Методические основы работы с текстами различной функциональной направленности на уроках русского языка в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:36, дипломная работа

Описание работы

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Провести анализ программ на наличие материала по развитию речи с помощью работы над различными типами текстов.
Выявить специфику использования текстов в процессе обучения родному языку
Рассмотреть методические основы работы с текстами различных функциональных типов

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА I. Лингвистические основы работы с текстом………………….….5
Основные понятия теории текста………………………………………… 5
Функциональное разнообразие типов текстов…………………..………10
ГЛАВА II. Методические основы работы с текстами различной функциональной направленности на уроках русского языка в 3 классе ………………………………………………………..….…………………………19
2.1. Аспектный анализ программ и школьных учебников……………………..19
2.2. Функциональные типы текстов на уроках русского языка в 3 классе: специфика работы…………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………..34
Список литературы………………………………………………………………36
Приложение……………………………………………………………………..…39

Файлы: 1 файл

Курсловая дипломная.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

В данной работе также  были рассмотрены возможности уроков развития речи в 3 классе, комплексы упражнений направленные на развитие речевых умений школьников.

Таким образом, успешность работы младших школьников над текстом может быть обусловлена включением определенного спектра упражнений, развивающих текстовые умения детей.

Анализ литературы по исследовательской работе  свидетельствует  о том, что работа по развитию текстовых умения должна проводиться системно, опираясь на тщательно подобранные упражнения различных уровней и быть направлена на развитие всех умений детей, направленных на работу с различными функциональными типами текстов.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

  1. Бабайцева, В.В. Современный русский язык/ В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; под ред. Дибровой Е.И..- М.: Издательский центр «Академия», 2001.– 704 с.
  2. Бантова, М.А. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. 2 ч./ А.М.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова и др. – М.: Просвещение,  2008. – 158с.
  3. Баранов,  М.Т. Методика преподавания  русского   языку  в школе: учебник  для студ. высш. пед. учеб. заведений /  М .Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская,  М .Р. Львова; Под ред.  М .Т. Баранова. –  М.: «Академия»,  2000. – 621с.
  4. Балашова, Т. Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного // Начальная школа. - № 10 – 1998. – с.70-75.
  5. Валгина, Н.С. Современный русский язык: учебник / Н.С. Валгина. – М:  Логос, 2002. – 528 с.  
  6. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования./И.Р.Гальперин – М., 2001. - 248с.
  7. Граудина,  Л.К., Ширяев,  Е.Н.. Культура русской речи. Учебник для вузов./ Л.К. Граудина, Е. Н. Ширяев – М., 1999. - 560 с
  8. Гусакова О.Я. Методика работы с текстом // Начальная школа. - №   10.- 2003.- с. 36-40.
  9. Елисеева,  М. Т. Работа над изложением и сочинением// Начальная школа. - № 5.- 1981. - с. 26.
  10. Журова, Л.Е. Беседы с учителем. Третий класс начальной школы/ Л.Е. Журова. – М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2001. – 384 с.
  11. Закожурникова,  М. Л. Обучение изложению и сочинению в начальной  школе./ М. Л. Закоружникова – М., 1983. - 86 с.
  12. Ипполитова, Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе./ Н.А. Иполитова – М., 1998.- 171с.
  13. Касаткин, Л.Л. Русский язык/ Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин. – М.: изд. Издательский центр «Академия», 2005. – 768 с.
  14. Ковшиков, В.А., Глухов, В.П. Теория речевой деятельности./В.А. Ковшиков, В.П. Глухов – М., 2007.- 178с.
  15. Корепина Л. Ф., Борисенко Ю. Н. Работа над сочинениями разных жанров // Начальная школа. - № 12. – 1997. – с. 30-35.
  16. Кустарева, В.А. Методика русского языка: пособие для студ.и учителя/ В.А.Кустарева, Л.К. Назарова, Н.С. Рождественский и др.– М.: Просвещение, 2000. – 406 с.
  17. Ладыженская, Т.А. Методика преподавания русского языка./ Т.А. Ладыженская. – М., 1990.
  18. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи./ Т.А. Ладыженская. – М., 1991. – 165с.
  19. Лекант, П.А. Современный русский язык/ П.А. Лекант, Е.В. Клобуков, Т.В. Маркелова и др.; под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2001. – 448 с.
  20. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: пособие для учителей и студентов/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.
  21. Львов,  М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ М.Р. Львов.  – М., 2002. - 358с.
  22. Львов,  М. Р. Методика развития речи младших

школьников. Учебное  пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ М.Р. Львов.  – М., 1985. – 455с.

  1. Нефедова, Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку. 3 класс/ Е.А.Нефедова, О.В.Узорова. – АСТ.: « Премьера»,  2000. – 250с.
  2. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 1993, 2138с.
  3. Побединская,  Л. М. Упражнения при подготовке к сочинению // Начальная школа. - № 6. – 1987. – с. 23-24.
  4. Рамзаева,  Т.Г. Русский язык. Книга для учителя./ Т.Г. Рамзаева. – М.-  2003, 198с.
  5. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: учебник для студентов/ М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др. – М.: Просвещение, 1993. – 383с.
  6. Шанский, Н.М. Этимологический словарь русского языка./ Н.М. Шанский – М., 1993, 1864с.
  7. Штрекер,  Н.Ю. Русский язык и культура речи./ Н.Ю. Штекер –М.,-2003. -250с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Спала кошка на крыше  она сжала лапки села около  кошки птичка не сиди близко, птичка кошки очень хитры

 

Несла девочка ведро  воды ведро было худое вода текла  на землю а девочка была рада ей нести стало легче пришла она  домой, а воды нет

 

Осень пришла

Пришла осень стало  холодно листья на деревьях пожелтели  и стали опадать они покрыли  землю разноцветным ковром перелетные птицы улетают на юг

 

Пролетело лето наступило  первое сентября подружки пришли в  школу их с улыбкой встречала  учительница

 

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в теплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной

 

Быстро летело время  наступила осень от инея пожелтели  березки покраснели осины вода в  реке потемнела холодный осенний ветер обрывал листья с деревьев небо часто покрывалось тяжелыми облаками шел мелкий дождь стаи птиц неслись на юг

 

Друзья

Стояли сильные морозы голодно и холодно было в лесу однажды Коля увидел в лесу олениху  она с трудом передвигалась по снегу Коля стал осторожно подходить к животному скоро олениха взяла из рук мальчика овес утром Коля принес ей угощение она стала лизать соль олениха привыкла к мальчику на зов она выходила из березняка

 

В лесу

Тихо в лесу только иногда прокукует где-то кукушка, пропоет свою звонкую песенку малиновка в изумрудной траве прыгают веселые лягушата вот муравей тащит гусеницу около корней дуба уютно устроился еж бабочка перелетает с цветка на цветок дремлют под кустом жимолости зайчата а чей рыжий хвост мелькает в траве это на охоту вышла лисица


Информация о работе Методические основы работы с текстами различной функциональной направленности на уроках русского языка в 3 классе