Метод проектов как средство развития кругозора детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательных интересов и потребности к активной созидательной деятельности, которые выражаются в значительном обогащении и расширении кругозора дошкольника.
Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. [1, с. 34]

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников 7
1.2. Использование метода проектов, как средства развития познавательной деятельности дошкольников, т.е. расширения и обогащения кругозора 9
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 20
2.1. Методика и ход проведения опытно-экспериментального исследования 20
2.2. Результаты диагностики познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.3. Реализация методов проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 26
Заключение 33
Список использованной литературы и источников: 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Миннигуловой Е.Ю. ...docx

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 

В результате проведенной работы на контрольном этапе эксперимента было установлено, что только 5 % испытуемых экспериментальной группы имеют низкий уровень сформированности познавательной активности и недостаточный уровень развития общего кругозора, а в начале опытно-экспериментального исследования этот показатель равнялся 21 %. В контрольной группе этот показатель соответствует 14 %.

70 % испытуемых экспериментальной группы показали средний уровень. Эти дети, испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения, и, получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым. В контрольной группе этот показатель соответствует 65 %.

25 % детей экспериментальной группы имеют высокий уровень сформированности познавательной активности и развитый кругозор, а в начале исследования этот показатель был равен лишь 7 %. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения. В контрольной группе высокий уровень имеют 21 % респондентов.

Полученные  результаты позволяют сделать вывод, что после проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе на 18 % повысился высокий уровень развития познавательной активности и степень психосоциальной зрелости, что говорит о высокой эффективности применения метода проектов, как средства развития кругозора детей дошкольного возраста.

 

 

Заключение

На основании  результатов данного исследования доказано, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, расширять свой кругозор и развивать познавательную активность, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. А также, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается  в том, что он помогает связать  обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает  познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Общей целью  опыта в проектной деятельности в педагогической системе детского образовательного учреждения должно быть совместное переживание эмоций радости, удовлетворения от достижения успеха. Эффект от внедрения любого рода проектной  деятельности в образовательно-воспитательную практику ДОУ, колоссален. Это результат содействия всех составляющих педагогической системы, который приводит к их полноценному и быстрейшему развитию.

Использование метода проекта в образовательном  процессе ДОУ помогает научиться  работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для  достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов  деятельности. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию. 

Таким образом, метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Старший дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей. Поэтому очень важно своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно, рано на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Конкретизация сущности познавательной активности как прижизненно развивающегося сложного личностного образования, обусловливающего качественные характеристики познавательной деятельности, раскрытие  его структуры, выделение системы  критериев, фиксирующих состояние  компонентов познавательной активности, позволяет эффективно и целесообразно планировать содержание познавательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Кругозор – это объем, широта интересов, знаний. Расширять кругозор ребенка, значит выводить его за пределы  непосредственного практического  опыта в более широкую пространственно-временную  перспективу (в процессе познавательно-исследовательской  деятельности вводить знания о природном  и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления  и т.д.). [33]

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и  видам деятельности является одной  из составных успешности обучения детей  в школе. Интерес дошкольника  к окружающему миру, желание познать  и освоить все новое — основа формирования этого качества.

Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. [5, с. 23] В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира, который формируется в процессе развития познавательной сферы, по-другому можно назвать кругозором ребенка.

В результате исследования нами было рассмотрены понятия «познавательная активность, познавательные интересы, кругозор» в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития кругозора детей старшего дошкольного возраста, выявлены средства развития познавательной активности и кругозора дошкольников. Важным средством развития познавательной активности и кругозора детей дошкольного возраста является занятие. Для проверки этого предположения нами был проведен эксперимент, состоящий из трех этапов.

На констатирующем этапе нами были выделены критерии и показатели и  определен уровень сформированности познавательной активности и кругозора дошкольников. На формирующем этапе были разработаны и проведены занятия по развитию познавательной активности и расширению кругозора дошкольников.

На первом этапе формирующего эксперимента можно было проследить, что дети сначала невнимательно слушали  задание и неверно отвечали на поставленные вопросы, но при помощи вопроса воспитателя, стимулирующего на обследование, они активизировались, начали искать, предметы, детали в окружающей обстановке, исследовать пространство, делать для себя открытия. Возникающий  интерес к заданиям мы поддержали вопросом о предметах-заместителях, обратились к личному опыту детей.

Мы рассмотрели два подхода  к развитию кругозора у детей: в процессе развития познавательной активности и путем организации исследовательской деятельности детей. Мы также определили условия формирования кругозора и критерии его сформированности.

Подводя итог, можно сделать вывод, что  основными задачами и направлениями  развития общего кругозора детей старшего дошкольного возраста является:

  1. Обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий.
  2. Систематизирование накопленной и полученной информации посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация). Стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения) и готовность упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию, классифицировать ее.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены и цель исследования достигнута.

 

Список использованной литературы и источников:

  1. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика [Текст]/Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. – М.: Феникс, 2004.
  2. Арапова-Пискарева Н.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации [Текст]/Н.А. Арапова-Пискарева, Н.Е. Веракса, А.В. Антонова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Атемаскина Ю.В. Технология проектного обучения в работе с дошкольниками // Детский сад от А до Я. 2008. №3.
  4. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]/Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова. – М.: Академия, 1997.
  5. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст]/Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1986.
  6. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход [Текст] / Н.Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал. – 2000. №1. –С. 21-39.
  7. Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте [Текст] /Н.Е. Веракса, А.И. Булычева// «Вопросы психологии» 2002. № . 2. – С.24.
  8. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  9. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика,1983. – Т. ІІІ.
  10. Гарифуллина И.В. Игровой проект – инструмент развития познавательного интереса дошкольников // Детский сад от А до Я. 2009. №1
  11. Голицин В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст]/ В.Б. Голицин // Советская педагогика. – 1991. № 3. – С.19.
  12. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст] / В.Б.Голицын// Советская педагогика. – 1991. № 3. – С.22.
  13. Голицына Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы [Текст]/Н.С. Голицына. – М.: Скрипторий, 2007.
  14. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 2006.
  15. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик// Дошкольное воспитание. – 1998. № 10. – С.22.
  16. Денисенкова Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно – практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского [Текст] / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова. – Москва – Бирск, 2004.
  17. Дошкольная педагогика / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978.
  18. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. 2003. №3. С. 20-24.
  19. Елкина Н.В. 1000 загадок [Текст] / Н.В. Еликина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль, 1997.
  20. Кларина Л.М. Детская проектная деятельность // Игра и дети. 2006. №4.
  21. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2007.
  22. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. – Барнаул, 2000.
  23. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками [Текст]/ М.И. Лисина// Вопросы психологии, 1982. № 4. – С.18-35
  24. Марусинец М. Изучение познавательной активности, Дошкольное воспитание [Текст] / М. Марусинец. – М.: Просвещение, 1999. №11. – С.12.
  25. Методические рекомендации к программе воспи<span class="Normal__Char" style=" font-size: 14

Информация о работе Метод проектов как средство развития кругозора детей дошкольного возраста