Методические основы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – процесс использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе.
Предмет исследования – формы и методы использования ИКТ в обучении младших школьников.
Гипотеза: процесс использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе будет эффективным если:
- ИКТ используются на различных этапах уроках;
- соблюдаются требования ФГОСа, СанПиНа.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
3
Глава 1.
Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе ………………………………………...


6

1.1. Сущность понятия «информационно-коммуникационные технологии» …………………………..

6

1.2. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в современной начальной школе …………………………………………………………


12
Глава 2.
Методические основы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе….

18

2.1. Методы организации обучения с применением информационно-коммуникационных технологий
в начальной школе …………………………………………


18

2.2. Формы организации обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий
в начальной школе …………………………………………


23
Заключение ……………………………………………………………...
30
Список использованной литературы ………………………………..
32

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 71.03 Кб (Скачать файл)

На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, учитель видит реальные знания, а у учащихся нет претензий к учителю за выставленную отметку (Захарова, 2003, 192).

Таким образом, обучение, основанное на использовании разнообразных форм и методов ИКТ, способствует решению задач, ставящихся на различных этапах урока.

У учителя появляется возможность:

-  четко выделять цели учения;

-  повышать мотивацию учения;

-  обеспечивать активную учебную деятельность;

-  обеспечивать обработку информации;

-  стимулировать мышление;

- способствовать самовыражению и задействовать чувства и эмоции учащихся.

Ученик, работающий с компьютером на уроке и дома, учится

- критически мыслить;

- ответственно относиться к собственному образованию;

- работать самостоятельно.

Учитель, использующий ИКТ на уроке,

- создает в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- способствует развитию самостоятельности в процессе обучения

- развивает профессиональные компетенции, активизирует собственные творческие способности и мышление.

Согласно санитарным правилам и нормам, СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 25 ноября 2002 года, действующих с 1 сентября 2003 года для учащихся школ:

- длительность непрерывной работы за компьютером не должна превышать для обучающихся в 1-4 классах – 15 мин;

- оптимальное количество занятий с использованием компьютера в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок;

- во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса;

- внеучебные занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью для обучающихся во 2-5 классах не более 60 мин;

- время проведения компьютерных игр не должно превышать для учащихся 2-5 классов 10 мин. Рекомендуется проводить их в конце занятия;

-  не допускается одновременное использование одного компьютера для двух и более детей независимо от их возраста;

- занятия независимо от возраста детей должны проводиться в присутствии педагога (СанПин, 2003).

Допустимая продолжительность видео, аудиовизуальных и интерактивных ЭОР:

- для обучающихся 1-2 классов составляет 7-15 мин;

- для обучающихся в 3-4 классах – 15-20 мин.

В течение недели количество уроков с использованием ЭОР в младших классах не превышает 3-4.

В соответствии с нормативами длительности ориентировочное количество демонстрируемых на уроке кадров (презентация):

- для предметов естественно-математического цикла – 8-10;

- для предметов гуманитарного цикла — 10-12.

Видео, аудиовизуальные и интерактивные ЭОР рекомендуется применять через 5-10 минут после начала урока.

При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть, чтобы уроки с использованием средств мультимедиа не шли один за другим.

Расстояние от центра экрана до пола в кабинетах начальных классов должно составлять — 1,1-1,5 м.

Рекомендуется проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы с экранными пособиями при появлении зрительного дискомфорта, рези, мелькания «мушек» перед глазами.

Условия организации образовательного процесса и, в том числе, использования информационных технологий и компьютеров определяется Санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями.                С 1 сентября 2011 введены новые «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10. В новых санитарных правилах значительно измены требования по использованию компьютеров в учебном процессе, а также требования к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.

Полностью сняты ограничения по времени использования компьютеров в образовательном процессе. Остались только совершенно разумные ограничения по непрерывному использованию одного вида деятельности, и не важно, связана ли эта деятельность с использованием компьютера или с использованием обычной ученической тетрадки. Данные требования изложены в разделе 10.18. в котором написано, что средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут. Данные ограничения могут быть нарушены только на контрольных работах. Непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой не должна превышать в 1-4 кл. 15 мин. Приблизительно такие же ограничения устанавливаются на просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения. При этом нет различий между доской меловой и интерактивной (СанПин, 2011).

Урок с применением компьютерных технологий не только оживит учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности в длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысит мотивацию в обучении.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе.

Использование современных учебных методов и форм ИКТ создает возможности в становлении взаимных связей между преподавателем и учеником, между самими учениками и школой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Компьютер сам по себе не обеспечит коммуникации с другими людьми, не сделает нас более самостоятельными, грамотными или общительными. Эффективность компьютеров и других информационных технологий зависит от того, как мы их используем. В свое время от кино, телевидения, разнообразных технических средств обучения ожидали значительного влияния на систему образования, но опыт показал, что все зависит от способов и форм применения этих технологий, т. е. не от взаимодействия обучаемого и компьютера, а от взаимодействия обучаемого и педагога, обучаемых между собой. И если информационные технологии будут делать более эффективным это взаимодействие, то именно тогда можно будет говорить об их влиянии на систему образования.

