Метод проектов как средство развития кругозора детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательных интересов и потребности к активной созидательной деятельности, которые выражаются в значительном обогащении и расширении кругозора дошкольника.
Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. [1, с. 34]

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников 7
1.2. Использование метода проектов, как средства развития познавательной деятельности дошкольников, т.е. расширения и обогащения кругозора 9
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 20
2.1. Методика и ход проведения опытно-экспериментального исследования 20
2.2. Результаты диагностики познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.3. Реализация методов проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 26
Заключение 33
Список использованной литературы и источников: 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Миннигуловой Е.Ю. ...docx

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Этот  последний пятый этап отличает подходы  Н. Комратовой к использованию метода проекта в работе со старшими дошкольниками от технологии И. Штанько. Н. Комратова подчеркивает важность этого этапа, считает существенным моментом в работе над каждым проектом постановку новой проблемы. [14, с. 81] Осуществляется это в игровой форме. В «Волшебный сундучок» наряду с уже известными предметами или фотографиями кладутся незнакомые и перед детьми ставится новая задача – собрать дополнительно информацию о нем. Так осуществляется психическое развитие ребенка: «ясные, определенные знания» превращаются в «неясные проблемные» (Н.Н. Подьяков). [18, с. 24] Неясное знание, как известно, сложный стимулятор психической активности детей. В этом суть саморазвития ребенка.

Таким образом, можно констатировать, что метод  проектов в настоящее время широко применяется во всех образовательных учреждениях страны и является эффективным способом повышения качества образования, т.к. стимулирует саморазвитие, самореализацию и направлен на достижении общественно значимых целей.

Проект  как эффективный инструмент развития познавательного интереса у детей  развивается через игру – самую  притягательную для дошкольников деятельность.

Начиная с 5-6 лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст, наверное, самый важный в формировании ребенка как персоны, ведь именно в этом возрасте закладывается 90% качеств и характеристик, черт личности. Именно в этом возрасте можно понять, каким человеком он будет в будущем. Этот период для ребенка называется сензитивным (англ. – чувствительный, восприимчивый), развиваются все познавательные аспекты: восприятия, рассуждения, мышления, внимания.

В старшем  дошкольном возрасте ребенок как  губка впитывает всю получаемую информацию. Доказано научно, что в 5-6 лет ребенку по силам запомнить  столько информации, сколько ему  не осилить никогда в жизни. Ему  интересно все, что связано с  расширением его кругозора, все, что касается окружающего мира, все  привлекает, кажется новым, неизведанным.

В старшем  дошкольном возрасте дети уже накапливают  определенный социальный опыт, что позволяет им перейти на новый – развивающий уровень проектирования.

На этом этапе проекты становятся более  сложными [20, с. 33]:

  • Развивается в детях поисковая деятельность, интеллектуальная инициатива.
  • Развиваются специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование.
  • Формируются навыки коммуникативного общения, навыки самостоятельного поиска нужного решения.

Именно  в этом возрасте активно развивается  проектная деятельность дошкольников. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые  средства для достижения результата деятельности. Более того, не только проявляют готовность участвовать  в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, а также исследовательских, приключенческих, опытно-ориентированных проектов. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих  им самостоятельно определить цели и  содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.

В последние  десятилетия наметились новые подходы  к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Признание  приоритета семейного воспитания требует  иных взаимоотношений семьи и  образовательных учреждений, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. На наш взгляд, именно проектная деятельность сможет интегрировать  общественное и семейное воспитание дошкольников, вовлечь родителей  в единое образовательное пространство «Детский сад – семья», в образовательный процесс, осуществляемый в ДОУ.

В проектной  деятельности обязательно должны участвовать  родители и родственники воспитанников, так как один ребенок не справится. Поэтому работа должна включать различные  формы взаимодействия с семьей.

Значимость  проектной деятельности заключается  в том, что [22, с. 32]:

  • Педагог дошкольного учреждения при активном участии родителей предоставляет детям проявлять познавательную активность.
  • При помощи проектов дети получают новые знания о разных сторонах окружающей действительности;
  • Проектная деятельность пробуждает и развивает интерес к разным видам детского творчества.

Преодолевая трудности вместе с взрослыми  и сверстниками, дети приобретают  способности сомневаться, искать ответ  на сложный вопрос, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные  эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения  задачи, одобрение взрослых – создают  у ребенка уверенность в своих  силах, побуждают к активному  поиску нового.

