Метод проектов как средство развития кругозора детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательных интересов и потребности к активной созидательной деятельности, которые выражаются в значительном обогащении и расширении кругозора дошкольника.
Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. [1, с. 34]

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников 7
1.2. Использование метода проектов, как средства развития познавательной деятельности дошкольников, т.е. расширения и обогащения кругозора 9
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 20
2.1. Методика и ход проведения опытно-экспериментального исследования 20
2.2. Результаты диагностики познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.3. Реализация методов проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 26
Заключение 33
Список использованной литературы и источников: 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Миннигуловой Е.Ю. ...docx

— 136.50 Кб (Скачать файл)


 

Бюджетное учреждение среднего профессионального  образования

Ханты-мансийского  автономного округа-Югры

«Нижневартовский государственный социально-гуманитарный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

«МЕТОД  ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

 

 

 

 

 

 

 

студентки ___________ группы

Миннигуловой Екатерины Юрьевны

Специальность 050704

«Дошкольное образование»

 

Руководитель

Равтович Татьяна Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2013


 

Оглавление:

 

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

1.1. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников 7

1.2. Использование метода проектов, как средства развития познавательной деятельности дошкольников, т.е. расширения и обогащения кругозора 9

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 20

2.1. Методика и ход проведения опытно-экспериментального исследования 20

2.2. Результаты диагностики познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 24

2.3.  Реализация методов проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 26

Заключение 33

Список использованной литературы и источников: 38

ПРИЛОЖЕНИЯ 41

 

 

 

Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательных интересов и потребности к активной созидательной деятельности, которые выражаются в значительном обогащении и расширении кругозора дошкольника.

Познавательное  развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. [1, с. 34]

Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает  в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. [5, с. 23]

В период дошкольного детства благодаря  познавательной активности ребенка  происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в  процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3-х компонентов [8, с. 51]:

  • познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
  • информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);
  • отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Образ мира, который формируется в процессе развития познавательной сферы, по-другому можно назвать кругозором ребенка.

Кругозор  – это объем, широта интересов, знаний. Расширять кругозор ребенка, значит выводить его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственно-временную перспективу (в процессе познавательно-исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления и т.д.). [33]

Развитие  познавательного интереса к различным  областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес  дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить  все новое — основа формирования этого качества.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод  проектной деятельности. Основываясь  на личностно-ориентированном подходе  к обучению и воспитанию, он развивает  познавательный интерес к различным  областям знаний, формирует навыки сотрудничества. [32, с. 15]

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая  социально значимый результат. В  основе проекта лежит проблема, которая  направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3 – 7 лет. Данный метод предполагает решение следующих задач [23, с. 56]:

  • формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  • расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

По методу проектов дошкольники «приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов». Данный метод полезен тем, что при правильном применении он способствует развитию творческих способностей и самостоятельности дошкольников в обучении и осуществлению непосредственной связи между приобретением дошкольниками знаний и умений и применением их в решении практических задач.  [21, с. 20]

«Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. [17, с. 9]

Следовательно, перед нами встает проблема: каковы педагогические условия развития кругозора дошкольников посредством применения технологии проектной деятельности в условиях ДОУ, и насколько эффективен метод проектов, как средство развития кругозора детей дошкольного возраста.

Цель – изучение эффективности метода проектов, как средства развития кругозора детей дошкольного возраста.

Объект – уровень развития кругозора старших дошкольников.

Предмет – метод проектов, как средства развития кругозора детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Рассмотреть закономерности развития кругозора у старшего дошкольного возраста.
  3. Рассмотреть особенности применения метода проектов в системе развития и воспитания дошкольников.
  4. Разработать проект и апробировать в системе воспитания детей  старшего  дошкольного  возраста.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования (работы Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина); идеи народной педагогики в связи с развитием познавательной активности у дошкольников (педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского), нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г.Н. Волков; концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной).

«Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались совокупность дополняющих друг друга методов: изучение и теоретический анализ психологической и педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности детей, формирующий эксперимент, количественная и качественная обработка полученных результатов.

База исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ ДС № 11 «Ромашка», общеразвивающего вида г. Стрежевого Томской области.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в педагогической деятельности различных образовательных учреждений.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 35 источников и 7 приложений. 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Особенности  развития познавательной деятельности  дошкольников

Познавательное  развитие дошкольника в течение  долгого времени служило предметом  интереса многих ведущих исследователей (В. Штерна, Д. Болдуина, К. Бюллера, Э. Клапареда, Ж. Пиаже, Дж. Брунера и др.), однако эта проблема не потеряла актуальности и в настоящее время. [18, с. 11]

По данным Дж. Бруннера, в процессе развития познавательной сферы детей дошкольного возраста происходит овладение все более совершенными способами презентации прошлого опыта: от двигательного до наглядного, а потом и символического представления. [4, с. 48] Благодаря развитию презентации мира с помощью символов ребенок совершенствует методы переработки информации, которые выводят его за пределы того, на что «можно показать пальцем», таким образом, развивается кругозор ребенка.

Познавательный  интерес отличает постоянное стремление к умственной деятельности, проникновению  в сущность явлений, самостоятельному поиску решения возникших ситуаций, проблем. Особенностью познавательного  интереса считают направленность не столько на результат, сколько на сам процесс познания, бескорыстность и ненасытный характер этого процесса. И хотя некоторые педагоги и психологи  отрицают возможность развития познавательного  интереса в дошкольном детстве, факты  свидетельствуют о том, что и  в этом возрасте уже некоторые  дети обнаруживают ненасытную «жажду»  знаний.

Младшему  дошкольному возрасту свойственно  стремление к поиску информации для  пополнения представлений о мире. Однако полученная информация конкретна, лишена обобщенности, а потому бесконечно повторяются вопросы, направленные на познание конкретных предметов и  явлений, чаще связанных с непосредственным их восприятием. [9, с. 129]

Дети  среднего дошкольного возраста больше интересуются внешними признаками объектов, их наименованием, размерами и т.п., интерес этих детей направлен  преимущественно на определение  предметом и обозначение его  словом («Что это?», «Кто это?», «Как называется?»). Вопросы также связаны с попыткой систематизации явлений, предметов  и их классификацией. В то же время  в этом возрасте появляются вопросы, требующие выяснения связей между  предметами и явлениями, их сходства и различий, выявления зависимостей. И хотя таких вопросов значительно  меньше, и носят они простейшую форму, их возникновение говорит  о стремлении ребенка осмыслить  причинно-следственные связи.

Старший дошкольник проявляет любознательность к более широкому кругу явлений  объективной действительности. Вопросы возникают в связи с восприятием конкретных предметов и явлений, но и обусловлены прежним опытом, способностью сопоставить его с новым, найти сходство или различие, раскрыть связи или зависимости между предметами и явлениями, стремлением к самостоятельности в решении возникших задач, желанием проникнуть за пределы непосредственно воспринимаемого, способностью к более опосредованным формам познания, что выражается в более сложных по форме вопросах. Повышается устойчивость познавательного интереса, о чем говорит появление вопросов, рассредоточенных во времени, когда ребенок вновь и вновь возвращается к интересующему объекту или явлению. [11, с. 19]

Основные  тенденции становления познавательного  интереса на протяжении дошкольного  возраста [12, с. 22]:

  • Возрастание и изменение характера активности в поиске необходимой информации, выражающиеся в движении от непосредственного реагирования на новизну объектов к настойчивому стремлению познания нового;
  • Интеллектуализация процесса познания, которая заключается в переходе от чувственного познания мира, обусловленного преимущественно аффективно-эмоциональным отношением, к теоретическому познанию в форме вопросов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности;
  • Расширение диапазона интересующих ребенка объектов от узкого круга предметов ближайшего окружения к познанию достаточно широких сфер объективной реальности;
  • Углубление познавательных интересов – от поверхностного, направленного на познание внешних свойств, признаков, действий, назначений, к познанию сущности явлений, связей и отношений, причин и зависимостей;
  • Повышение устойчивости в направлении от эпизодически проявляемого, ситуативного и подвижного интереса, к относительно устойчивому, характеризующемуся настойчивым стремлением к поиску необходимой информации.

Информация о работе Метод проектов как средство развития кругозора детей дошкольного возраста