Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:36, дипломная работа
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Провести анализ программ на наличие материала по развитию речи с помощью работы над различными типами текстов.
Выявить специфику использования текстов в процессе обучения родному языку
Рассмотреть методические основы работы с текстами различных функциональных типов
Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА I. Лингвистические основы работы с текстом………………….….5
Основные понятия теории текста………………………………………… 5
Функциональное разнообразие типов текстов…………………..………10
ГЛАВА II. Методические основы работы с текстами различной функциональной направленности на уроках русского языка в 3 классе ………………………………………………………..….…………………………19
2.1. Аспектный анализ программ и школьных учебников……………………..19
2.2. Функциональные типы текстов на уроках русского языка в 3 классе: специфика работы…………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………..34
Список литературы………………………………………………………………36
Приложение……………………………………………………………………..…39
Оглавление
Введение......................
ГЛАВА I. Лингвистические основы
работы с текстом………………….….5
ГЛАВА II. Методические основы
работы с текстами различной функциональной
направленности на уроках русского языка
в 3 классе ………………………………………………………..….……………
2.1. Аспектный анализ программ и школьных учебников……………………..19
2.2. Функциональные типы текстов на уроках
русского языка в 3 классе: специфика работы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Русский язык является одним
из ведущих предметов
Обучение должно быть нацелено на активное владение образной речью. Задача уроков русского языка - стимулировать творчество учащихся, развивать их наблюдательность, творческое воображение, вдумчивое обращение со всеми средствами языка, научить выразительно говорить и писать. Приемы художественной речи широко используются и в публицистике, и в научно- популярной разновидности научного стиля. Владение образной речью необходимо каждому культурному человеку.
Все вышесказанное послужило основанием для выбора темы исследования «Работа над различными функциональными типами текстов на уроках русского языка в 3 классе».
Проблема исследования - каковы возможности уроков русского языка в работе над текстами различной функциональной направленности.
Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.
Объект исследования – развитие связной речи учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Предмет исследования – работа над различными функциональными типами текстов.
В качестве гипотезы исследования выступило следующее предположение: использование текстов различной функциональной направленности будет способствовать развитию речи на уроках русского языка в 3 классе.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Методологической основой исследования являются лингвистические основы работы с текстами различных функциональных типов.
Методы исследования – сравнительно-обобщительный, анализ литературы, изучение педагогического опыта, методы обработки данных.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Лингвистические основы работы с текстом
Учебный предмет «Русский
язык» в современной школе
имеет познавательно-
В то же время процесс
формирования и развития указанных
видов компетенции включает в
себя изучение и детальный анализ
единиц языка, средств выражения
мысли – слов (лексических единиц),
различных лексико-
В связи с этим на первом этапе нашего исследования необходимо:
1) определить, что же представляет собой текст как объект лингвистического и речеведческого исследования,
2) выявить значимые текстовые категории – основные признаки и свойства,
3) установить, в чем заключается
специфика текстов,
Общее представление о том, что такое текст, имеет подавляющее большинство учащихся начальной школы. Это и не удивительно. Ведь каждый из них, как собственно и любой человек в современном мире, не замечая и порой, не осознавая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их.
Полная информация относительно понятия «текст» представлена в различных лингвистических словарях русского языка – толковых, этимологических и т.д. Анализ этих сведений необходим, прежде всего, для демонстрации и описания собственно семантической базы, которая легла в основу научного исследования текста.
Если обратиться к информации, зафиксированной в толковых словарях русского языка, то мы встретим достаточно общее определение текста как элемента языковой и экстралингвистической действительности. Например, в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова предлагается следующее толкование слова «текст»:
1. Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них). Текст сочинений Пушкина. Подлинный текст. Текст оперы.