Возможности проектной технологии: энтузиазм  в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление  лидирующих позиций ребят, научная  пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и развитие кругозора. [26, с. 52]

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную  деятельность дошкольников индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. [21, с. 67]

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Главное каждому педагогу дошкольного образовательного учреждения помнить, что в ходе проектной  деятельности развивается личность дошкольника. Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать  творческие способности и коммуникативные  навыки, что позволяет ему успешно  адаптироваться к школьному обучению.

 

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Методика и ход проведения опытно-экспериментального исследования

Для изучения уровня развития кругозора детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ детский сад № 11 «Ромашка» г. Стрежевого Томской области было проведено опытно-экспериментальное исследование, цель которого заключалась в оценке эффективности использования метода проектов, как средства развития кругозора детей дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальное  исследование проводилось с сентября 2012 г. по декабрь 2012 г.

В эксперименте приняли участие дети двух старших групп в количестве 40 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 20 человек в каждой). Подготовительная к школе группа «Звездочка» - экспериментальная группа, а подготовительная к школе группа «Смородинка» - контрольная группа.

Следует отметить, что в подготовительной к школе группе «Звездочка» воспитатели  группы с начала 2012-2013 учебного года реализуют один долгосрочный проект «Любознайки», цель которого состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию (приложение 1, 2).

Также в  этой группе в течение времени опытно-экспериментального исследования, был реализован проект «Ребенок в окружении людей» (приложение 3). Социальному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей – т.е. развитие кругозора ребенка, повышение степени его психосоциальной зрелости. Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям – это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.

На первом этапе исследования (1, 2 недели сентября 2012 г.) была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности и степени психосоциальной зрелости детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

На втором этапе (3,4 недели сентября 2012 г. до конца ноября 2012 г.) проводились занятия, направленные на развитие познавательной активности, расширение кругозора детей старшего дошкольного возраста с применением метода проектов. С контрольной группой на формирующем этапе исследования проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

На третьем  этапе (1, 2 недели декабря 2012 г.) была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности и степени психосоциальной зрелости (кругозора) детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов (3, 4 недели декабря 2012 г.).

Для выявления  уровня развития кругозора дошкольников мы выделили следующие критерии и показатели:

  • когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
  • мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
  • эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
  • действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

На основе выделенных критериев, а также для  аналитической обработки результатов  исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня развития кругозора у дошкольников: низкий, средний и высокий.

Низкий  уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним  интерес при затруднениях и проявляли  отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются  в поэтапном объяснении условий  выполнения задания, показе способа  использования той или иной готовой  модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень  самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении  задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий  ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания  решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли  упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Для выявления  степени развития кругозора мы остановились на четырех заданиях, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания - конструирование фигурок из бумаги (оригами) и составление узоров из кубиков (по типу кубиков Кооса). Другие два вида деятельности были направлены на восприятие и переживание образов – прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц.

Задания предлагались в разных коммуникативных  ситуациях: слушали сказку и складывали оригами испытуемые в парах, а  рассматривали картинки и складывали узор из кубиков по одному (в присутствии  и при участии экспериментатора).

Для изучения уровня развития кругозора  дошкольников использовались следующие  методики:

  • Тестовая беседа А. Банкова, которая используется для оценки уровня развития познавательной деятельности, определения объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям у дошкольников (приложение 4). [34]
  • Опросник психосоциальной зрелости дошкольников. Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы «вопрос–ответ» (приожение 5). [35]

Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что дети обоих  групп находились примерно на одном  уровне развития кругозора.

Кроме того, можно было отметить и  некоторые психологические особенности, свойственные познавательной активности детей экспериментальной и контрольной  групп до проведения формирующего эксперимента. Большинство детей ориентировались  на картинки, которые представляли собой возможность сложения целостного изображения. Дети часто проявляли  ригидность, использовали только один тип возможностей. Стремясь найти  какой-то определенный вариант, дети обычно не замечали случайно появляющиеся другие возможности, для них было характерно отсутствие инициативы в поиске различных  способов использования материала.

 

2.2. Результаты диагностики познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Проведенная на первом этапе диагностика степени развития кругозора и уровня развития кругозора позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у старших дошкольников.

Информация о работе Метод проектов как средство развития кругозора детей дошкольного возраста