Методические основы работы с текстами различной функциональной направленности на уроках русского языка в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:36, дипломная работа

Описание работы

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Провести анализ программ на наличие материала по развитию речи с помощью работы над различными типами текстов.
Выявить специфику использования текстов в процессе обучения родному языку
Рассмотреть методические основы работы с текстами различных функциональных типов

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА I. Лингвистические основы работы с текстом………………….….5
Основные понятия теории текста………………………………………… 5
Функциональное разнообразие типов текстов…………………..………10
ГЛАВА II. Методические основы работы с текстами различной функциональной направленности на уроках русского языка в 3 классе ………………………………………………………..….…………………………19
2.1. Аспектный анализ программ и школьных учебников……………………..19
2.2. Функциональные типы текстов на уроках русского языка в 3 классе: специфика работы…………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………..34
Список литературы………………………………………………………………36
Приложение……………………………………………………………………..…39

Файлы: 1 файл

Курсловая дипломная.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление  

Введение...................................................................................................................3  
ГЛАВА I. Лингвистические основы работы с текстом………………….….5

    1. Основные понятия теории текста………………………………………… 5
    2. Функциональное разнообразие типов текстов…………………..………10

ГЛАВА II. Методические основы работы с текстами различной функциональной направленности на уроках русского языка в 3 классе ………………………………………………………..….…………………………19

2.1. Аспектный анализ программ и школьных учебников……………………..19

2.2. Функциональные типы текстов на уроках русского языка в 3 классе: специфика работы…………………………………………………………………25

Заключение………………………………………………………………………..34

Список литературы………………………………………………………………36

Приложение……………………………………………………………………..…39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Русский язык является одним  из ведущих предметов гуманитарного  цикла в системе школьного  образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества. Вместе с тем, очевидно, что положение с обучением предмету «русский язык» в школе требует к себе  серьёзного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне развивает орфографическую и пунктуационную зоркость у учащихся, недостаточно формирует навыки и умения в специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о языке даются изолированно и  не используются для формирования практической речевой деятельности на уроке. Выпускник 4 класса успешно справляется с пересказом и решением тестовых заданий, однако написание  текстового фрагмента: изложения или сочинения - вызывает у учащегося затруднения. Данная проблема возникает ещё и потому, что в реальной жизни ребенок в первую очередь сталкивается с различными стилевыми разновидностями текстов, особенно в средствах массовой информации, а навыки восприятия, понимания, интерпретации и обработки у него не развиты.  Ученик не может проанализировать текст, сопоставить его с другим отрывком, выявив при этом проблему, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты, не может ответить на вопросы по содержанию. Сложности у учащегося вызывает и само написание.

Обучение должно быть нацелено на активное владение образной речью. Задача уроков русского языка - стимулировать творчество учащихся, развивать их наблюдательность, творческое воображение, вдумчивое обращение со всеми средствами языка, научить выразительно говорить и писать. Приемы художественной речи широко используются и в публицистике, и в научно- популярной разновидности научного стиля. Владение образной речью необходимо каждому культурному человеку.

Все вышесказанное послужило  основанием для выбора темы исследования «Работа над различными функциональными  типами текстов на уроках русского языка в 3 классе».

Проблема исследования - каковы возможности уроков русского языка в работе над текстами различной функциональной направленности.

Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.

Объект исследования – развитие связной речи учащихся начальных классов на уроках русского языка.

Предмет исследования – работа над различными функциональными типами текстов.

В качестве гипотезы исследования выступило следующее предположение: использование текстов различной функциональной направленности будет способствовать развитию речи на уроках русского языка в 3 классе.

 В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ программ на наличие материала по развитию речи с помощью работы над различными типами текстов.
  2. Выявить специфику использования текстов в процессе обучения родному языку
  3. Рассмотреть методические основы работы с текстами различных функциональных типов
  4. Рассмотреть формы, методы и приемы работы с текстом.

