жадный, злой, мудрый, плохой, скупой, умный, хитрый, хороший, храбрый, щедрый; важный, вредный, годный, нужный, полезный, правильный.

   Качественные прилагательные  имеют два ряда форм – полные (атрибутивные) и краткие (предикативные): белый, белая, белое, белые и бел, бела, бело, белы; темный, темная, темное, темные и темен, темна, темно, темны; горький, горькая, горькое, горькие  и горек, горька, горько, горьки; они  образуют формы сравнит. степени (компаратива): важный – важнее, добрый – добрее, сладкий – слаще, гладкий – глаже, густой – гуще. От качественных. прилагательных возможно образование наречий на -о, -е: горячий – горячо, далекий – далеко, долгий – долго, излишний – излишне, мудрый – мудро, певучий – певуче, храбрый – храбро. Большая часть качественных прилагательных характеризуется также рядом словообразовательных особенностей: способностью образовать другие. прилагательные, называющие оттенки и степени качества (беловатый, большущий, здоровенный), и существительные, называющие отвлеченные понятия (глубина, смелость, пустота). Качеств. прилагательные пополняются за счет причастий в адъективном значении и за счет относительных прилагательных – при условии приобретения последними качественного значения .

   Относительные прилагательные  называют признак через отношение  к предмету или к другому  признаку: мотивирующей основой  обозначается тот предмет или  признак, через отношение к которому  представлено данное свойство: деревянный, стальной, летний, купальный, вчерашний. Характер выражаемых отношений очень разнообразен: это может быть обозначение признака по материалу (деревянный, металлический), по принадлежности (притяжательные прилагательные: отцов, рыбий, сестрин, мужнин, мой), по назначению (детская книга, школьные пособия), по свойственности (осенние дожди, вечерняя прохлада). Относительные прилагательные называют признак, который не может проявляться с разной степенью интенсивности.

   Относительные прилагательные  составляют основную и непрерывно  пополняемую массу русских прилагательных (непополняемы лишь группы прилагательных порядковых и местоименных). В отличие от качественных прилагательных, представленных как немотивированными, так и мотивированными словами, прилагательные мотивируются словами других частей речи: существительными (железный, дверной, отцов, сестрин, ламповый, комсомольский, весенний, верхний); глаголами (дубильный, плавательный, танцевальный, лечебный), числительными (четвертый, десятый, сороковой, двухсотый) и наречиями (ближний, прежний, тогдашний, вчерашний, теперешний). Исключение составляют порядковые прилагательные первый, второй и многие местоименные прилагательные являющиеся немотивированными словами.

 

 

2. Ошибки в употреблении форм прилагательных

Наибольшие затруднения в употреблении имен прилагательных связаны с выбором полных и кратких форм, образование кратких форм, образованием и использованием форм степеней сравнения, а также с различением смысловых отношений притяжательных и относительных прилагательных, с другой стороны, и форм косвенных падежей существительных-с другой. Полные и краткие формы имеются только у качественных прилагательных: тихий-тих, красивый-красив, жестокий-жесток. Краткая форма относительных прилагательных образуется лишь окказионально и используется как средство выразительности, обычно в художественной речи. Например: Вот они, эти струны, Будто медны и чугунны, Проводов телефонных не тоньше И не толще, должно быть. Умоляют: «О, тронь же!».Только полные формы употребляются в функции определения, тогда как в функции сказуемого возможны и полные, и краткие формы. Ср.: Темная ночь и Ночь темна, Ночь темная.

Полные и краткие формы в функции сказуемого различаются стилистически: краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску, полные- нейтральную или разговорную. Ср.: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. и Ночь тихая, небо прозрачное.

Употребление полной формы прилагательного во множественном числе при обращении к одному лицу является речевой ошибкой. Поэтому неправильно: Вы, Анна Ивановна, добрые и справедливые. Правильно: Вы, Анна Ивановна добрая и справедливая или Вы, Анна Ивановна, добры и справедливы.

Формы имен прилагательных характеризуются богатой системой синонимических соответствий: синонимия простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм сравнительной и превосходной степеней сравнения (глубже — более глубокий, глубочайший — самый глубокий — глубже всех — наиболее глубокий); притяжательных прилагательных и форм косвенных падежей существительных (варенье из малины — малиновое варенье, ветер с севера — северный ветер, книга брата — братова книга); синонимия притяжательных прилагательных, различающихся суффиксами (отцов — отцовский, мужний — мужнин, соколиный — соколий, вражий — вражеский). При употреблении синонимичных форм в речи следует учитывать их семантические и стилистические оттенки. Так, простая форма сравнительной степени (интереснее, сильнее) стилистически нейтральна, она употребляется во всех стилях; сложная (более интересный, более сильный) — свойственна книжной речи. Простая форма превосходной степени имеет книжную окраску, сложная — нейтральную. Сфера употребления конструкций типа лермонтовские стихи, отцов наказ, мужнин, костюм ограничена разговорной речью, в нейтральной же, особенно в книжной, употребляются конструкции стихи Лермонтова, отцовский наказ, мужний костюм. Конструкции братова книга — книга брата, малиновое варенье — варенье из малины и т. д. различаются семантически: первое сочетание в каждой паре имеет более общее значение, второе — более конкретное. Для выражения значения принадлежности лицу в письменной речи употребляются преимущественно имена существительные в родительном падеже (тетрадь Тани, комната сестры). Иногда параллельные обороты расходятся в своих значениях настолько, что взаимная их замена невозможна. Сравни: семья старшего брата — братская помощь, любовь матери к сыну — материнская любовь. Употребление параллельных оборотов без учета их семантических и стилистических различий приводит к речевым ошибкам.

За пределами литературной нормы находятся встречающиеся в речи формы простой сравнительной степени типа бойчее, звончее, богатее, слаже, сладче, красивые, длиньше и др. Это просторечные формы, литературные их варианты — бойче, звонче, богаче, слаще, красивее, длиннее.

Формы сравнительной степени с приставкой по-, вносящей добавочное значение ‘несколько, немного’ (побольше, посильнее, повыше), допустимы лишь в разговорной речи, в книжной же следует употреблять конструкции немного больше, несколько сильнее.

Информация о работе Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальных классах