Методические аспекты формирования навыков чтения у учеников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время актуальна проблема формирования у учащихся правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, т.к. в последние годы в стране наблюдается значительный рост количества учащихся, которые не могут за период обучения в начальных классах в полной мере овладеть полноценными навыками чтения. Эта проблема особенно остро проявляется в специальной школе VIII вида, т.к. процесс формирования навыков чтения у умственно отсталых учащихся протекает замедленно и отличается своеобразием. Несформированность процесса чтения, а именно: неумение читать правильно, бегло, выразительно и сознательно приводит к тому, что у младших школьников возникают нарушения письменной речи.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…………3
Глава I.
Специфика работы в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида…………………………………………………………………….…………….6
Формирование навыков чтения у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида……………………...………….……….........……..9
Особенности диалогической речи у умственно отсталых детей в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида…………………………………16
Выводы по Главе I……………………………………………………………………...23
Глава II. Методические аспекты формирования навыков чтения у учеников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида……………….25
2.1. Урок литературного чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида……………………………………………………………………………………...25
2.2. Методические рекомендации к работе на уроках литературного чтения в старших классах………………………………………………………………………..29
2.3. Примеры работы по чтению с детьми по частям и анализ текста……………………………………………………………………………………31
Выводы по Главе II……………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Готовая АНЯ курсовая!!.docx

— 74.02 Кб (Скачать файл)

Итак, полноценный навык  чтения характеризуется следующими качествами: беглостью, выразительностью, осознанностью. Процесс формирования каждого качества у умственно  отсталых учащихся протекает достаточно своеобразно.

Чтобы читать выразительно, чётко, нужна содружественная работа речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата. Для постановки правильного дыхания проводилась дыхательная гимнастика. Только чтение вслух даёт возможность выработать у детей умение читать выразительно, показать красоту, ритм и напевность стиха, выявить особенности речи действующих лиц.

Для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя использовалось хоровое чтение какой-либо части  произведения. Прием подражания образцу  выразительного чтения оставался ведущим. Наиболее эффективным являлось чтение по ролям.

Навык беглого чтения достигался при помощи прогнозирования буквенно-словесного выражения и смыслового содержания слова. Поэтому детей тренировали  в узнавании звукобуквенного образа слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы. Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности ребят в процессе обучения чтению. Для формирования беглости чтения, так же как и любого другого его качества, важна многократность упражнений в самом чтении.

С учащимися с низким уровнем  сформированности навыков чтения работа должна проводиться индивидуально.

Учитывая сложность работы по воспитанию навыков чтения для  умственно отсталых детей, быструю  потерю интереса к ней использовались дополнительные игровые приемы, активизирующие речь школьников и их заинтересованность.

Положительные тенденции  при формировании навыков чтения у умственно отсталых учащихся подтверждают необходимость проведения специально организованной коррекционной работы с применением приёмов и методов, учитывающих особенности мыслительной деятельности, зрительного восприятия, фонематического развития.

Гипотеза, поставленная в  начале работы, о том, что воспитание у учащихся с недостатками интеллекта полноценного навыка чтения будет проходить  эффективнее при организации  коррекционной работы по развитию таких  качеств как правильность, осознанность, беглость, выразительность с учётом дефектов фонематического восприятия, зрительной памяти, мыслительной деятельности нашла своё практическое подтверждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 380 с.
  2. Аксенова А.К. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. М. «Просвещение», 2003
  3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1999. -159с.
  4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. -400с.
  5. Андреев В.Ф. Золотая книга этикета. Москва «Вече», 2004.
  6. Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в 5-11 классах: тематические игротеки, конкурсы, викторины, диско – вечера. Выпуск 2. – Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Васильева Е.В. Души прекрасные порывы: классные часы на нравственные и патриотические темы. 5-7 классы. Волгоград: Учитель, 2008.
  8. Великородная В.А. и др. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию:    5 -11 классы. – М.: ВАКО, 2006
  9. Волкова, Л.С., С.Н. Шаховская. «Логопедия»   – М.: Просвещение, 2002.
  10. Воронкова В.В., С.А. Казакова. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специально (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Москва. ВЛАДОС, 2006.
  11. Галунчикова Н.Г., Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва Просвещение 2005.
  12. Герасименко Н.А. Русский язык. Имя числительное: Тематическая тетрадь. М.: Дрофа, 2003
  13. Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2003. - №4.
  14. Гончарова Н.М. и др. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах. Волгоград: Учитель, 2007.
  15. Евтушенко И.В. Гражданско-правовое воспитание в специальной (коррекционной) школе – интернате VIII вида.- М.: В. Секачев, 2008.
  16. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  17. Иванов Е.С. Что такое умственная отсталость – СПб., 2000
  18. Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция – М.: Педагогика, 2000.
  19. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. М., 2007
  20. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – М.: ИНИОН, 2002.
  21. Никитина В.А.Социальная педагогика / Под ред. – М, 2000
  22. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: уч. пособие для студентов вузов. - М.: Изд. центр «Академкнига», 2007
  23. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – М.:  Просвещение, 2006. – 180 с.
  24. Прокопенко М.Е. Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.
  25. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2008.
  26. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001. - 237 с.
  27. Ушакова О. С., Методика развития речи детей дошкольного возраста / М., "Владос", 2003.
  28. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Занятия дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: Вако, 2005 - 208 с.
  29. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. - М.; Вако, 2005.
  30. Шабалкова  Т.П. Сборник диктантов и изложений . 5-9 классы: коррекционное обучение. Волгоград: Учитель, 2007.
  31. Шишкова М. И. Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида / Коррекционная педагогика. – 2007. – №1.

 

 


Информация о работе Методические аспекты формирования навыков чтения у учеников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида