Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:14, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательных интересов и потребности к активной созидательной деятельности, которые выражаются в значительном обогащении и расширении кругозора дошкольника.
Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. [1, с. 34]
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников 7
1.2. Использование метода проектов, как средства развития познавательной деятельности дошкольников, т.е. расширения и обогащения кругозора 9
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 20
2.1. Методика и ход проведения опытно-экспериментального исследования 20
2.2. Результаты диагностики познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.3. Реализация методов проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 26
Заключение 33
Список использованной литературы и источников: 38
Этот последний пятый этап отличает подходы Н. Комратовой к использованию метода проекта в работе со старшими дошкольниками от технологии И. Штанько. Н. Комратова подчеркивает важность этого этапа, считает существенным моментом в работе над каждым проектом постановку новой проблемы. [14, с. 81] Осуществляется это в игровой форме. В «Волшебный сундучок» наряду с уже известными предметами или фотографиями кладутся незнакомые и перед детьми ставится новая задача – собрать дополнительно информацию о нем. Так осуществляется психическое развитие ребенка: «ясные, определенные знания» превращаются в «неясные проблемные» (Н.Н. Подьяков). [18, с. 24] Неясное знание, как известно, сложный стимулятор психической активности детей. В этом суть саморазвития ребенка.
Таким образом, можно констатировать, что метод проектов в настоящее время широко применяется во всех образовательных учреждениях страны и является эффективным способом повышения качества образования, т.к. стимулирует саморазвитие, самореализацию и направлен на достижении общественно значимых целей.
Проект как эффективный инструмент развития познавательного интереса у детей развивается через игру – самую притягательную для дошкольников деятельность.
Начиная с 5-6 лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст, наверное, самый важный в формировании ребенка как персоны, ведь именно в этом возрасте закладывается 90% качеств и характеристик, черт личности. Именно в этом возрасте можно понять, каким человеком он будет в будущем. Этот период для ребенка называется сензитивным (англ. – чувствительный, восприимчивый), развиваются все познавательные аспекты: восприятия, рассуждения, мышления, внимания.
В старшем дошкольном возрасте ребенок как губка впитывает всю получаемую информацию. Доказано научно, что в 5-6 лет ребенку по силам запомнить столько информации, сколько ему не осилить никогда в жизни. Ему интересно все, что связано с расширением его кругозора, все, что касается окружающего мира, все привлекает, кажется новым, неизведанным.
В старшем дошкольном возрасте дети уже накапливают определенный социальный опыт, что позволяет им перейти на новый – развивающий уровень проектирования.
На этом этапе проекты становятся более сложными [20, с. 33]:
Именно
в этом возрасте активно развивается
проектная деятельность дошкольников.
Они принимают проблему, уточняют
цель, способны выбрать необходимые
средства для достижения результата
деятельности. Более того, не только
проявляют готовность участвовать
в проектах, предложенных взрослым,
но и самостоятельно находят проблемы,
являющиеся отправной точкой творческих,
а также исследовательских, приключенческих,
опытно-ориентированных
В последние
десятилетия наметились новые подходы
к педагогическому
В проектной деятельности обязательно должны участвовать родители и родственники воспитанников, так как один ребенок не справится. Поэтому работа должна включать различные формы взаимодействия с семьей.
Значимость проектной деятельности заключается в том, что [22, с. 32]:
Преодолевая трудности вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способности сомневаться, искать ответ на сложный вопрос, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.
Возможности проектной технологии: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и развитие кругозора. [26, с. 52]
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность дошкольников индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. [21, с. 67]
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Главное
каждому педагогу дошкольного образовательного
учреждения помнить, что в ходе проектной
деятельности развивается личность
дошкольника. Проектный метод дает
ребенку возможность
Для изучения уровня развития кругозора детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ детский сад № 11 «Ромашка» г. Стрежевого Томской области было проведено опытно-экспериментальное исследование, цель которого заключалась в оценке эффективности использования метода проектов, как средства развития кругозора детей дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось с сентября 2012 г. по декабрь 2012 г.
В эксперименте приняли участие дети двух старших групп в количестве 40 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 20 человек в каждой). Подготовительная к школе группа «Звездочка» - экспериментальная группа, а подготовительная к школе группа «Смородинка» - контрольная группа.
Следует отметить, что в подготовительной к школе группе «Звездочка» воспитатели группы с начала 2012-2013 учебного года реализуют один долгосрочный проект «Любознайки», цель которого состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию (приложение 1, 2).
Также в этой группе в течение времени опытно-экспериментального исследования, был реализован проект «Ребенок в окружении людей» (приложение 3). Социальному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей – т.е. развитие кругозора ребенка, повышение степени его психосоциальной зрелости. Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям – это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.
На первом этапе исследования (1, 2 недели сентября 2012 г.) была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности и степени психосоциальной зрелости детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
На втором этапе (3,4 недели сентября 2012 г. до конца ноября 2012 г.) проводились занятия, направленные на развитие познавательной активности, расширение кругозора детей старшего дошкольного возраста с применением метода проектов. С контрольной группой на формирующем этапе исследования проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.
На третьем этапе (1, 2 недели декабря 2012 г.) была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности и степени психосоциальной зрелости (кругозора) детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов (3, 4 недели декабря 2012 г.).
Для выявления уровня развития кругозора дошкольников мы выделили следующие критерии и показатели:
На основе
выделенных критериев, а также для
аналитической обработки
Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.
Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Для выявления степени развития кругозора мы остановились на четырех заданиях, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания - конструирование фигурок из бумаги (оригами) и составление узоров из кубиков (по типу кубиков Кооса). Другие два вида деятельности были направлены на восприятие и переживание образов – прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц.
Задания
предлагались в разных коммуникативных
ситуациях: слушали сказку и складывали
оригами испытуемые в парах, а
рассматривали картинки и складывали
узор из кубиков по одному (в присутствии
и при участии
Для изучения уровня развития кругозора дошкольников использовались следующие методики:
Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что дети обоих групп находились примерно на одном уровне развития кругозора.
Кроме того, можно было отметить и
некоторые психологические
Проведенная на первом этапе диагностика степени развития кругозора и уровня развития кругозора позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у старших дошкольников.
Информация о работе Метод проектов как средство развития кругозора детей дошкольного возраста