2. В лингвистике: внутренне
организованная
3. В полиграфии: основная часть печатного
набора. [24, Ожегов С.И., 1993]
Свое определение дал И. Р. Гальперин и оно считается по праву самым полным, раскрывающим всю сущность понятия: «Текст - это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую направленность и прагматическую установку. Текст - это некий снятый момент процесса, в котором все динстиктивные признаки объекта обозначаются с большей или меньшей степенью отчётливости». [6, Гальперин И. Р., 2001]
У каждого учёного, занимающегося исследованием текста, своё представление о данном понятии, и каждый даёт своё определение, в котором стремится найти место текста в системе языка и речи и вычленить собственные текстовые категории, присущие только этой единице.
Например, в «Этимологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского: «Текст – заимствован в XVIII в. из нем. яз., где text < лат. Textus – словесное единство < ткань – производное от texo – тку». [28, Шанский Н.М., 1993]
Таким образом, семантическое
ядро понятия «текст» - ткань, строение,
связь – указывает на специфику
взаимодействия структурных и смысловых
элементов анализируемой
Интерес к тексту как объекту научного (прежде всего методического) исследования возник еще в XIX века. Он нашел отражение в трудах выдающихся педагогов и методистов того времени – Ф.И. Буслаева, Н.Ф. Бунакова, Л.И. Поливанова, К.Д. Ушинского, В.И. Чернышева и других. Однако текст определялся этими учеными исключительно как единица обучения, как эффективное дидактическое средство, способствующее, с одной стороны, более глубокому и конструктивному постижению сути грамматического материала, а с другой – развитию связной и грамотной речи учащихся. К примеру, Ф.И. Буслаев писал: «Все грамматическое учение должно быть основано на чтении писателя (т.е. на работе с образцовыми текстами, преимущественно отрывками из художественной литературы). Главная задача состоит в том, чтобы дети ясно понимали прочтенное и умели правильно выражаться словесно и письменно. Грамматика, даже как руководство к искусству правильного употребления языка, должна исходить из чтения, разговора и письма (т.е. постигаться в ходе работы с письменным текстом, в процессе устного выступления и при составлении собственного речевого высказывания)»
Таким образом, по мысли Ф.И. Буслаева, любые грамматические правила и понятия должны изучаться в связи с каким-либо видом речевой деятельности. И в данном случае работа с текстом имеет основополагающее значение для процесса развития связной и грамотной речи учащихся, формирования у них коммуникативных умений и навыков.
Собственно лингвистический интерес к тексту обозначился в конце XIX – первой половине XX века. Данная тенденция явно прослеживается в работах крупнейших отечественных филологов и языковедов того времени – В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, Л.В. Щербы и других.
Именно эти исследователи
стояли у истоков отечественной
лингвистики текста, разработали, сформулировали
и теоретически обосновали в своих
работах аналитическую и
Вместе с тем не
было сформулировано единой точки зрения
на то, с каким классом явлений
следует соотносить текст: считать ли его единицей языка,
высшим уровнем языковой системы, стоящим
над предложением, или рассматривать текст
как сугубо речевое явление, так как порождается
он в процессе коммуникации и является
продуктом речевой деятельности.
В связи с этим во второй половине ХХ века
сформировались два основных направления
в изучении текста как объекта собственно
лингвистического и речеведческого исследования:
Первое направление основано на познании грамматической природы текста, описании его грамматических признаков, связано с выявлением, изучением и моделированием внутритекстовых связей, так как текст в данном случае характеризуется как явление, которое занимает высшую ступень в системе языковых единиц (сторонники этой точки зрения – Г.А. Золотова, О.И. Москальская, Е.И. Шендельс и др.).
Второе направление в исследовании текста связано с отнесением его к явлениям речевого характера, и поэтому при описании текста делается упор на такие признаки, которые раскрывают его коммуникативные возможности.
Это различие исходных позиций в исследованиях текста находит отражение в определениях данного понятия, которые содержатся в лингвистической и методической литературе.
Разнообразное толкование понятия «текст» даёт возможность показать учащимся при анализе конкретного текста закономерности построения всех типов текстов и вести обучение связной речи на основе обобщённого понятия текста, что позволяет формировать текстовые умения сознательным путём.