Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:36, дипломная работа
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Провести анализ программ на наличие материала по развитию речи с помощью работы над различными типами текстов.
Выявить специфику использования текстов в процессе обучения родному языку
Рассмотреть методические основы работы с текстами различных функциональных типов
Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА I. Лингвистические основы работы с текстом………………….….5
Основные понятия теории текста………………………………………… 5
Функциональное разнообразие типов текстов…………………..………10
ГЛАВА II. Методические основы работы с текстами различной функциональной направленности на уроках русского языка в 3 классе ………………………………………………………..….…………………………19
2.1. Аспектный анализ программ и школьных учебников……………………..19
2.2. Функциональные типы текстов на уроках русского языка в 3 классе: специфика работы…………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………..34
Список литературы………………………………………………………………36
Приложение……………………………………………………………………..…39
Еще одним подтипом рассуждения является объяснение. В отличие от названных подтипов рассуждения, объяснение служит, прежде всего, не целям подтверждения справедливости тезиса (или установления его ложности), а раскрытию причин реальных явлений. Например:
"Интересно
отметить, что резкие грани фасонных
профилей отверстий становятся
в волокне сглаженными, а если
размер деталей
Рассуждение как текстовое явление сформировалось в научной речи. Именно благодаря научному стилю русский литературный язык в процессе своего развития обогатился рассуждением в его наиболее "чистом" виде.[14, Ковшиков В.А., 2007]
Анализ литературы позволил нам сделать следующие выводы:
Глава II. Методические основы работы с текстами различной функциональной направленности на уроках русского языка в 3 классе
2.1. Аспектный анализ программ и школьных учебников
Развитие речи младших школьников - одна из задач современного обучения русскому языку и обоснование этому можно прочесть выше. Также мы рассмотрели наиболее результативные формы работы с функциональными типами текстов, направленные на развитие речевой деятельности учащихся, показали конкретику работы над сочинением и изложением. Такие уроки развития речи должны быть в системе обучения. Именно поэтому в данном параграфе рассмотрим возможности ведущих программ Белгородской области на наличие уроков речевого развития.
В Белгородской области занимают ведущее место программы: «Начальная школа XXI века», «Развивающая система Л.В. Занкова», «Школа России».
Рассмотрим, как в данных программах реализуется речевое развитие школьников на примерах программ для 3 класса.
Начальная школа XXI века
Курс «Русский язык» для начальной школы, разработанный Ивановым С.В., Кузнецовой М.В., Евдокимовой А.О., Петленко Л.В., Романовой В.Ю., является частью проекта «Начальная школа ХХI века» ( научный руководитель Виноградова Н.Ф.).
Выписка из календарно-тематического планирования по русскому языку за 3 класс (только уроки развития речи) представлена в таблице 1.
Таблица 1.
№ п/п |
Наименование раздела и темы |
Часы учебного времени |
I четверть 45 часов | ||
Развитие речи. Повторяем: текст, его признаки и типы |
1 ч. | |
Развитие речи. Признаки и типы текста |
1 ч. | |
Развитие речи. Текст и его заглавие |
1 ч. | |
Как устроен наш язык. Разбор слова по составу и словообразование |
1 ч. | |
Правописание. Вспоминаем правописание суффиксов |
1 ч. | |
Правописание. Повторяем правописание приставок |
1 ч. | |
Развитие речи. Заглавие и начало текста |
||
Развитие речи. Деление текста на абзацы |
1 ч. | |
Развитие речи. Учимся писать письма |
1 ч. | |
Развитие речи. Учимся писать письма |
1 ч. | |
II четверть 34 часа |
||
Развитие речи. Учимся писать письма. |
1 ч. | |
Развитие речи. Учимся писать письма. |
1 ч. | |
Развитие речи. Учимся писать письма |
1 ч. | |
Развитие речи. Учимся писать письма |
1 ч. | |
Развитие речи. Учимся писать изложение. |
1 ч. | |
Развитие речи. Учимся писать изложение. |
1 ч. | |
III четверть 51 час |
||
Развитие речи. Учимся писать изложение. |
1 ч. | |
Развитие речи. Учимся писать письма |
1 ч. | |
Развитие речи. Работа с текстом. |
1 ч. | |
Развитие речи. Работа с текстом. |
1 ч. | |
Развитие речи. Учимся писать изложение. |
1 ч. | |
|
1 ч. | |
Развитие речи. Учимся писать изложение. |
1 ч. | |
Развитие речи. Работа с деформированным текстом |
1 ч. | |
IV четверть 40 часов | ||
Развитие речи. Изложение с элементами сочинения. |
1 ч. | |
Развитие речи. Учимся писать изложение |
1 ч. | |
Развитие речи. Учимся писать сочинение. |
1 ч. | |
Развитие речи. Учимся писать сочинение. |
1 ч. | |
Развитие речи. Работаем с текстом. |
1 ч. | |
Развитие речи. Учимся писать изложение. |
1 ч. | |
Развитие речи. Изложение с элементами сочинения. |
1 ч. | |
Развитие речи. Работаем с текстом. |
1ч. |
Развивающая система Л.В. Занкова
Курс «Русский язык» разработан по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы Поляковой А.В. Включен в утвержденный перечень учебных пособий для обучения в начальной школе. Выписка тематических уроков развития речи представлена в таблице 2.
Таблица 2.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Тип урока |
I четверть – 44 часа. Словарных диктантов-4, контрольных диктантов-1, диктантов-2, сочинений-1, изложений-2. | |||
|
Обучающее изложение |
1 |
разв.р |
|
Изложение (Вид текста - рассуждение) |
1 |
разв.р |
|
Сочинение “Осень в парке” |
1 |
разв.р |
II четверть - 35часов словарных диктантов-6, контрольных диктантов-3, диктантов-1, сочинений-1, изложений-2 | |||
|
Изложение (Вид текста – описание) |
1 |
разв.р |
|
Сочинение по картине И.И.Шишкина |
1 |
разв.р |
|
Изложение (Вид текста – повествование) |
1 |
разв.р |
III четверть- 47 часов словарных диктантов-5, контрольных диктантов-4, списываний – 1, сочинений – 2, изложений – 3.
| |||
|
Сжатое изложение |
1 |
разв.р |
|
Сочинение по материалам экскурсии “Мороз и солнце, день чудесный!” |
1 |
разв.р |
|
Изложение (обучающее) |
1 |
разв.р |
|
Изложение с элементами сочинения |
1 |
разв.р |
|
Сочинение «Мой самый родной человек» |
1 |
разв.р |
IV четверть - 44 часа словарных диктантов-4, контрольных диктантов-2, списываний-1, сочинений-1, изложений-4 | |||
|
Сочинение по картине И.И.Левитана “Март” |
1 |
разв.р |
|
Изложение. Творческое |
1 |
разв.р |
|
Изложение с элементами сочинения |
1 |
разв.р |
|
Изложение Подробное, близкое к тексту |
1 |
разв.р |
|
Изложение Повторение. Текст.Абзац. |
1 |
разв.р |
Школа России
Курс «Русский язык» составлена на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования министерства образования российской федерации, начальные классы (1 – 4), автор Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова. Выписка из календарно-тематического планирования по русскому языку за 3 класс уроков развития речи представлена в таблице 3.
Таблица 3.
Содержание |
Кол-во ч. | ||||
1 четверть | |||||
1 |
Р/р Обучающее изложение, воспринятое на слух «Волшебная полочка» |
1 | |||
2 |
Обучающее изложение «Белка и зайчик» на основе зрительного восприятия |
1 | |||
2 четверть | |||||
3 |
Р/р Сочинение по теме: «Синтаксис и пунктуация» «Кто как готовится к зиме» |
1 | |||
4 |
Р/р Обучающее изложение « |
1 | |||
3 четверть | |||||
5 |
Р/р Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь» |
1 | |||
6 |
Р/р Обучающее изложение на основе слухового восприятия «Победа» |
1 | |||
7 |
Р/р Обучающее изложение на основе зрительного восприятия «Первый велосипед») |
1 | |||
8 |
Р/р Обучающее изложение на основе слухового восприятия по теме «Имя существительное»»Пески остановили» |
1 | |||
9 |
Р/р Обучающее изложение на основе зрительного восприятия «Гусь и яблоня» |
1 | |||
4 четверть | |||||
10 |
Р/р Сочинение по материалам экскурсии «Весна» |
1 | |||
11 |
Р/р Обучающее изложение на основе слухового восприятия по теме «Глагол» «Новый муравейник» |
1 | |||
12 |
Р/р Обучающее изложение по теме «Части речи» на основе зрительного восприятия «Медвежата» |
1 |
Результаты анализа показаны в диаграмме.
Диаграмма
Как видно, по всем программам осуществляется работа по развитию речи. Нужно отметить, что по программе Начальная школа XXI века данная работа разнообразнее, т.к. включены не только формы работы с изложениями и сочинениями, но и другие упражнения на развитие речевой деятельности учащихся.
По программе «Развивающая система Л.В. Занкова» автор курса учла разнообразие видов изложения и сочинения. Программа «Школа России» видит уроки развития речи не только направленные на работу с текстами, а также связь с тематическими особенностями изучаемого курса.
2.2 Функциональные
типы текстов на уроках
Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью. Современная система работы по развитию связной речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.
В системе работы над развитием связной речи используются разные формы, группы приемов и типов речевых упражнений, а также самая широко используемая форма проведения уроков развития речи – это написание разнообразных видов изложений и сочинений (изложение по вопросам, подробное, сжатое изложение, сочинение по наблюдениям, по рисунку или серии рисунков и др.)
В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:
1. Писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях.
2. Написать рассказы о случаях из своей жизни.
3. Писать рассказы
по одной картине и по
4. Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений.
5. Правильно строить простые предложения различных типов.
6. Умению отбирать слова и употреблять их в речи.
Как устные рассказы, так и письменные сочинения проводятся в определенной системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением, приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания.[4, Балашова Т. Ю., 1998]