Сущность современных информационных и коммуникационных технологий  –   в их универсальности и многофункциональности. Но при всех своих больших возможностях эти технологии предоставляют только средства, потенциально позволяющие сделать более эффективной деятельность человека. В том, как раскрыть этот потенциал именно для образовательного процесса, и состоит главная многоплановая проблема совершенствования образования на базе информационных технологий. Успешное ее решение будет способствовать повышению качества и степени доступности образования всех уровней – от школы до систем подготовки и переквалификации специалистов, интеграции национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурно-информационную инфраструктуру мирового сообщества.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов и форм, производственных процессов, программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Преимущества использования ИКТ в обучении неоспоримы, это:

- возможность оперативного контроля знаний;

- внесение элемента занимательности, повышающего интерес к обучению;

- создание условий для индивидуальной работы;

- формирование навыков самоконтроля, самооценки у младших школьников.

Информационно-коммуникационные технологии не должны заменять учителя и доску. Они должны быть дополнением к традиционному обучению, чтобы сделать урок более наглядным и привлекательным, как с научной точки зрения, так и с точки зрения ученика.

Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Информационно-коммуникационные технологии создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика.

При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Астахова, Е.В. Информационно-коммуникационные технологии: учебное пособие в 3-х ч [Текст] / Е.В. Астахова – Барнаул, 2010. – Ч. 1. Информационная безопасность. – 82 с.
  2. Безручко, В.Т. Информатика: учебное пособие [Текст] / В.Т. Безручко.    – М.: ИНФРА-М, 2006. – 432 с.
  3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В.П. Беспалько. – М., 2002.   – 352 с.
  4. Булин-Соколова, Е.И Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] /  Е.И. Булин-Соколова. – М.: Просвещение, 2011. – 100 с.
  5. Бурлакова А.А. Компьютер на уроках в начальных классах [Текст] /       А.А. Бурлакова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – №7.                – С. 19-21
  6. Гусева, А.И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе: учебное пособие [Текст] / А.И. Гусева. – М: Академия, 2010. – 85 с.
  7. Зайнутдинова, Л.Х. Создание и применение  электронных   учебников [Текст] / Л.Х. Зайнутдинова.  – Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999.              – 364 с.
  8. Захарова, И.Г.  Информационные  технологии  в образовании [Текст] / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
  9. Информатика. Учебник [Текст] / Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 114 с.
  10. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих [Текст] / Под ред. Д.А. Поспелова. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 259 с.
  11. Клоков, Е.В. Технологии проектного обучения / Е.В. Клоков, А.В. Денисов // Профильная школа. – 2006. – №2. – С. 29-30.
  12. Кузибецкий, А.Н. Активизация познавательных форм обучения в современной школе [Текст] / А.Н. Кузибецкий. – М., 1999. – 47 с.
  13. Кулагин, В.П. Информационные   технологии   в   сфере   образования [Текст] /  В.П.  Кулагин,  В.В. Найханов, Б.Б. Овезов и др. М.: Янус-К,          – 2004. – 248 с.
  14. Б.Б. Овезов и др. М.: Янус-К, 2004. Могилев, А.В. Средства информатизации. Телекоммуникационные технологии [Текст] / А.В. Могилев– М., 2009. – 10 с.
  15. Молокова,  А.В.  Информатизация   начальной   школы: как сохранить здоровье школьников [Текст] /  А.В. Молокова // Информатизация  муниципальной системы образования города Новосибирска  в  условиях модернизации. – Новосибирск: НГУ, 2005. – С. 83-91.
  16. СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 [Электронный ресурс] / Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. – Электрон. ст. – Режим доступа:  
    http://www. docload.ru/Basesdoc/39/39082/index.htm
  17. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании [Текст] / И.В. Роберт. – М., 1994. – С. 140.
  18. Савельева, Л.В. ЭОР для начального образования: возможности мультимедийного представления информации [Текст] / Л.В. Савельева // Электронные ресурсы в непрерывном образовании (ЭРНО-2011): Труды II Международного научно-методического симпозиума. – Ростов-на-Дону: Компания Дубинин, 2011. – 63 с.
  19. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 89 с.
  20. Селевко, Г.К. Современные педагогические технологии:  Учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.               – 256 с.
  21. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий [Текст] /   Т.Е. Соколова // Начальная школа. – 2004. – №3. – С.21-23.
  22. Софронова, Н.В. Теория и методика обучения информатике [Текст] /    Н.В. Софронова. - М.: Высшая школа, 2004. –124 с. 
  23. Тур, С.Н. Первые шаги в мире информатики [Текст]/ С.Н. Тур,             Т.П. Бокучаева // Методическое пособие для учителей 1-4 классов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 32 с.
  24. Тысько, Л.А.  Исследовательская  деятельность учащихся в общеобразовательной школе [Текст] / Л.А.Тысько // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – №4. – С. 14-22.
  25. Шмидт, О.Ю. Большая советская энциклопедия [Текст] / О.Ю. Шмидт.      – М.: ОГИЗ, 1980. – 543 с.
  26. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина – М.: «Просвещение», 1971. – 368 с.
  27. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / Н.А.Якимов //  Исследовательская  работа школьников. – 2003. – №1. – С. 48-51.

 


Информация о работе Методические основы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе