Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:14, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательных интересов и потребности к активной созидательной деятельности, которые выражаются в значительном обогащении и расширении кругозора дошкольника.
Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. [1, с. 34]
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников 7
1.2. Использование метода проектов, как средства развития познавательной деятельности дошкольников, т.е. расширения и обогащения кругозора 9
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 20
2.1. Методика и ход проведения опытно-экспериментального исследования 20
2.2. Результаты диагностики познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.3. Реализация методов проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 26
Заключение 33
Список использованной литературы и источников: 38
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
Ханты-мансийского автономного округа-Югры
«Нижневартовский государственный социально-гуманитарный колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
«МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
студентки ___________ группы
Миннигуловой Екатерины Юрьевны
Специальность 050704
«Дошкольное образование»
Руководитель
Равтович Татьяна Сергеевна
Нижневартовск, 2013
Оглавление:
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников 7
1.2. Использование метода проектов, как средства развития познавательной деятельности дошкольников, т.е. расширения и обогащения кругозора 9
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 20
2.1. Методика и ход проведения опытно-экспериментального исследования 20
2.2. Результаты диагностики познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.3. Реализация методов проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 26
Заключение 33
Список использованной литературы и источников: 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательных интересов и потребности к активной созидательной деятельности, которые выражаются в значительном обогащении и расширении кругозора дошкольника.
Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. [1, с. 34]
Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. [5, с. 23]
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3-х компонентов [8, с. 51]:
Образ мира, который формируется в процессе развития познавательной сферы, по-другому можно назвать кругозором ребенка.
Кругозор
– это объем, широта интересов, знаний.
Расширять кругозор ребенка, значит выводить
его за пределы непосредственного практического
опыта в более широкую пространственно-временную
перспективу (в процессе познавательно-
Развитие
познавательного интереса к различным
областям знаний и видам деятельности
является одной из составных успешности
обучения детей в школе. Интерес
дошкольника к окружающему
Одним из
перспективных методов, способствующих
решению этой проблемы, является метод
проектной деятельности. Основываясь
на личностно-ориентированном
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, которая направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3 – 7 лет. Данный метод предполагает решение следующих задач [23, с. 56]:
По методу проектов дошкольники «приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов». Данный метод полезен тем, что при правильном применении он способствует развитию творческих способностей и самостоятельности дошкольников в обучении и осуществлению непосредственной связи между приобретением дошкольниками знаний и умений и применением их в решении практических задач. [21, с. 20]
«Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. [17, с. 9]
Следовательно, перед нами встает проблема: каковы педагогические условия развития кругозора дошкольников посредством применения технологии проектной деятельности в условиях ДОУ, и насколько эффективен метод проектов, как средство развития кругозора детей дошкольного возраста.
Цель – изучение эффективности метода проектов, как средства развития кругозора детей дошкольного возраста.
Объект – уровень развития кругозора старших дошкольников.
Предмет – метод проектов, как средства развития кругозора детей дошкольного возраста.
Задачи:
Методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования (работы Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина); идеи народной педагогики в связи с развитием познавательной активности у дошкольников (педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского), нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г.Н. Волков; концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной).
«Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались совокупность дополняющих друг друга методов: изучение и теоретический анализ психологической и педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности детей, формирующий эксперимент, количественная и качественная обработка полученных результатов.
База исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ ДС № 11 «Ромашка», общеразвивающего вида г. Стрежевого Томской области.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в педагогической деятельности различных образовательных учреждений.
Структура курсовой работы состоит из
введения, двух глав, заключения, списка
литературы из 35 источников и 7 приложений.
Познавательное
развитие дошкольника в течение
долгого времени служило
По данным Дж. Бруннера, в процессе развития познавательной сферы детей дошкольного возраста происходит овладение все более совершенными способами презентации прошлого опыта: от двигательного до наглядного, а потом и символического представления. [4, с. 48] Благодаря развитию презентации мира с помощью символов ребенок совершенствует методы переработки информации, которые выводят его за пределы того, на что «можно показать пальцем», таким образом, развивается кругозор ребенка.
Познавательный интерес отличает постоянное стремление к умственной деятельности, проникновению в сущность явлений, самостоятельному поиску решения возникших ситуаций, проблем. Особенностью познавательного интереса считают направленность не столько на результат, сколько на сам процесс познания, бескорыстность и ненасытный характер этого процесса. И хотя некоторые педагоги и психологи отрицают возможность развития познавательного интереса в дошкольном детстве, факты свидетельствуют о том, что и в этом возрасте уже некоторые дети обнаруживают ненасытную «жажду» знаний.
Младшему дошкольному возрасту свойственно стремление к поиску информации для пополнения представлений о мире. Однако полученная информация конкретна, лишена обобщенности, а потому бесконечно повторяются вопросы, направленные на познание конкретных предметов и явлений, чаще связанных с непосредственным их восприятием. [9, с. 129]
Дети
среднего дошкольного возраста больше
интересуются внешними признаками объектов,
их наименованием, размерами и т.п.,
интерес этих детей направлен
преимущественно на определение
предметом и обозначение его
словом («Что это?», «Кто это?», «Как называется?»).
Вопросы также связаны с
Старший дошкольник проявляет любознательность к более широкому кругу явлений объективной действительности. Вопросы возникают в связи с восприятием конкретных предметов и явлений, но и обусловлены прежним опытом, способностью сопоставить его с новым, найти сходство или различие, раскрыть связи или зависимости между предметами и явлениями, стремлением к самостоятельности в решении возникших задач, желанием проникнуть за пределы непосредственно воспринимаемого, способностью к более опосредованным формам познания, что выражается в более сложных по форме вопросах. Повышается устойчивость познавательного интереса, о чем говорит появление вопросов, рассредоточенных во времени, когда ребенок вновь и вновь возвращается к интересующему объекту или явлению. [11, с. 19]
Основные
тенденции становления
Информация о работе Метод проектов как средство развития кругозора детей дошкольного возраста