Методические основы работы с текстами различной функциональной направленности на уроках русского языка в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:36, дипломная работа

Описание работы

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Провести анализ программ на наличие материала по развитию речи с помощью работы над различными типами текстов.
Выявить специфику использования текстов в процессе обучения родному языку
Рассмотреть методические основы работы с текстами различных функциональных типов

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА I. Лингвистические основы работы с текстом………………….….5
Основные понятия теории текста………………………………………… 5
Функциональное разнообразие типов текстов…………………..………10
ГЛАВА II. Методические основы работы с текстами различной функциональной направленности на уроках русского языка в 3 классе ………………………………………………………..….…………………………19
2.1. Аспектный анализ программ и школьных учебников……………………..19
2.2. Функциональные типы текстов на уроках русского языка в 3 классе: специфика работы…………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………..34
Список литературы………………………………………………………………36
Приложение……………………………………………………………………..…39

Файлы: 1 файл

Курсловая дипломная.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

Еще одним подтипом рассуждения  является объяснение. В отличие от названных подтипов рассуждения, объяснение служит, прежде всего, не целям подтверждения  справедливости тезиса (или установления его ложности), а раскрытию причин реальных явлений. Например:

"Интересно  отметить, что резкие грани фасонных  профилей отверстий становятся  в волокне сглаженными, а если  размер деталей профилированного  отверстия не очень велик, то волокно получается круглого сечения, т. е. таким, как при круглом отверстии. Это происходит потому, что на жидкую струю действуют силы поверхностного натяжения…" (С.П. Папков. Полимерные волокнистые материалы).

Рассуждение как текстовое  явление сформировалось в научной речи. Именно благодаря научному стилю русский литературный язык в процессе своего развития обогатился рассуждением в его наиболее "чистом" виде.[14, Ковшиков В.А., 2007]

Анализ  литературы позволил нам сделать следующие выводы:

  1. Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа или устного произведения, литературно  обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую целенаправленность и установку.
  2. К функциональным типам речи (типам текста) относятся: описание, повествование, рассуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Методические основы работы с текстами различной функциональной направленности на уроках русского языка в 3 классе

 

 

 

2.1. Аспектный  анализ программ и школьных  учебников

 

 

 

Развитие речи младших  школьников  - одна из задач современного обучения русскому языку и обоснование  этому можно прочесть выше. Также  мы рассмотрели наиболее результативные формы работы с функциональными типами текстов, направленные на развитие речевой деятельности учащихся, показали конкретику работы над сочинением и изложением. Такие уроки развития речи должны быть в системе обучения. Именно поэтому в данном параграфе рассмотрим возможности ведущих программ Белгородской области на наличие уроков речевого развития.

В Белгородской области занимают ведущее место  программы: «Начальная школа XXI века»,  «Развивающая система Л.В. Занкова», «Школа России».

Рассмотрим, как  в данных программах реализуется речевое развитие школьников на примерах программ для 3 класса.

Начальная школа XXI века

Курс «Русский язык»  для начальной школы, разработанный  Ивановым С.В., Кузнецовой М.В., Евдокимовой  А.О., Петленко Л.В., Романовой В.Ю., является частью проекта «Начальная школа ХХI века» ( научный руководитель Виноградова Н.Ф.).

Выписка из календарно-тематического  планирования по русскому языку за 3 класс (только уроки развития речи) представлена в таблице 1.

Таблица 1.

п/п

Наименование раздела и темы

Часы учебного времени

 

I  четверть

45 часов

Развитие речи. Повторяем: текст, его  признаки и типы

1 ч.

Развитие речи. Признаки  и типы текста

1 ч.

Развитие речи. Текст и его  заглавие

1 ч.

Как устроен наш  язык. Разбор слова  по составу и словообразование

1 ч.

Правописание. Вспоминаем правописание суффиксов

1 ч.

Правописание. Повторяем правописание приставок

1 ч.

Развитие речи. Заглавие и начало текста

 

Развитие речи. Деление текста на абзацы

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать письма

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать письма

1 ч.

II  четверть

34 часа

 

Развитие речи. Учимся писать  письма.

1 ч.

 Развитие речи.  Учимся писать  письма.

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать   письма

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать письма

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать  изложение.

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать    изложение.

1 ч.

III  четверть

51 час

 

Развитие речи. Учимся писать  изложение.

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать   письма

1 ч.

Развитие речи. Работа с текстом.

1 ч.

Развитие речи. Работа с текстом.

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать   изложение.

1 ч.

  1. Развитие речи. Учимся писать изложение

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать   изложение.

1 ч.

Развитие речи. Работа  с деформированным  текстом

1 ч.

IV  четверть

40 часов

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения.

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать изложение

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать  сочинение.

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать  сочинение.

1 ч.

Развитие речи. Работаем  с текстом.

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать изложение.

1 ч.

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения.

1 ч.

Развитие речи. Работаем  с текстом.

1ч.


 

Развивающая система  Л.В. Занкова

Курс  «Русский язык» разработан по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной  школы Поляковой А.В. Включен в утвержденный перечень учебных пособий для обучения в начальной школе. Выписка тематических уроков развития речи представлена в таблице 2.

