Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:18, курсовая работа
В настоящее время актуальна проблема формирования у учащихся правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, т.к. в последние годы в стране наблюдается значительный рост количества учащихся, которые не могут за период обучения в начальных классах в полной мере овладеть полноценными навыками чтения. Эта проблема особенно остро проявляется в специальной школе VIII вида, т.к. процесс формирования навыков чтения у умственно отсталых учащихся протекает замедленно и отличается своеобразием. Несформированность процесса чтения, а именно: неумение читать правильно, бегло, выразительно и сознательно приводит к тому, что у младших школьников возникают нарушения письменной речи.
Введение……………………………………………………………………….…………3
Глава I.
Специфика работы в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида…………………………………………………………………….…………….6
Формирование навыков чтения у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида……………………...………….……….........……..9
Особенности диалогической речи у умственно отсталых детей в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида…………………………………16
Выводы по Главе I……………………………………………………………………...23
Глава II. Методические аспекты формирования навыков чтения у учеников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида……………….25
2.1. Урок литературного чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида……………………………………………………………………………………...25
2.2. Методические рекомендации к работе на уроках литературного чтения в старших классах………………………………………………………………………..29
2.3. Примеры работы по чтению с детьми по частям и анализ текста……………………………………………………………………………………31
Выводы по Главе II……………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы………………………………………………….37
Особенность художественной литературы заключается в том, чтобы отразить окружающую жизнь и деятельность человека в художественно-образной форме. Художественная литература играет огромную роль в нравственном воспитании, она воздействует не только на мысли читателя, но и на его чувства, побуждает задуматься о мотивах поведения людей, заставляя тем самым заглянуть в собственную душу, анализировать свои собственные поступки. Раскрыть нравственно-эстетические аспекты художественного произведения учителю удается лишь в том случае, если он помогает ребенку постичь тайны художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Это невозможно без развития внимания к слову, с помощью которого создается художественный образ. При работе с литературным произведением, учитывается не только его нравственно-этическая направленность, но и коммуникативно-познавательная. Коммуникативная направленность урока литературного чтения позволяет развивать на уроке такие виды речевой деятельности, как чтение, говорение, слушание (умение анализировать речь во время ее восприятия) и важнейшие речевые умения (полно и кратко пересказывать текст, составлять план, выделять главную мысль и др.).
Предполагается, что к 5 классу умственно отсталый ученик уже должен овладеть навыком правильного чтения целыми словами, понимая прочитанное (т. е. происходит процесс взаимосвязи техники чтения и понимания читаемого). Целенаправленные упражнения на развитие техники чтения продолжают оставаться одними из важнейших на уроке (многократное прочтение текста с различными заданиями, речевые разминки и т. п.), но первостепенное значение придается осознанию ребенком содержательной стороны читаемого текста. Важнейшим показателем познавательной результативности чтения выступает понимание произведения. Развитие навыка осознанного чтения предполагает включение в урок воображаемого общения (диалог с писателем, героями произведения), создание коммуникативно-речевых ситуаций в процессе чтения произведения и реального общения детей друг с другом и с педагогом.
Коммуникативный подход на уроке литературного чтения нацеливает учителя на выделение в тексте таких фрагментов, которые помогли бы ребенку наглядно представить коммуникативные пары (говорящий – слушающий); понять каковы цели и средства общения; обратить внимание на речь автора, авторскую оценку персонажа, картины; отбор языковых средств, используемых в различных стилях общения.
В силу специфики обучающихся
в школе VIII вида детей программа
не ставит задачу усвоения литературоведческих
понятий школьниками, но некоторые
представления о жанрах, о художественных
средствах языка учащиеся получают
в процессе практической работы с
различными художественными
Урок литературного чтения (с 7 класса) предусматривает знакомство с биографией писателя. Учитель рассказывает детям интересные эпизоды из жизни писателя, истории, связанные с созданием произведения. Подобранный материал должен быть интересен детям, призван помочь им ориентироваться в содержании произведения. Материал о жизни и творчестве писателя целесообразно предлагать старшеклассникам в форме беседы, диалога с классом, подготовленных во внеурочное время мини-докладов.
Учитель должен выступать в роли собеседника, стимулировать детей к творчеству, давать возможность выразить свои мысли. На уроке необходима постоянная стимуляция учащихся словами: «Докажи, объясни, а ты как считаешь, согласен ли ты, почему не согласен, какая у тебя точка зрения и т. п.». Задача педагога научить ребенка не бояться своих слов, уметь высказать свои мысли, уметь выслушать мысли другого.
Диалог является одновременно целью и средством обучения. Организуя учебный процесс в виде урока – диалога, учитель реализует основную задачу урока – способствовать развитию речи учащихся. Это тем более важно, так как на современном этапе общество обращает внимание на воспитание человека общительного, коммуникабельного. В специальной (коррекционной) школе не всегда можно полностью построить урок в виде диалога, но использовать элементы такого урока на определенных этапах возможно и необходимо.
На уроке используют такие задания:
– рассказывание и обсуждение случаев из личной жизни;
– обсуждение описанных в тексте событий;
– драматизация;
– беседа в форме вопросов и ответов;
– игры с использованием простейших форм диалога (вопросно-ответных, хоровых ответов);
– экскурсии;
– моделирование реальных ситуаций [7].
Основная образовательная задача учителя на уроке литературного чтения заключается в том, чтобы закрепить у учащихся навыки правильного, осознанного и выразительного чтения; научить осмысленно воспринимать художественное произведение, понимать содержание, заключенное в художественных образах. Одна из воспитательных задач учителя – помочь школьникам полюбить чтение, вызвать у них желание читать книги, пробудить внутреннюю потребность в общении, вызвать интерес к собеседнику, желание поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями с товарищами, с учителем. Через анализ художественных образов учитель раскрывает детям богатства окружающего мира и человеческих отношений, понимание прекрасного в жизни, формирует его собственное видение действительности. Именно на это нацелена предлагаемая нами практико-ориентированная методика развития коммуникативных умений умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения.
2.2 Методические рекомендации к работе на уроках литературного чтения в старших классах.
Схема урока, проводимого
с применением практико-
• Прочитайте название произведения (В. Астафьев «Осенние грусти», Г. Скребицкий «Добро пожаловать!», 5 класс).
– Как вы думаете, произведение с таким названием будет веселым или грустным?
– Почему вы так решили?
• Прочитайте название произведения («Как наказали медведя», тофаларская сказка, 5 класс).
– Можно ли после названия этого произведения поставить вопросительный знак?
– Почему вы думаете, что можно? Прочитайте, как будет звучать название в этом случае. Давайте сравним два варианта. Как вы думаете, кто бы мог наказать медведя?
За что можно наказать медведя? Как можно наказать медведя? Давайте порассуждаем.
– А теперь прочитаем сказку и узнаем, почему не поставлен вопросительный знак в названии сказки, что же там произошло на самом деле, и кто из вас был ближе всего к правильному ответу. [14]
2.3. Примеры работы по чтению с детьми по частям и анализ текста.
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день…
- Как вы понимаете фразу: “Уж небо осенью дышало”?
- О каких приметах осени
Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась…
- Как эту фразу можно сказать другими словами?
Ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу…
- Перечисли приметы осени.
Приближалась довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора.
- Замените слово “скучная” другим словом.
- Как понять: “стоял ноябрь уж у двора”?
- О какой поре осени идёт речь ( ранняя, поздняя)?
2. Повторное чтение текста учащимися.
- У вас в руках текст стихотворения. Жирным шрифтом обозначены слова, которые нужно выделить голосом.
/- обозначает короткую паузу,
// - длинную паузу.
(Дети читают стихотворения
Уж небо осенью дышало, //
Уж реже / солнышко/ блистало,//
Короче становился / день,
//
Лесов / таинственная сень
/
С печальным шумом / обнажалась, //
Ложился на поля туман, //
Гусей крикливых караван
/
Тянулся к югу: // приближалась /
Довольно скучная пора; //
Стоял / ноябрь уж / у двора.//
А. С. Пушкин.
На данном уроке чтения (А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…») были использованы следующие приёмы:
Использование данных приёмов позволило учащимся эффективно усвоить тему урока и способствовало формированию у них полноценного навыка чтения.
3. Прочитайте название
– Как вы понимаете выражение «золотые руки»? Как вы думаете, о чем будет сказка с таким названием?
4. Прочитайте название произведения (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь», 7 класс).
– Можно ли по названию произведения точно определить его жанр?
– Можно ли из названия узнать, кто будут главные герои этого произведения?
– Можно ли сказать, какими будут эти герои, положительными или отрицательными? Почему?
– Все ли слова из названия сказки вам понятны? Какие слова вам не знакомы? Спросите о значении этих слов у одноклассников или посмотрите в словаре.
5. Прочитайте название произведения (А.П. Чехов «Злоумышленник», 9 класс).
– Как вы думаете, о каком человеке так говорят? Из каких двух слов состоит это слово? Если вы не знаете, то спросите у одноклассников.
– Как вы думаете, о ком
будет рассказ с таким
– Правы вы или нет, мы узнаем, прочитав рассказ, и постараемся объяснить, почему автор выбрал именно такое название.
Вывод по главе II
Наиболее продуктивной формой
учебного общения является диалог,
а наиболее адекватной формой урока
для решения задач, связанных
с анализом текста и развитием
коммуникативной функции речи умственно
отсталых школьников, является урок-диалог.
Причем диалог на уроке должен быть
не «дидактический» – приводящий
к результату, который заранее
известен одному из собеседников, а
«сократический» – с
На различных этапах работы с произведением используются задания, направленные на развитие смысловой догадки, умения анализировать поступки героев, их характер, и на основе этого прогнозировать дальнейшее поведение. Например, перед началом чтения можно прогнозировать жанр, тему, сюжет, эмоциональный характер произведения, опираясь на заглавие или иллюстрацию.
Сейчас используются масса различных способов, подходов к работе с учениками в формирование навыков чтения, и учитель должен сам выбирать подход к каждой группе учеников индивидуально, т.к. все они эффективны [22].
Заключение
Одной из актуальных проблем современной педагогики, характерной для всего мира, является проблема трудностей в обучении, и в частности – обучения чтению.
Целью нашего исследования было изучение формирование навыков чтения у учеников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.
Было изучено состояние проблемы в общей и специальной методической литературе, при этом были выявлены особенности воспитания навыков чтения у учащихся с недостатками интеллекта.