Методические аспекты формирования навыков чтения у учеников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время актуальна проблема формирования у учащихся правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, т.к. в последние годы в стране наблюдается значительный рост количества учащихся, которые не могут за период обучения в начальных классах в полной мере овладеть полноценными навыками чтения. Эта проблема особенно остро проявляется в специальной школе VIII вида, т.к. процесс формирования навыков чтения у умственно отсталых учащихся протекает замедленно и отличается своеобразием. Несформированность процесса чтения, а именно: неумение читать правильно, бегло, выразительно и сознательно приводит к тому, что у младших школьников возникают нарушения письменной речи.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…………3
Глава I.
Специфика работы в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида…………………………………………………………………….…………….6
Формирование навыков чтения у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида……………………...………….……….........……..9
Особенности диалогической речи у умственно отсталых детей в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида…………………………………16
Выводы по Главе I……………………………………………………………………...23
Глава II. Методические аспекты формирования навыков чтения у учеников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида……………….25
2.1. Урок литературного чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида……………………………………………………………………………………...25
2.2. Методические рекомендации к работе на уроках литературного чтения в старших классах………………………………………………………………………..29
2.3. Примеры работы по чтению с детьми по частям и анализ текста……………………………………………………………………………………31
Выводы по Главе II……………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Готовая АНЯ курсовая!!.docx

— 74.02 Кб (Скачать файл)

Особенность художественной литературы заключается в том, чтобы  отразить окружающую жизнь и деятельность человека в художественно-образной форме. Художественная литература играет огромную роль в нравственном воспитании, она воздействует не только на мысли  читателя, но и на его чувства, побуждает  задуматься о мотивах поведения  людей, заставляя тем самым заглянуть  в собственную душу, анализировать  свои собственные поступки. Раскрыть нравственно-эстетические аспекты  художественного произведения учителю  удается лишь в том случае, если он помогает ребенку постичь тайны  художественного образа, через который  автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Это невозможно без развития внимания к слову, с помощью которого создается художественный образ. При работе с литературным произведением, учитывается не только его нравственно-этическая направленность, но и коммуникативно-познавательная. Коммуникативная направленность урока литературного чтения позволяет развивать на уроке такие виды речевой деятельности, как чтение, говорение, слушание (умение анализировать речь во время ее восприятия) и важнейшие речевые умения (полно и кратко пересказывать текст, составлять план, выделять главную мысль и др.).

Предполагается, что к 5 классу умственно отсталый ученик уже должен овладеть навыком правильного чтения целыми словами, понимая прочитанное (т. е. происходит процесс взаимосвязи  техники чтения и понимания читаемого). Целенаправленные упражнения на развитие техники чтения продолжают оставаться одними из важнейших на уроке (многократное прочтение текста с различными заданиями, речевые разминки и т. п.), но первостепенное значение придается осознанию ребенком содержательной стороны читаемого текста. Важнейшим показателем познавательной результативности чтения выступает понимание произведения. Развитие навыка осознанного чтения предполагает включение в урок воображаемого общения (диалог с писателем, героями произведения), создание коммуникативно-речевых ситуаций в процессе чтения произведения и реального общения детей друг с другом и с педагогом.

Коммуникативный подход на уроке литературного чтения нацеливает учителя на выделение в тексте таких фрагментов, которые помогли  бы ребенку наглядно представить  коммуникативные пары (говорящий  – слушающий); понять каковы цели и  средства общения; обратить внимание на речь автора, авторскую оценку персонажа, картины; отбор языковых средств, используемых в различных стилях общения.

В силу специфики обучающихся  в школе VIII вида детей программа  не ставит задачу усвоения литературоведческих  понятий школьниками, но некоторые  представления о жанрах, о художественных средствах языка учащиеся получают в процессе практической работы с  различными художественными произведениями. Школьники накапливают элементарные представления о сказке, стихотворении, рассказе, басне, балладе, былине; наблюдают за рифмой и ритмом поэтических произведений; за изобразительно-выразительными средствами языка. В активный словарь школьников вводятся такие термины как: «народное» и «литературное» произведение, «персонаж», «жанр», «мотив», «сюжет» и т. д. С помощью учителя школьники находят в тексте сравнения, описания и др.