Таблица 2.

 

п/п

 

Наименование 

разделов и тем

 

Кол-во

часов

 

Тип

урока

 

I четверть – 44 часа. Словарных диктантов-4, контрольных диктантов-1, диктантов-2, сочинений-1, изложений-2.

  1. 1

Обучающее изложение

1

разв.р

  1. 2

Изложение

(Вид текста - рассуждение)

1

разв.р

  1. 3

Сочинение “Осень в парке”

1

разв.р

 

II четверть - 35часов словарных диктантов-6, контрольных диктантов-3, диктантов-1, сочинений-1, изложений-2

  1. 4

Изложение  (Вид текста – описание)

1

разв.р

  1. 5

Сочинение по картине И.И.Шишкина

1

разв.р

  1. 6

Изложение

(Вид текста – повествование) 

1

разв.р

III четверть- 47 часов словарных диктантов-5, контрольных диктантов-4,   списываний – 1, сочинений – 2, изложений – 3.

 

  1. 7

Сжатое изложение

1

разв.р

  1. 8

Сочинение по материалам экскурсии  “Мороз и солнце, день чудесный!”

1

разв.р

  1. 9

Изложение (обучающее)

1

разв.р

  1. 10

Изложение с элементами сочинения

1

разв.р

  1. 11

Сочинение «Мой самый родной человек»

1

разв.р

 

IV четверть -  44 часа словарных диктантов-4, контрольных диктантов-2,   списываний-1, сочинений-1, изложений-4

  1. 12

Сочинение по картине И.И.Левитана “Март”

1

разв.р

  1. 13

Изложение. Творческое

1

разв.р

  1. 14

Изложение с элементами сочинения

1

разв.р

  1. 15

Изложение Подробное, близкое к тексту

1

разв.р

  1. 16

Изложение

Повторение. Текст.Абзац.

1

разв.р




 

 

Школа России

Курс «Русский язык»  составлена на основе Программ общеобразовательных  учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования министерства образования российской федерации, начальные классы (1 – 4), автор Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова. Выписка из календарно-тематического планирования по русскому языку за 3 класс уроков развития речи представлена в таблице 3.

Таблица 3.

 

Содержание

Кол-во ч.

1 четверть

1

Р/р Обучающее изложение, воспринятое  на слух «Волшебная полочка»

1

2

Обучающее изложение «Белка и зайчик»  на основе зрительного восприятия

1

2 четверть 

3

Р/р Сочинение по теме: «Синтаксис и пунктуация» «Кто как готовится к зиме»

1

4

Р/р  Обучающее изложение «Пеструхин» 

1

 

3 четверть

5

Р/р Сочинение по картине И. Грабаря  «Февральская лазурь»

1

6

Р/р Обучающее изложение  на основе слухового восприятия «Победа»

1

7

Р/р Обучающее изложение на основе зрительного восприятия «Первый велосипед»)

1

8

Р/р Обучающее изложение на основе слухового восприятия по теме «Имя существительное»»Пески остановили»

1

9

Р/р Обучающее изложение  на основе зрительного восприятия «Гусь и яблоня»

1

4 четверть

10

Р/р Сочинение по материалам экскурсии  «Весна»

1

11

Р/р Обучающее изложение  на основе слухового восприятия по теме «Глагол» «Новый муравейник»

1

12

Р/р Обучающее изложение  по теме «Части речи» на основе зрительного  восприятия «Медвежата»

1


 

Результаты анализа показаны в диаграмме.

Диаграмма

Как видно, по всем программам осуществляется работа по развитию речи. Нужно отметить, что  по программе Начальная школа XXI века данная работа разнообразнее, т.к. включены не только формы работы с изложениями и сочинениями, но и другие упражнения на развитие речевой деятельности учащихся.

По программе «Развивающая система Л.В. Занкова» автор курса учла разнообразие видов изложения и сочинения. Программа «Школа России» видит уроки развития речи не только направленные на работу с текстами, а также связь с тематическими особенностями изучаемого курса.

 

2.2 Функциональные  типы текстов на уроках русского  языка в 3 классе: специфика работы

 

 

 

Развитие речи детей  является одной из ведущих задач  в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью. Современная система работы по развитию связной речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.

В системе работы над  развитием связной речи используются разные формы, группы приемов и типов речевых упражнений, а также самая широко используемая форма проведения уроков развития речи – это написание разнообразных видов изложений и сочинений (изложение по вопросам, подробное, сжатое изложение, сочинение по наблюдениям, по рисунку или серии рисунков и др.)

В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются  более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы  научить учащихся:

1. Писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях.

2. Написать рассказы  о случаях из своей жизни.

3. Писать рассказы  по одной картине и по отдельным  эпизодам кинофильма.

4. Самостоятельно  составлять план сочинения в  форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений.

5. Правильно  строить простые предложения  различных типов.

6. Умению отбирать  слова и употреблять их в  речи.

Как устные рассказы, так и письменные сочинения проводятся в определенной системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением, приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания.[4, Балашова  Т. Ю., 1998]

Информация о работе Методические основы работы с текстами различной функциональной направленности на уроках русского языка в 3 классе