Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 16:08, курсовая работа
Объект исследования – процесс использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе.
Предмет исследования – формы и методы использования ИКТ в обучении младших школьников.
Гипотеза: процесс использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе будет эффективным если:
- ИКТ используются на различных этапах уроках;
- соблюдаются требования ФГОСа, СанПиНа.
Введение………………………………………………………………….
3
Глава 1.
Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе ………………………………………...
6
1.1. Сущность понятия «информационно-коммуникационные технологии» …………………………..
6
1.2. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в современной начальной школе …………………………………………………………
12
Глава 2.
Методические основы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе….
18
2.1. Методы организации обучения с применением информационно-коммуникационных технологий
в начальной школе …………………………………………
18
2.2. Формы организации обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий
в начальной школе …………………………………………
23
Заключение ……………………………………………………………...
30
Список использованной литературы ………………………………..
32
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 | |
Глава 1. |
Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе ………………………………………... |
6 |
1.1. Сущность понятия « |
6 | |
1.2. Особенности использования
информационно- |
12 | |
Глава 2. |
Методические основы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе…. |
18 |
2.1. Методы организации обучения
с применением информационно-коммуникационных
технологий |
18 | |
2.2. Формы организации обучения
с использованием информационно-коммуникационных
технологий |
23 | |
Заключение ……………………………………………………………... |
30 | |
Список использованной литературы ……………………………….. |
32 |
ВВЕДЕНИЕ
В современной системе образования быстро набирает обороты ход введение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечение учебных учреждений компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей. Это связано с тем, что информационная грамотность и культура стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Поэтому научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – важная задача современной школы. ИКТ расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях ИКТ, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами информации и преобразования её в знания.
Информационно-коммуникационные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов.
Поиском и анализом оптимальных путей и способов внедрения
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогическую
науку и сферу образования занимаются как психологи, педагоги,
методисты, специалисты в области информатики и вычислительной техники,
так и практико-ориентированные работники системы образования Б.С. Гершунский, В.Г. Житомирский, Ю.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Г.В. Рубина, Ю.А. Первин. Вопросу изучения психолого-педагогических основ использования ИКТ в учебном процессе посвящено не меньшее количество исследований.
На основании выше изложенного выбрана тема курсовой работы: «Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе».
Проблема исследования – каковы педагогические условия использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.
Объект исследования – процесс использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе.
Предмет исследования – формы и методы использования ИКТ в обучении младших школьников.
Гипотеза: процесс использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе будет эффективным если:
- ИКТ используются на различных этапах уроках;
- соблюдаются требования ФГОСа, СанПиНа.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия
«информационно-
2. Выявить особенности использования ИКТ в начальной школе.
3. Охарактеризовать методы и формы организации обучения с применением ИКТ в начальной школе.
В процессе решения проблемы были использованы методы исследования:
- изучение и анализ
психолого-педагогической и
- изучение педагогического опыта.
Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определен методологический аппарат исследования.
В первой главе рассматривается
сущность понятия «информационно-
Во второй главе рассматриваются методические основы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе, методы и формы организации обучения младших школьников.
В заключении изложены выводы по работе.
Список использованной литературы – 27 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Сущность понятия
«информационно-
На сегодняшний день не существует целостного определения «информации» как научного термина. Рассмотрим некоторые определения информации, существующие в настоящее время.
«Информация – сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-нибудь другим способом» (Шмидт, 1980, 543).
«Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний» (Макарова, 1999, 114).
Чаще всего понятие «информация» определяется через сигналы, сообщения, сведения, знания, имеющие ценность, новизну для получателя (Поспелов, 1994, 259).
Информационные технологии – объемная категория областей деятельности и дисциплин, принадлежащая к технологиям создания, сохранения, обработки данных и управления, в том числе с применением ЭВМ. В недавнее время под информационными технологиями чаще всего понимали компьютерные технологии. Информационные технологии (ИТ) имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации (Безручко, 2006, 432).
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, «информационные технологии – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации» (Могилев, 2009, 10).
В исследовании И.Г. Захаровой выделяется два основных подхода к рассмотрению понятия информационной технологии:
- определенное научное направление,
- конкретный способ работы с информацией.
Таким образом, «информационная технология – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, а также способы и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (Захарова, 2003,112).
«Информационная технология – практическая часть научной области информатики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов». Как видно из определения, данного И.В. Роберт, она относит информационные технологии к «практической части научной области информатики» (Роберт, 1994, 25).
В простейшем случае можно считать, что «информационная технология» – комплекс средств по обеспечению информационных процессов, устойчиво приводящих к заданному результату (Роберт, 1994, 57).
В образовании, говоря о телекоммуникациях, чаще имеют в виду передачу, прием, обработку и хранение информации компьютерными средствами (с помощью модема), либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи.
Близкий к ИКТ по смыслу термин «инфокоммуникация» использует Е.В. Астахова Под «инфокоммуникацией» Е.В. Астахова понимает «информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии, предназначенные для предоставления организациям и населению информационных и коммуникационных продуктов и услуг» (Астахова, 2010, 82).
В своем исследовании Е.В. Клоков
использует термин «информационно-
С учетом рассмотренных понятий
под «информационно-
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей (Азимов, 2009, 145).
Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. Концепция модернизации российского образования определяет создание условий для повышения качества общего образования одной из основных задач образовательной политики.
Образовательные средства ИКТ по мнению Г.А. Кручининой можно классифицировать по ряду параметров:
1. По решаемым педагогическим задачам:
- средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
- средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
- вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
- комплексные средства (дистанционные учебные курсы) (Кручинина, 2003, 110).
2. По функциям в организации образовательного процесса:
- информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
- интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
- поисковые (каталоги, поисковые системы) (Кручинина, 2003, 112).
3. По типу информации:
- электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
- электронные и информационные
ресурсы с визуальной информацией (коллекции:
фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты
процессов и явлений, демонстрации опытов,
видеоэкскурсии;
статистические и динамические модели,
интерактивные модели; символьные объекты:
схемы, диаграммы);
- электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
- электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
4. По формам применения
ИКТ в образовательном
- урочные;
- внеурочные.
5. По форме взаимодействия с обучаемым:
- технология асинхронного режима связи – «of-fline»;
- технология синхронного режима связи – «on-line» (Кручинина, 2003, 114).
Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе: