Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:14, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательных интересов и потребности к активной созидательной деятельности, которые выражаются в значительном обогащении и расширении кругозора дошкольника.
Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. [1, с. 34]
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников 7
1.2. Использование метода проектов, как средства развития познавательной деятельности дошкольников, т.е. расширения и обогащения кругозора 9
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 20
2.1. Методика и ход проведения опытно-экспериментального исследования 20
2.2. Результаты диагностики познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.3. Реализация методов проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 26
Заключение 33
Список использованной литературы и источников: 38
В результате проведенной работы на контрольном этапе эксперимента было установлено, что только 5 % испытуемых экспериментальной группы имеют низкий уровень сформированности познавательной активности и недостаточный уровень развития общего кругозора, а в начале опытно-экспериментального исследования этот показатель равнялся 21 %. В контрольной группе этот показатель соответствует 14 %.
70 % испытуемых экспериментальной группы показали средний уровень. Эти дети, испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения, и, получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым. В контрольной группе этот показатель соответствует 65 %.
25 % детей экспериментальной группы имеют высокий уровень сформированности познавательной активности и развитый кругозор, а в начале исследования этот показатель был равен лишь 7 %. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения. В контрольной группе высокий уровень имеют 21 % респондентов.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что после проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе на 18 % повысился высокий уровень развития познавательной активности и степень психосоциальной зрелости, что говорит о высокой эффективности применения метода проектов, как средства развития кругозора детей дошкольного возраста.
На основании
результатов данного
Дидактический
смысл проектной деятельности заключается
в том, что он помогает связать
обучение с жизнью, формирует навыки
исследовательской
Общей целью
опыта в проектной деятельности
в педагогической системе детского
образовательного учреждения должно быть
совместное переживание эмоций радости,
удовлетворения от достижения успеха.
Эффект от внедрения любого рода проектной
деятельности в образовательно-
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.
Таким образом, метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
Старший дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей. Поэтому очень важно своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно, рано на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.
Конкретизация сущности познавательной активности как прижизненно развивающегося сложного личностного образования, обусловливающего качественные характеристики познавательной деятельности, раскрытие его структуры, выделение системы критериев, фиксирующих состояние компонентов познавательной активности, позволяет эффективно и целесообразно планировать содержание познавательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.
Кругозор – это объем, широта
интересов, знаний. Расширять кругозор
ребенка, значит выводить его за пределы
непосредственного
Развитие познавательного
Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. [5, с. 23] В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира, который формируется в процессе развития познавательной сферы, по-другому можно назвать кругозором ребенка.
В результате исследования нами было рассмотрены понятия «познавательная активность, познавательные интересы, кругозор» в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития кругозора детей старшего дошкольного возраста, выявлены средства развития познавательной активности и кругозора дошкольников. Важным средством развития познавательной активности и кругозора детей дошкольного возраста является занятие. Для проверки этого предположения нами был проведен эксперимент, состоящий из трех этапов.
На констатирующем этапе нами были
выделены критерии и показатели и
определен уровень
На первом этапе формирующего эксперимента можно было проследить, что дети сначала невнимательно слушали задание и неверно отвечали на поставленные вопросы, но при помощи вопроса воспитателя, стимулирующего на обследование, они активизировались, начали искать, предметы, детали в окружающей обстановке, исследовать пространство, делать для себя открытия. Возникающий интерес к заданиям мы поддержали вопросом о предметах-заместителях, обратились к личному опыту детей.
Мы рассмотрели два подхода к развитию кругозора у детей: в процессе развития познавательной активности и путем организации исследовательской деятельности детей. Мы также определили условия формирования кругозора и критерии его сформированности.
Подводя итог, можно сделать вывод, что основными задачами и направлениями развития общего кругозора детей старшего дошкольного возраста является:
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены и цель исследования достигнута.
Информация о работе Метод проектов как средство развития кругозора детей дошкольного возраста