Методологической основой  исследования являются лингвистические основы работы с текстами  различных функциональных типов.

Методы исследования – сравнительно-обобщительный, анализ литературы,  изучение педагогического опыта, методы обработки данных.

Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Лингвистические  основы работы с текстом

 

 

 

    1. Основные понятия теории текста

 

 

 

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе  имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке, формирует  у них языковые и речевые умения. Это так называемые специальные цели его преподавания. На современном этапе развития лингвистической, дидактической и методической науки указанные цели реализуются в рамках компетентностного подхода в преподавании русского языка в школе, т.е. заключаются в формировании языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся.

В то же время процесс  формирования и развития указанных  видов компетенции включает в  себя изучение и детальный анализ единиц языка, средств выражения  мысли – слов (лексических единиц), различных лексико-грамматических конструкций, словосочетаний и предложений и наряду с этим необходимость наблюдать и отслеживать их функционирование в речи. Правомерно отметить, что функциональные особенности языковых единиц, а также их использование в процессе речевой деятельности целесообразно рассматривать и исследовать на примере конкретных, надлежащим образом оформленных речевых произведений – текстов.

В связи с этим на первом этапе нашего исследования необходимо:

1) определить, что же  представляет собой текст как  объект лингвистического и речеведческого исследования,

2) выявить значимые текстовые  категории – основные признаки  и свойства,

3) установить, в чем заключается  специфика текстов, предлагаемых  для использования на уроках  русского языка в начальных классах.

Общее представление о том, что такое текст, имеет подавляющее большинство   учащихся   начальной   школы. Это и не удивительно. Ведь каждый из них, как   собственно и любой человек в современном мире, не замечая  и   порой,   не осознавая этого,   живет  среди   текстов   и   сам  то  и дело вынужден создавать их.

Полная информация относительно понятия  «текст» представлена в различных  лингвистических словарях русского языка – толковых, этимологических  и т.д. Анализ этих сведений необходим, прежде всего, для демонстрации и описания собственно семантической базы, которая легла в основу научного исследования текста.

Если обратиться к информации, зафиксированной в толковых словарях русского языка, то мы встретим достаточно общее определение текста как элемента языковой и экстралингвистической действительности. Например, в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова предлагается следующее толкование слова «текст»:

1. Всякая записанная  речь (литературное произведение, сочинение,  документ, а  также  часть,   отрывок   из  них). Текст  сочинений  Пушкина.    Подлинный текст. Текст оперы.

2. В лингвистике: внутренне  организованная последовательность  отрезков письменного произведения  или записанной либо звучащей  речи, относительно законченной по своему содержанию и строению. Теория текста.  
3. В полиграфии: основная часть печатного набора. [24, Ожегов С.И., 1993]

Свое определение дал И. Р. Гальперин и оно считается по праву самым полным, раскрывающим всю сущность понятия: «Текст - это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую направленность и прагматическую установку. Текст - это некий снятый момент процесса, в котором все динстиктивные признаки объекта обозначаются с большей или меньшей степенью отчётливости». [6, Гальперин И. Р., 2001]

У каждого учёного, занимающегося  исследованием текста, своё представление  о данном понятии, и каждый даёт своё определение, в котором стремится  найти место текста  в  системе языка и речи и вычленить собственные текстовые категории, присущие только этой единице.

Например, в «Этимологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского: «Текст – заимствован в XVIII в. из нем. яз., где text < лат. Textus – словесное  единство < ткань – производное от texo – тку». [28, Шанский Н.М., 1993]

  1. Но это лишь одно из немногих, хотя и наиболее, быть может, емких, определений. В настоящее время в лингвистике текст характеризуется с разных позиций. Например, с точки зрения системы языка – как «единица высшего уровня системы языка (фонема – морфема – слово – словосочетание – предложение – текст). Текст имеет план выражения и план содержания». Мы согласны с большинством лингвистов, которые считают, что тексты существуют не только в письменной, но и в устной форме.

Таким образом, семантическое  ядро понятия «текст» - ткань, строение, связь – указывает на специфику  взаимодействия структурных и смысловых  элементов анализируемой единицы, а также представляет собой семантическую  базу, которая обусловливает характер лингвистического и методического исследования текста как уникального факта языковой и внеязыковой действительности.

Интерес к тексту как  объекту научного (прежде всего методического) исследования возник еще в XIX века. Он нашел отражение в трудах выдающихся педагогов и методистов того времени – Ф.И. Буслаева, Н.Ф. Бунакова, Л.И. Поливанова, К.Д. Ушинского, В.И. Чернышева и других. Однако текст определялся этими учеными исключительно как единица обучения, как эффективное дидактическое средство, способствующее, с одной стороны, более глубокому и конструктивному постижению сути грамматического материала, а с другой – развитию связной и грамотной речи учащихся. К примеру, Ф.И. Буслаев писал: «Все грамматическое учение должно быть основано на чтении писателя (т.е. на работе с образцовыми текстами, преимущественно отрывками из художественной литературы). Главная задача состоит в том, чтобы дети ясно понимали прочтенное и умели правильно выражаться словесно и письменно. Грамматика, даже как руководство к искусству правильного употребления языка, должна исходить из чтения, разговора и письма (т.е. постигаться в ходе работы с письменным текстом, в процессе устного выступления и при составлении собственного речевого высказывания)»

Таким образом, по мысли  Ф.И. Буслаева, любые грамматические правила и понятия должны изучаться в связи с каким-либо видом речевой деятельности. И в данном случае работа с текстом имеет основополагающее значение для процесса развития связной и грамотной речи учащихся, формирования у них коммуникативных умений и навыков.

Собственно лингвистический  интерес к тексту обозначился  в конце XIX – первой половине XX века. Данная тенденция явно прослеживается в работах крупнейших отечественных  филологов и языковедов того времени  – В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, Л.В. Щербы и других.

Именно эти исследователи  стояли у истоков отечественной  лингвистики текста, разработали, сформулировали и теоретически обосновали в своих  работах аналитическую и терминологическую  базу, а также некоторые прикладные аспекты, которые легли в основу последующего изучения текста как собственно лингвистической и коммуникативной единицы.

Вместе с тем не было сформулировано единой точки зрения на то, с каким классом явлений  следует соотносить текст: считать ли его единицей языка, высшим уровнем языковой системы, стоящим над предложением, или рассматривать текст как сугубо речевое явление, так как порождается он в процессе коммуникации и является продуктом речевой деятельности.  
В связи с этим во второй половине ХХ века сформировались два основных направления в изучении текста как объекта собственно лингвистического и речеведческого исследования:

  1. Структурный подход в исследовании текста.
  2. Функциональный подход в исследовании текста.

Первое направление основано на познании грамматической природы текста, описании его грамматических признаков, связано с выявлением, изучением и моделированием внутритекстовых связей, так как текст в данном случае характеризуется как явление, которое занимает высшую ступень в системе языковых единиц (сторонники этой точки зрения – Г.А. Золотова, О.И. Москальская, Е.И. Шендельс и др.).

Второе направление  в исследовании текста связано с  отнесением его к явлениям речевого характера, и поэтому при описании текста делается упор на такие признаки, которые раскрывают его коммуникативные возможности.

Это различие исходных позиций  в исследованиях текста находит  отражение в определениях данного  понятия, которые содержатся в лингвистической  и методической литературе.

Разнообразное  толкование понятия «текст» даёт возможность показать учащимся при анализе конкретного текста закономерности построения всех типов текстов и вести обучение связной речи на основе обобщённого понятия текста, что позволяет формировать текстовые умения сознательным путём.

    1. Функциональное разнообразие типов текстов

 

 

 

Информация о работе Методические основы работы с текстами различной функциональной направленности на уроках русского языка в 3 классе