Урок литературного чтения (с 7 класса) предусматривает знакомство с биографией писателя. Учитель рассказывает детям интересные эпизоды из жизни  писателя, истории, связанные с созданием  произведения. Подобранный материал должен быть интересен детям, призван  помочь им ориентироваться в содержании произведения. Материал о жизни и  творчестве писателя целесообразно  предлагать старшеклассникам в форме  беседы, диалога с классом, подготовленных во внеурочное время мини-докладов.

Учитель должен выступать  в роли собеседника, стимулировать  детей к творчеству, давать возможность  выразить свои мысли. На уроке необходима постоянная стимуляция учащихся словами: «Докажи, объясни, а ты как считаешь, согласен ли ты, почему не согласен, какая  у тебя точка зрения и т. п.». Задача педагога научить ребенка не бояться  своих слов, уметь высказать свои мысли, уметь выслушать мысли  другого.

Диалог является одновременно целью и средством обучения. Организуя  учебный процесс в виде урока  – диалога, учитель реализует  основную задачу урока – способствовать развитию речи учащихся. Это тем  более важно, так как на современном  этапе общество обращает внимание на воспитание человека общительного, коммуникабельного. В специальной (коррекционной) школе  не всегда можно полностью построить  урок в виде диалога, но использовать элементы такого урока на определенных этапах возможно и необходимо.

На уроке используют такие задания:

– рассказывание и обсуждение случаев из личной жизни;

– обсуждение описанных  в тексте событий;

– драматизация;

– беседа в форме вопросов и ответов;

– игры с использованием простейших форм диалога (вопросно-ответных, хоровых ответов);

– экскурсии;

– моделирование реальных ситуаций [7].

Основная образовательная  задача учителя на уроке литературного  чтения заключается в том, чтобы  закрепить у учащихся навыки правильного, осознанного и выразительного чтения; научить осмысленно воспринимать художественное произведение, понимать содержание, заключенное в художественных образах. Одна из воспитательных задач учителя – помочь школьникам полюбить чтение, вызвать у них желание читать книги, пробудить внутреннюю потребность в общении, вызвать интерес к собеседнику, желание поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями с товарищами, с учителем. Через анализ художественных образов учитель раскрывает детям богатства окружающего мира и человеческих отношений, понимание прекрасного в жизни, формирует его собственное видение действительности. Именно на это нацелена предлагаемая нами практико-ориентированная методика развития коммуникативных умений умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методические рекомендации к работе на уроках литературного чтения в старших классах.

Схема урока, проводимого  с применением практико-ориентированной  методики, включает в себя традиционные этапы. После подготовительной работы к восприятию произведения, словарной  работы, первого чтения текста учителем и чтения текста учащимися осуществляется постоянное обращение к тексту, в  связи с его анализом. Выборочное чтение, с целью обоснования своего мнения, выбора и объяснения незнакомых слов, актуализирует имеющиеся у  учащихся знания. На каждом этапе работы с художественным произведением  предусматриваются задания, ориентированные  на общение учащихся с учителем и  друг с другом. На уроке постоянно  создаются ситуации участия ребенка  в разрешении нравственных коллизий, его сопереживания героям и эмоционального отклика на происходящие события. Для  осуществления индивидуально-дифференцированного  подхода в обучении класс, как  уже говорилось выше, условно делится  на группы по уровню сформированности коммуникативных умений. Продемонстрируем применение практико-ориентированной методики на примере изучения отрывков из программных произведений 5–9 классов.

• Прочитайте название произведения (В. Астафьев «Осенние грусти», Г. Скребицкий «Добро пожаловать!», 5 класс).

– Как вы думаете, произведение с таким названием будет веселым или грустным?

– Почему вы так решили?

• Прочитайте название произведения («Как наказали медведя», тофаларская сказка, 5 класс).

– Можно ли после названия этого произведения поставить вопросительный знак?

– Почему вы думаете, что можно? Прочитайте, как будет звучать название в этом случае. Давайте сравним два варианта. Как вы думаете, кто бы мог наказать медведя?

За что можно  наказать медведя? Как можно наказать медведя? Давайте порассуждаем.

– А теперь прочитаем сказку и узнаем, почему не поставлен вопросительный знак в названии сказки, что же там произошло на самом деле, и кто из вас был ближе всего к правильному ответу. [14]

 

2.3. Примеры работы по чтению с детьми по частям и анализ текста.

 

    1. Чтение текста по частям и его анализ.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день…

- Как вы понимаете фразу: “Уж  небо осенью дышало”?

- О каких приметах осени говорит  автор?

Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась…

- Как эту фразу можно сказать  другими словами?

Ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу…

- Перечисли приметы осени.

Приближалась  довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора.

- Замените слово “скучная”  другим словом.

- Как понять: “стоял ноябрь уж  у двора”?

- О какой поре осени идёт  речь ( ранняя, поздняя)?

 

2. Повторное чтение текста учащимися.

- У вас в руках текст стихотворения. Жирным шрифтом обозначены слова, которые нужно выделить голосом.

/- обозначает короткую паузу,

// - длинную паузу.

(Дети читают стихотворения два  раза, затем учащиеся читают у  доски.)

Уж небо осенью дышало, // 
Уж реже / солнышко/ блистало,// 
Короче становился / день, // 
Лесов / таинственная сень / 
С печальным шумом / обнажалась, // 
Ложился на поля туман, // 
Гусей крикливых караван / 
Тянулся к югу: // приближалась / 
Довольно скучная пора; // 
Стоял / ноябрь уж / у двора.//

 
А. С. Пушкин.

На данном уроке чтения (А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…») были использованы следующие приёмы:

  • подбор слов, близких по смыслу (развитие речи, обогащение словарного запаса);
  • чтение стихотворных строк с различной интонацией, выделение в тексте слов, на которые падает логическое ударение, выделение логических пауз (формирование выразительности и правильности чтения);
  • чтение стихотворения с использованием мнемонических приёмов, дидактическая игра (формирование осознанности чтения ) и др.

Использование данных приёмов  позволило учащимся эффективно усвоить  тему урока и способствовало формированию у них полноценного навыка чтения.

        3. Прочитайте название произведения («Золотые руки» башкирская сказка, 5 класс).

– Как вы понимаете выражение  «золотые руки»? Как вы думаете, о  чем будет сказка с таким названием?

4. Прочитайте  название произведения (А.С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь», 7 класс).

– Можно ли по названию произведения точно определить его жанр?

– Можно ли из названия узнать, кто будут главные герои этого  произведения?

– Можно ли сказать, какими будут эти герои, положительными или отрицательными? Почему?

– Все ли слова из названия сказки вам понятны? Какие слова  вам не знакомы? Спросите о значении этих слов у одноклассников или посмотрите в словаре.

5. Прочитайте  название произведения (А.П. Чехов  «Злоумышленник», 9 класс).

– Как вы думаете, о каком  человеке так говорят? Из каких двух слов состоит это слово? Если вы не знаете, то спросите у одноклассников.

– Как вы думаете, о ком  будет рассказ с таким названием?

– Правы вы или нет, мы узнаем, прочитав рассказ, и постараемся  объяснить, почему автор выбрал именно такое название.

 

Вывод по главе  II

Наиболее продуктивной формой учебного общения является диалог, а наиболее адекватной формой урока  для решения задач, связанных  с анализом текста и развитием  коммуникативной функции речи умственно  отсталых школьников, является урок-диалог. Причем диалог на уроке должен быть не «дидактический» – приводящий к результату, который заранее  известен одному из собеседников, а  «сократический» – с использованием рассуждения, доказательства, спора. Именно такой диалог стимулирует формирование позиции читателя, развивает речь школьников, мышление, воображение  и т. п. Урок-диалог может быть начат  с вопроса ученика, его несогласия с чем либо, его позицией и видением предмета, хотя чаще всего такой урок начинает учитель, ставя перед детьми задачу, проблему, вопрос.

На различных этапах работы с произведением используются задания, направленные на развитие смысловой догадки, умения анализировать поступки героев, их характер, и на основе этого прогнозировать дальнейшее поведение. Например, перед началом чтения можно прогнозировать жанр, тему, сюжет, эмоциональный характер произведения, опираясь на заглавие или иллюстрацию.

Сейчас используются масса  различных способов, подходов к работе с учениками в формирование навыков чтения, и учитель должен сам выбирать подход к каждой группе учеников индивидуально, т.к. все они эффективны [22].

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Одной из актуальных проблем  современной педагогики, характерной  для всего мира, является проблема трудностей в обучении, и в частности  – обучения чтению.

Целью нашего исследования было изучение формирование навыков чтения у учеников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

Было изучено состояние  проблемы в общей и специальной  методической литературе, при этом были выявлены особенности воспитания навыков чтения у учащихся с недостатками интеллекта.

Информация о работе Методические аспекты формирования навыков чтения у учеников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида