Метод проектов как средство развития кругозора детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательных интересов и потребности к активной созидательной деятельности, которые выражаются в значительном обогащении и расширении кругозора дошкольника.
Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. [1, с. 34]

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников 7
1.2. Использование метода проектов, как средства развития познавательной деятельности дошкольников, т.е. расширения и обогащения кругозора 9
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 20
2.1. Методика и ход проведения опытно-экспериментального исследования 20
2.2. Результаты диагностики познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.3. Реализация методов проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 26
Заключение 33
Список использованной литературы и источников: 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Миннигуловой Е.Ю. ...docx

— 136.50 Кб (Скачать файл)

На низком (репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательной активности находилось 38 % детей. Данная подгруппа получила условное название «Подражатели». Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

На среднем (поисково-исполнительском) уровне познавательной активности оказалось 58% детей. Эта группа детей, получившая название «Вопрошайки», характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.

Наименьшее  количество детей (4 %) находились на высоком (поисково-продуктивном) уровне познавательной активности. Данная подгруппа детей, условно названная «Искатели», отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Результаты  диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Показатели уровня сформированности познавательной активности на констатирующем этапе эксперимента

Параметры

Уровни

Эксперименталь-ная группа

Контрольная группа

Отклонение 

чел.

%

чел.

%

%

Когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность)

Высокий

1

5%

3

15%

-10%

Средний

14

70%

16

80%

-10%

Низкий 

5

25%

1

5%

+20%

Мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность)

Высокий

1

5%

7

35%

-30%

Средний

15

75%

13

65%

+10%

Низкий 

4

20%

0

0%

+20%

Эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач)

Высокий

2

10%

5

25%

-15%

Средний

14

70%

14

70%

0%

Низкий 

4

20%

1

5%

+15%

Действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка)

Высокий

1

5%

3

15%

-10%

Средний

16

80%

15

75%

+5%

Низкий 

3

15%

2

10%

+5%

Тестовая  беседа А. Банкова (уровень развития кругозора)

Высокий

2

10%

4

20%

-10%

Средний

15

75%

14

70%

+5%

Низкий 

3

15%

2

10%

+5%

Опросник психосоциальной зрелости дошкольников (уровень развития кругозора)

Высокий

1

5%

1

5%

0%

Средний

13

65%

15

75%

-10%

Низкий 

6

30%

4

20%

+10%


 

В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 30 % всех испытуемых имеют низкую степень развития кругозора и недостаточный уровень развития общего кругозора. Эти дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

57 % испытуемых  показали средний уровень. Эти дети, испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и, получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.

Лишь 13% детей имеют высокий уровень  развития кургозора. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Полученные  результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательной активности, несколько ограниченный кругозор, что говорит о необходимости его развития. С этой целью нами был проведен второй этап опытно-экспериментального исследования с применением метода проектов.

2.3. Реализация методов проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на расширение и углубление общего кругозора дошкольников.

Неспецифичность операциональных компонентов познавательной активности ребенка делает возможным ее формирование в контексте различных форм детской деятельности. В качестве детских видов деятельности мы выбрали продуктивные виды (конструирование и аппликация) и экспериментирование, в рамках, которых возможно создание ситуаций, способствующих активному расширению кругозора дошкольников.

Экспериментальная деятельность старших  дошкольников является одним из методов  развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.

Для этого в экспериментальной  группе было реализовано два проекта: «Любознайка» (приложение 1, 2), длительность которого составляет 1 учебный год, и «Ребенок в окружении людей» (приложение 3), длительность которого составляет 4 месяца.

Следует отметить, что проект «Любознайка» продолжил свою реализацию и после окончания срока нашего опытно-экспериментального исследования, а в декабре 2012 мы проводили промежуточную диагностику результативности данного проекта.

Оба проекта направлены на развитие развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности  в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приводит к интеллектуальному, эмоциональному развитию, расширению кругозора дошкольников, повышению степени их психосоциальной зрелости.

Основными принципами организации и проведения дополнительной образовательной деятельности в ходе реализации проектов в экспериментальной группе старших дошкольников были:

1. Эмоциональная вовлеченность  взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый  сам с интересом погружен в  какую-либо деятельность, может происходить  передача личностных смыслов  деятельности ребенку. Он видит,  что можно получать удовольствие  от интеллектуальных усилий, переживать  «красоту решения» проблемы.

2. Стимуляция любознательности  ребенка. В работе мы старались  использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.

3. Передача инициативы от взрослого  ребенку. Для нас важно было  не только заинтересовать ребенка,  но и научить его ставить  себе цели в процессе познавательной  деятельности и самостоятельно  находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Мы стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и  любопытства. Взрослый стремился  не только передать инициативу  ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские  замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. 

В результате выполнения заданий, мы отметили, что дети, опираясь на образные сравнения, пытались объяснять свои догадки, сначала выдвигая свои доказательства, а уже потом тезисы (отгадки). Дети глубже и точнее анализировали предметы, рассуждали, делали умозаключения, находили в различных предметах сходство и на основе этого давали образное сравнение (пример занятия представлен в приложении 6).

Занятия вызвали большой интерес у детей, они активно придумывали загадки, приходили к общему мнению. Воспитатель вместе с детьми обсуждала выбранные предметы, направляла мысли детей так, чтобы они в результате из всех названных признаков и свойств предмета, выделили основные и составили загадку. При конструировании загадок дети старались использовать образные сравнения (пример занятия представлен в приложении 7).

С родителями были проведены серии бесед о максимально самостоятельном выполнении заданий ребенком.

Можно описать  некоторые изменения, происходящие в поведении детей за время  проведения формирующих занятий (по замечаниям родителей, по наблюдению за детьми педагогом). Вначале дети не проявляли особого интереса к предлагаемому материалу и поиску различных способов обращения с ним. Предлагаемые детьми варианты были достаточно однообразны и не многочисленны. В середине формирующего эксперимента заинтересованность детей в предлагаемом им материале значительно возросла, они стремились найти разнообразные способы использования предлагаемого им материала, хотя это им не всегда удавалось. У детей появились попытки расширить предлагаемую им ситуацию. В конце формирующих занятий поведение детей существенно изменилось. Они стремились найти различные способы использования предлагаемого им материала и часто находили очень интересные, т.е. налицо расширение кругозора дошкольников за счет повышения их познавательной активности.

На основе знаний современных теорий о познавательной активности, задача педагога сформировать правильную познавательную активность старшего дошкольника. Необходимо развивать у ребенка мотивацию  достижения успеха, а стремление избегать неудач, нужно снижать. Ребенок должен вырасти уверенным в себе человеком, способным развивать свои нравственные и личностные достижения. Учебная  подготовка должна проходить с использованием знаний основных теорий познавательной деятельности человека, пользуясь практическими  советами данных теорий. Ребенок младшего возраста нуждается в грамотной  опеке со стороны педагогов. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы.

Познавательная активность старших дошкольников еще не достаточно развита, только часть детей имеют  высокий уровень познавательной активности. Следовательно, уровень развития кругозора у таких детей будет недостаточным, ведь широта интересов и запас знаний у них будут медленно формироваться и развиваться. Остальные дети нуждаются в планомерной работе в данном направлении. Руководитель должен сформулировать задачи и цели повышения активности у детей.

Судя  по тем результатам, которые удалось  получить в результате работы над  проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная  цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя. Полученные данные об использовании метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств:

  • более глубокое усвоение предметного содержания;
  • высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;
  • развитие творческого мышления;
  • большое количество идей, их глубина, оригинальность;
  • расширение кругозора дошкольников;
  • повышение познавательной активности у дошкольников;
  • эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.

Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность в проектном методе, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

Результаты  контрольной диагностики представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Показатели уровня сформированности познавательной активности на контрольном этапе эксперимента

Параметры

Уровни

Экспериментальная группа

Отклонение

Контрольная группа

Отклонение 

нач. экспр.

кон. экспр.

%

нач. экспр.

кон. экспр.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность)

Высокий

1

5%

6

30%

+25%

3

15%

4

20%

+5%

Средний

14

70%

12

60%

-10%

16

80%

15

75%

-5%

Низкий

5

25%

2

10%

-15%

1

5%

1

5%

0%

Мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность)

Высокий

1

5%

3

15%

+10%

7

35%

6

30%

-5%

Средний

15

75%

16

80%

+5%

13

65%

13

65%

0%

Низкий

4

20%

1

5%

-15%

0

0%

1

5%

-5%

Эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в  процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению  познавательных задач)

Высокий

2

10%

4

20%

+10%

5

25%

4

20%

-5%

Средний

14

70%

15

75%

+5%

14

70%

13

65%

-5%

Низкий

4

20%

1

5%

-15%

1

5%

3

15%

+10%

Действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка)

Высокий

1

5%

6

30%

+25%

3

15%

4

20%

+5%

Средний

16

80%

14

70%

-10%

15

75%

12

60%

-15%

Низкий

3

15%

0

0%

-15%

2

10%

4

20%

+10%

Тестовая  беседа А. Банкова (уровень развития кругозора)

Высокий

2

10%

5

25%

+15%

4

20%

4

20%

+5%

Средний

15

75%

14

70%

-5%

14

70%

12

60%

-15%

Низкий

3

15%

1

5%

-10%

2

10%

4

20%

+10%

Опросник психосоциальной зрелости дошкольников уровень развития кругозора)

Высокий

1

5%

6

30%

+25%

1

5%

3

15%

+10%

Средний

13

65%

13

65%

0%

15

75%

13

65%

-10%

Низкий

6

30%

1

5%

-25%

4

20%

4

20%

0%

Высокий уровень

 

7%

 

25%

+18%

 

19%

 

21%

+3%

Средний уровень

 

73%

 

70%

-3%

 

73%

 

65%

-8%

Низкий уровень

 

21%

 

5%

-16%

 

8%

 

14%

+4%

Информация о работе Метод проектов как средство развития кругозора детей дошкольного возраста