Метод проектов как средство развития кругозора детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательных интересов и потребности к активной созидательной деятельности, которые выражаются в значительном обогащении и расширении кругозора дошкольника.
Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. [1, с. 34]

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников 7
1.2. Использование метода проектов, как средства развития познавательной деятельности дошкольников, т.е. расширения и обогащения кругозора 9
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 20
2.1. Методика и ход проведения опытно-экспериментального исследования 20
2.2. Результаты диагностики познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.3. Реализация методов проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 26
Заключение 33
Список использованной литературы и источников: 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Миннигуловой Е.Ю. ...docx

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Итак, на протяжении дошкольного детства  происходят существенные положительные  изменения в развитии познавательного  интереса. В то же время необходимо заметить, что наблюдаемые специфические особенности проявления познавательного отношения к действительности необязательно являются возрастной характеристикой. [15, с. 22] В рамках одного возрастного периода развития могут обнаружиться различные вариации проявления познавательного интереса, не только количественно, но и качественно характеризующие уровень его сформированности, выражающихся в уровне развития кругозора ребенка или степени его психосоциальной зрелости, иными словами, на одной и той же возрастной ступени развития можно видеть либо фактическое его отсутствие, либо достаточно высокую степень его развития для данного возраста.

1.2. Использование метода проектов, как средства развития познавательной деятельности дошкольников, т.е. расширения и обогащения кругозора

Метод проектов не является принципиально новым  в мировой педагогике. Е.С. Полат отмечает, что родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время идея метода проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. [10, с. 19] Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Весь  двадцатый век в зарубежной школе  метод проекта активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей деятельности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями». [18, с. 23]

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной  стороны, использование разнообразных  методов, средств обучения, а с  другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.

В последнее  время методу проектов уделяется  пристальное внимание в России. Причинами  этого, по утверждению Е.С. Заир-Бек  и Е.И. Казаковой являются [29, с. 86]:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, а научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями и для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему;
  • значимость для развития человека умения пользования исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Если человек приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

Метод проектов всегда предусматривает решение  какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных  методов и средств обучения, а  с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

Е.С. Полат определяет основные требования к использованию метода проектов [20, с. 25]:

  • наличие значимой в исследовательском плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения) например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема внимания кислотных дождей на окружающую среду и т.д.);
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий;
  • самостоятельная индивидуальная, парная, групповая деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  • использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»); выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Проектирование  учебной деятельности в трактовке  Н.Ю. Пахомовой на основе метода проектов, состоит из нескольких этапов, на каждом из которых происходит последовательное уточнение проекта [14, с. 70]:

  • цели и задачи проекта, анализ ситуации, выдвижение проблемы;
  • идея проекта, этап генерации идей и методов решения задач, творческий акт к поиску идей решения;
  • организационный этап проекта, определение участников проекта, время, место и роли, терминология, понятийный аппарат (для нахождения общего языка);
  • таблица ответственности, план-график, ответственные и их взаимодействие;
  • диаграмма исследования проекта;
  • характеристика ключевых ситуаций, проектирование и прогнозирование ситуаций;
  • диалог, принципы взаимодействия людей между собой;
  • моделирование вариантов ожидаемых результатов;
  • инструкция, документация по проекту;
  • формальности: авторские права, издание, лицензирование, идея проекта, концепция, педагогика;
  • описание: композиция, диалоги, инструкции для координатора проекта, для учителя-предметника, приложения.

Возможности использования метода проектов в  дошкольном образовании исследованы  в меньшей степени. Есть работы И.В. Штанько (Москва). Н. Комратова (Н. Новгород), но больше – это публикации практиков. [10, с. 45]

И.В. Штанько считает метод проектов одним из перспективных направлений, способствующих повышению качества дошкольного образования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается, утверждает И.В. Штанько, самостоятельная и коллективная творческая завешенная работа, имеющая социально значимый результат. [10, с. 56] В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной  деятельности можно использовать в  работе со старшими дошкольниками. Тематика и содержание проектов для детей  может быть очень разнообразной. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом – игровых, творческих, познавательных, можно предположить, по мнению И.В. Штанько, следующую типологию и тематику проектов [10, с. 61]:

Игровые:

Творческие:

Познавательные:

  • «Игра-путешествие в подводное царство»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Театр»;
  • Игра «Строим город будущего»;
  • «Путешествие в древний мир»;
  • «Строим сказочный снежный городок».
  • Осенний (весенний, зимний) вернисаж;
  • Музыкальная сказка (по выбору);
  • Настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);
  • «Весенняя ярмарка»;
  • Создание фильмотеки рисованных диафильмов.
  • Журнал «Почемучка»;
  • «Путешествие в царство математики»;
  • КВН;
  • Конкурс «Моя родословная»;
  • Музей народной культуры;
  • «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).

 

По продолжительности  проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).

Работа  над проектом, включающая составление  обоснованного плана действий, который  формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько  этапов [3, с. 24]:

  • постановка цели;
  • поиск формы реализации проекта;
  • разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
  • организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  • определение направлений поисковой и практической деятельности;
  • организация совместной (педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности);
  • работа над частями проекта, коррекция;
  • коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что  проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. [1, с. 77]

К этой деятельности детей необходимо подключать родителей  и родственников, т.к. один ребенок  с этой деятельностью не справится.

По теме проекта воспитатель предлагает детям задания. Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель  должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими  и выполнялись с желанием и  радостью, а в случае необходимости  воспитатель мог представить  справочный, практический материал или  порекомендовать где его можно  найти.

Последний этап проекта – защита – всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продуманной так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Работа  над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов  ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения  учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через  объединение различных областей знаний формируется целостное видение  картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных  видах речевой деятельности. Общее  дело развивает коммуникативные  и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается  в том, что она помогает связать  обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает  познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют умственному развитию дошкольников, готовят к обучению детей в  школе.

Н. Комратова считает, что метод проектов, в работе со старшими дошкольниками, должен включать в себя несколько этапов [14, с. 59]:

  • первый этап – постановка проблемы;
  • второй этап – обсуждение возможных путей ее разрешения;
  • третий этап включает поиск информации детьми совместно с родителями и воспитателями;
  • четвертый проект – презентация;
  • пятый этап - постановка новой проблемы.

Информация о работе Метод проектов как средство развития кругозора детей дошкольного возраста