Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:36, дипломная работа
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Провести анализ программ на наличие материала по развитию речи с помощью работы над различными типами текстов.
Выявить специфику использования текстов в процессе обучения родному языку
Рассмотреть методические основы работы с текстами различных функциональных типов
Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА I. Лингвистические основы работы с текстом………………….….5
Основные понятия теории текста………………………………………… 5
Функциональное разнообразие типов текстов…………………..………10
ГЛАВА II. Методические основы работы с текстами различной функциональной направленности на уроках русского языка в 3 классе ………………………………………………………..….…………………………19
2.1. Аспектный анализ программ и школьных учебников……………………..19
2.2. Функциональные типы текстов на уроках русского языка в 3 классе: специфика работы…………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………..34
Список литературы………………………………………………………………36
Приложение……………………………………………………………………..…39
Что такое функциональная направленность текста? Говоря об этом, прежде всего, имеют в виду его значение, которое строится на трёх основных типах: описание, повествование, рассуждение, которые используют в зависимости от цели монологического высказывания, способа изложения и содержания, которые создают предпосылки интеллектуального развития детей, так как учат детей отвечать на вопросы, например, как текст-описание, а значит, включает наблюдательность детей, развивает память, сообразительность.
Рассмотрим основные функциональные типы текстов, подробно характеризуя каждый из них.
Описание – это функциональный тип речи, сущность которого сводится к выражению факта сосуществования предметов, их признаков в одно и то же время. Описание служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности.
В содержании описательных текстов главное – предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные. Существительные относятся к конкретной лексике. Широко используются слова с пространственным значением – обстоятельства места. Глагольные сказуемые в смысловом отношении либо ослаблены, стерты, либо имеют качественно-изобразительное значение. Часто используется глагольная форма настоящего времени, выражающая длительное состояние предмета или "вневременное".
Глаголы несовершенного вида прошедшего времени указывают на состояние описываемых явлений в момент наблюдения за ними. Даже глаголы совершенного вида в описательных контекстах передают свойство, характеристику предмета, а не активное действие.
Для описания характерна однотипность форм сказуемого, которая является показателем статичности изображаемого. Наиболее часты описания с единым планом настоящего времени или с единым планом прошедшего времени. Степень статичности в описаниях с планом прошедшего времени ниже, чем в описаниях с планом настоящего времени.
Описание может включать последовательность номинативных и эллиптических конструкций, что создает своеобразный номинативный стиль, наиболее ярко представленный в ремарках драматургических произведений, киносценариях, записях дневникового характера. Например:
"Большая комната, угол дома; здесь Васса прожила лет десять и проводит большую часть дня. Большой рабочий стол, перед ним легкое кресло с жестким сиденьем, несгораемый шкаф, на стене обширная, ярко раскрашенная карта верхнего и среднего течения Волги - от Рыбинска до Казани; под картой - широкая тахта покрыта ковром, на ней груда подушек; среди комнаты небольшой овальный стол, стулья с высокими спинками; двойные стеклянные двери на террасу в сад, два окна - тоже в сад. Большое кожаное кресло, на подоконниках - герань, в простенке между окнами на полу в кадке - лавровое дерево. Маленькая полка, на ней - серебряный жбан, такие же позолоченные ковшички. Около тахты дверь в спальную, перед столом - дверь в другие комнаты" (М. Горький. Васса Железнова).
В таких описаниях объекты как будто фиксируются видеокамерой. Предложения равноправны относительно друг друга. Их можно сгруппировать и иначе, все зависит от "точки отсчета".
Перечислительный смысл описательного текста часто передается параллельной связью предложений.
Это наглядно демонстрируют тексты описательных наук (биологии, геологии и др.), включающие в виде целых абзацев логические единства, которые состоят из предложений, выражающих параллельно связанные суждения с единым субъектом и разными предикатами.
Например:
"Обыкновенный уж хорошо отличим по темной, почти черной окраске… Распространен в европейской части страны, в Сибири на восток до Забайкалья и местами в Средней Азии. Держится по берегам болот, рек, прудов. Питается лягушками, ящерицами, грызунами, реже насекомыми. Рыбу ест редко" (С.П. Наумов. Зоология позвоночных).
Для художественного текста характерна контаминация описания с повествованием. Элементы описательности присутствуют практически в любом повествовательном тексте.
Иногда смысловая нагрузка в описании падает на действие, в этом случае говорят о "динамическом описании" – типе речи переходном, граничащем с повествованием. Динамическое описание передает протекание действий с маленькими временными интервалами в ограниченном пространстве. Структурное содержание описания сводится к временному отношению простого следования. В связи с тем, что все внимание сосредоточено на фиксации динамики, на ряде моментов действия, их "шаговом" характере, такое содержание определяет отбор предложений, имеющих самостоятельный характер. Динамическое описание используется часто для показа внешних событий, являясь средством натуралистического отражения действительности (существует специальный термин для обозначения натуралистического метода очень подробного описания действия с большой точностью передачи деталей - "секундный стиль").
Кроме того, динамическое описание может служить средством острых, тонких психологических зарисовок – при изображении переживания, динамики внутреннего состояния героя.
Динамическое описание широко представлено и в научных текстах (наряду с описанием статическим и рассуждением), где используется для подробного, точного изображения действий, совершаемых в ходе проведения опыта, эксперимента.
Задача автора при этом состоит не в рассказе о разворачивающихся в определенном времени событиях (что характерно для повествования), а в описании процесса, этапов этого процесса, обычно вне зависимости от конкретного времени. Например: "Берут призму исландского шпата… Призму распиливают перпендикулярно к плоскости… Затем обе половины склеивают канадским бальзамом…" (А.Г. Столетов. Введение в акустику и оптику).
Повествование – функциональный тип речи, предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Например:
"И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С., тоже говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник - это было вознесение, - после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было), и все время напевал… В городе он пообедал, погулял в саду, потом как-то само собой пришло ему на память приглашение Ивана Петровича, и он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди…" (А.П. Чехов. Ионыч);
На первом плане в содержании повествовательных фрагментов текста – порядок протекания действия.
Каждое предложение обычно выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета. Большую роль играет временная соотнесенность сказуемых, которая может проявляться и как их временная однотипность, и как временная разнотипность. Основную смысловую нагрузку выполняют обычно глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные (поселился, представили, поговорили, отправился, пообедал, погулял, решил и т. д.), которые обозначают действия предельные, сменяющиеся. Для повествования характерна конкретная лексика (доктор, больные, лошади, город, сад). Ход событий акцентируется посредством обстоятельств времени (только что, как-то зимой, весной, в праздник, после приема больных).
По использованию
Повествование – тип речи, функционирующий, прежде всего, в художественных текстах и оформляющий рассказ о событиях, система которых составляет сюжет произведения. В художественно-изобразительной речи (художественных произведениях, текстах некоторых жанров публицистики - репортажа, очерка, информативно-экспрессивных заметок, текстах-рассказах в разговорном стиле) органично сочетаются элементы описательности и повествовательности. Описание включается в повествование для наглядно-образного представления героев, места действия. Главный признак повествования – динамичность, активность, подвижность.
Обычно для повествования характерна трёхчастная композиция: начало, основная часть, концовка.
Основная функция
Рассуждение – функциональный тип речи, соответствующий форме абстрактного мышления – умозаключению, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики.
Основной сферой употребления рассуждения является наука, в которой актуален логический, рациональный тип мышления.
Рассуждение функционирует в текстах в виде нескольких коммуникативно-композиционных вариантов, типология которых представляет собой полевую структуру.
Центральной разновидностью является собственно рассуждение (рассуждение в узком смысле слова) – тип речи, наиболее последовательно выражающий причинно-следственные отношения между суждениями: от причины к следствию. Рассуждение занимает большую роль в коммуникативно-познавательном процессе. Именно данный тип речи оформляет выведение нового знания, демонстрирует ход авторской мысли, путь решения проблемы. Структурно собственно рассуждение представляет собой цепь предложений, связанных отношениями логического следования. Например:
"Под действием
электромагнитной волны атом
с равной вероятностью может
перейти как в более высокое,
так и в более низкое
Особое место занимают подтипы рассуждения, которые служат для того, чтобы придать высказанным суждениям более аргументированный характер:
В отличие от доказательства, которое соответствует вопросу "Действительно ли это так?", обоснование дает ответ на вопрос "Действительно ли это нужно, целесообразно?". Эти подтипы рассуждения объединяются между собой на основе структурного сходства: все они включают тезис, образующий ключевую часть построения, и аргументы - комментирующую часть, которая призвана снять сомнения (полностью или частично) относительного выдвинутого в качестве тезиса положения.
Приведем пример доказательства: "Тепловое движение излучающих атомов приводит к так называемому доплеровскому расширению спектральных линий. Пусть в момент испускания фотона атом обладает импульсом… Поэтому импульс атома изменяется… Следовательно, изменяется и энергия поступательного движения атома… Заменим… Обозначим… Значение этой частоты получается из условия… В результате получим, что… Из формул … вытекает, что… Подставив сюда выражение.., придем к формуле… Следовательно, выражение … дает доплеровскую ширину у спектральной линии" (И.В. Савельев. Курс общей физики).
Доказательство, как правило,
завершается вариативным