Методические аспекты формирования навыков чтения у учеников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время актуальна проблема формирования у учащихся правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, т.к. в последние годы в стране наблюдается значительный рост количества учащихся, которые не могут за период обучения в начальных классах в полной мере овладеть полноценными навыками чтения. Эта проблема особенно остро проявляется в специальной школе VIII вида, т.к. процесс формирования навыков чтения у умственно отсталых учащихся протекает замедленно и отличается своеобразием. Несформированность процесса чтения, а именно: неумение читать правильно, бегло, выразительно и сознательно приводит к тому, что у младших школьников возникают нарушения письменной речи.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…………3
Глава I.
Специфика работы в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида…………………………………………………………………….…………….6
Формирование навыков чтения у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида……………………...………….……….........……..9
Особенности диалогической речи у умственно отсталых детей в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида…………………………………16
Выводы по Главе I……………………………………………………………………...23
Глава II. Методические аспекты формирования навыков чтения у учеников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида……………….25
2.1. Урок литературного чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида……………………………………………………………………………………...25
2.2. Методические рекомендации к работе на уроках литературного чтения в старших классах………………………………………………………………………..29
2.3. Примеры работы по чтению с детьми по частям и анализ текста……………………………………………………………………………………31
Выводы по Главе II……………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Готовая АНЯ курсовая!!.docx

— 74.02 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…………3

Глава I.

    1. Специфика работы в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида…………………………………………………………………….…………….6
    2. Формирование навыков чтения у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида……………………...………….……….........……..9
    3. Особенности диалогической речи у умственно отсталых детей в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида…………………………………16

Выводы по Главе I……………………………………………………………………...23

Глава II. Методические аспекты  формирования навыков чтения у учеников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида……………….25

2.1. Урок литературного чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида……………………………………………………………………………………...25

2.2. Методические рекомендации к работе на уроках литературного чтения в старших классах………………………………………………………………………..29

2.3. Примеры работы по чтению с детьми по частям и анализ текста……………………………………………………………………………………31

Выводы по Главе II……………………………………………………………………..34

Заключение……………………………………………………………………………...35

Список использованной литературы………………………………………………….37

 

Введение

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в детстве, что обуславливает  особую актуальность выбранной темы. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном  образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В настоящее время актуальна  проблема формирования у учащихся правильного, беглого, выразительного и осознанного  чтения, т.к. в последние годы в  стране наблюдается значительный рост количества учащихся, которые не могут  за период обучения в начальных классах  в полной мере овладеть полноценными навыками чтения. Эта проблема особенно остро проявляется в специальной  школе VIII вида, т.к. процесс формирования навыков чтения у умственно отсталых учащихся протекает замедленно и  отличается своеобразием. Несформированность процесса чтения, а именно: неумение читать правильно, бегло, выразительно и сознательно приводит к тому, что у младших школьников возникают нарушения письменной речи.

По данным Р.И. Лалаевой у 65-70% младших школьников обнаруживается дислексия, которая проявляется в неусвоении букв, побуквенном чтении, искажении звуковой и слоговой структуры слова, нарушении понимания прочитанного и аграмматизмами в процессе чтения. У умственно отсталых учащихся с несформированными навыками чтения возникают трудности в установлении социальных связей с окружающим миром, оказываются расстроенными взаимоотношения с обществом, возникают трудности в речевом общении, нарушается коммуникативные функции.

Эти нарушения в подростковом возрасте препятствуют социальной адаптации  и интеграции учащихся с интеллектуальной недостаточностью и подрывают основу формирования ребенка как читателя, и как саморазвивающуюся личность.

Уроки чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида должны быть построены таким образом, чтобы  расширить рамки коррекционной  работы над личностью школьника  и тем самым создать условия  для успешного овладения навыками чтения. Для успешного формирования навыка чтения учитель должен выполнять следующие условия:

  1. учитывать предпочтение ребёнком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том учебном материале, который ему интересен;
  2. следует отбирать те задания, которые ребёнок объективно может выполнить хорошо (задания не должны быть слишком лёгкими);
  3. учитель должен оценивать только конкретную работу, а не самого ученика;
  4. реакция на ошибки ребёнка должна быть формой помощи ему (главное не порицание, а разъяснение ошибок);
  5. нужно научиться словом поощрять ребёнка, малейший его успех;
  6. для повышения учебной мотивации следует тщательно отбирать содержание учебного материала, чтобы сделать его интересным, эмоциональным, новым и доступным для понимания;
  7. для повышения учебной мотивации можно использовать различные формы коллективной деятельности учеников [1].

М.Ф. Гнездилов отмечает: “В каждом отдельном случае необходимо всесторонне и тщательно изучить  ребёнка, чтобы установить, какие  именно звенья осуществляемой ими в  данном случае деятельности нарушены. Методические приёмы обучения должны быть направлены на преодоление основной причины нарушения деятельности учащихся”.

В программе для специальных (коррекционных) школ VIII вида указывается, что основными задачами обучения чтению являются:

    • научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное;
    • формировать у учащихся навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

 

Кроме общих с массовой школой задач, уроки чтения в специальной  школе выполняют функцию коррекции  недостатков. Нужно использовать различные дидактические игры и методические приемы, способствующие формированию и коррекции полноценного навыка чтения у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Объект  исследования: процесс формирования навыков чтения у учеников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

Предмет исследования: особенности навыков чтения у учеников  специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

Цель  исследования: теоретически обосновать и практически доказать значимость формирования и развития навыков чтения у учеников  специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:

1.Изучение специальной  литературы по проблемам развития  навыков чтения у учеников  специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

2.Подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава I

    1. Специфика работы в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.

Педагогический коллектив  Учреждения должен учитывать, что личность ребенка – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе  общественных форм сознания и поведения. Развитие ребенка и формирование личности его возможно только в общении с взрослыми и происходит в процессе ведущей деятельности – обучении. При наличии специально организованных условий дети обладают возможностью к развитию. Развитие обусловлено и определяется обучением, воспитанием, общением и зависит от особенностей организации  учебно-воспитательного процесса в классах VIII вида.

Целевые ориентации, заложенные в образовательной программе  следующие:

Личность ребенка

  • Помочь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности, «перешагнуть» через возникший кризис.
  • Коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.
  • Создать положительную «Я – концепцию», снять «синдром неудачника».
  • Укреплять положительные нравственные начала личности ребенка.
  • Адаптироваться в коллективе сверстников, включаться в социальные и внутри - коллективные отношения.
  • Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
  • Привлечь ребенка к социально значимой и трудовой деятельности [3].

Основными условиями развития обучающихся считаем:

  • учет возрастных особенностей;
  • развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей;
  • создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения ребенка и взрослого, обучающегося и сверстников.

 

Так же имеется образовательная программа, которая учитывает региональные, местные условия и особенности самой школы. В ней отражается система работы образовательного учреждения по реализации специальных коррекционных учебных программ.

Деятельность психологической  службы в подобным учреждениях ориентирована на обучающихся, имеющих трудности в обучении, установлении контактов в среде сверстников, самоопределении; на педагогов, имеющих потребности в составлении психологической характеристики обучающихся и класса, в помощи по выбору форм и средств обучения на основе данных психодиагностики.

Таким образом, психологическая служба обеспечивает:

  • развитие системы психологической поддержки, психодиагностики и психокоррекции обучающихся;
  • обеспечение взаимодействия Учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся.
  • Работа логопедического кабинета направлена:
  • на осуществление логопедической диагностики обучающихся 1 – 5  классов;
  • выявление нарушений речи и их коррекция;
  • консультирование учителей и родителей (законных представителей);
  • диагностика обучающихся, начинающих обучение в первом классе.

Психологическая служба Учреждения совместно с классными руководителями ведет работу по формированию у ребенка  качеств личности, обеспечивающих хорошую  адаптацию в школьном коллективе (особенно важным является для детей, не посещавших дошкольные учреждения), дальнейшее физическое и эмоциональное  развитие.

Основными направлениями образовательной  деятельности являются:

  • охрана и поддержание здоровья детей;
  • формирование основ здорового образа жизни обучающихся;
  • обеспечение общеобразовательной подготовки с учетом психофизических особенностей обучающихся;
  • адресная индивидуальная помощь детям, обучающимся на дому;
  • подготовка обучающихся к профессиональной деятельности в условиях производства;
  • обновление содержания образования;
  • повышение специальной компетентности обучающихся;
  • усиление функциональной грамотности выпускников.

Перерыв между образовательными предметами и началом занятий  в кружках, факультативах во второй половине дня составляет 45 минут. В  это время организуется  отдых обучающихся.

Основной формой организации  учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах  коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы  проведения урока: экскурсия, деловая  игра, видеоурок. Разнообразны и формы работы с детьми на уроке: проведение опыта, лабораторная работа, работа с картой, рисование по воображению, работы в группах, групповое чтение, составление плана и т.д.

Уроки развития устной речи способствуют более активному усвоению знаний и практических умений при  обучении русскому языку, чтению, биологии, истории, географии и другим предметам.

Помимо основных занятий  чтением есть логопедические занятия, которые проводятся в специализированном кабинете, что дает обучающимся возможность отойти от классно-урочной системы и делает данные занятия не только стабилизирующими в плане коррекции определенных нарушений, но и способствуют совершенствованию эмоционально-волевой сферы.

 

    1. Формирование навыков чтения у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Чтение является важным и  жизненно необходимым навыком. Однако, как показывает практика, навык полноценного чтения формируется у учащихся медленно и с большим трудом.

Вопросы овладения навыком  чтения детьми с нарушением интеллекта, достаточно подробно, отражены в работах  таких авторов и методистов, как  А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, З. Н. Смирнова, Н. К. Сорокина и др. Все авторы отмечают, что овладение навыком чтения детьми данной категории, особенно на начальном этапе их обучения (1–2 классы), является специфическим. Вместе с тем, большой пропедевтический период, длительность букварного и послебукварного периодов позволяют большинству учащихся с нарушением интеллекта овладеть всеми звуками, буквами, графемами русского языка, а также различными по сложности слоговыми структурами. Тщательная и целенаправленная работа учителей и логопедов помогает сформировать у учащихся навыки работы над текстом. Поэтому большинство третьеклассников овладевают умениями и навыками по чтению, предусмотренными школьной программой: они читают, понимают смысл прочитанного и могут ответить на вопросы учителя; у них формируются общедидактические умения, а также навыки, связанные с мыслительными операциями; они способны с помощью учителя анализировать текст, находить нужную информацию, сравнивать материалы прочитанного, проводить классификацию событий и явлений, содержащихся в текстах учебника, обобщать материалы прочитанного.

Информация о работе Методические аспекты формирования навыков чтения у учеников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида