Методические основы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – процесс использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе.
Предмет исследования – формы и методы использования ИКТ в обучении младших школьников.
Гипотеза: процесс использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе будет эффективным если:
- ИКТ используются на различных этапах уроках;
- соблюдаются требования ФГОСа, СанПиНа.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
3
Глава 1.
Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе ………………………………………...


6

1.1. Сущность понятия «информационно-коммуникационные технологии» …………………………..

6

1.2. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в современной начальной школе …………………………………………………………


12
Глава 2.
Методические основы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе….

18

2.1. Методы организации обучения с применением информационно-коммуникационных технологий
в начальной школе …………………………………………


18

2.2. Формы организации обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий
в начальной школе …………………………………………


23
Заключение ……………………………………………………………...
30
Список использованной литературы ………………………………..
32

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 71.03 Кб (Скачать файл)

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

- максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;

- широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;

- раскрытия творческого потенциала обучающихся;

- освоения учениками современных информационных технологий.

2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть  использованы:

- при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины, для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;

- для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы учеников.

3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные  ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации

самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д.

Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний (Аванесов, 1994, 94)

Кроме того, учитель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы  в различных вариантах организации обучения:

- при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе

индивидуального плана;

- при фронтальной либо подгрупповой формах работы.

5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля  и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый (Бабанский, 1997, 103)

Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками).

С учетом рассмотренных понятий под информационно-коммуникационной технологией можно понимать комплекс средств по обеспечению информационных процессов приема, обработки и передачи информации, устойчиво приводящих к заданному результату.

 

 

1.2. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий  в современной начальной школе

 

При обучении детей младшего школьного возраста, нельзя не учитывать тот факт, что ребёнок, переступающий порог школы, уже знаком на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем он должен стать гражданином информационного общества. ФГОС является отражением социального заказа и должен учитывать потребности развивающего информационного общества. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Но без применения информационно-коммуникационных технологий формирование УУД невозможно. Тем самым ИКТ – компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе (Булин-Соколова, 2011, 100).

Для обучения учащихся в соответствии с ФГОС необходима реализация деятельностного подхода, когда ребёнок познаёт мир через деятельность. Она должна стать основой обучения ребёнка. Уйти от монологической речи учителя и прийти к тому, что через свою деятельность он соприкасается с новыми знаниями. Для этого нужно поставить ученика в условия исследователя, на место первооткрывателя.

Огромную роль в решении этих задач сегодня играет реализация возможности использования в образовательном процессе цифровых лабораторий (ЦЛ). Новые условия образования, реализация федеральных и региональных целевых программ и проектов вызывают необходимость создания и установки в школах цифровых лабораторий, которые позволяют:

- подготовить учащихся  к самостоятельной творческой  работе в любой области знаний;

- развить у учащихся  широкий комплекс общих учебных  и предметных умений;

- осуществить приоритет  деятельностного подхода;

- овладеть способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции (Селевко, 1998, 89).

Активизирующую роль в организации современной исследовательской деятельности играет новое оборудование, основанное на компьютерных технологиях.

Школьная цифровая лаборатория представляет собой персональный компьютер, имеющий встроенную или подключаемую интерфейсную плату для подсоединения к компьютеру измерительных датчиков. Датчики могут передавать значение измеряемого параметра в регистратор по проводному каналу связи (Бурлакова, 2007, 19).

Цифровые лаборатории являются новым, современным оборудованием для проведения самых различных  школьных исследований естественно-научного направления. С их помощью можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования.

Применение ЦЛ значительно повышает наглядность, как в ходе самой работы, так и при обработке результатов, благодаря новым измерительным приборам, входящим в комплект лаборатории (датчики температуры, освещённости, влажности) (Пейперт, 1989, 145).

Современные информационные технологии и цифровое оборудование, предназначенные для реализации стандарта в начальной школе, позволяют формировать инновационное поведение, созидательную деятельность учащихся, дают новые возможности для творчества. Применение цифровых лабораторий в учебной и исследовательской деятельности позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учётом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой интеграции основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей (Беспалько, 1995, 124).

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети (Савельева, 2011, 63).

Учитель начальных классов применяет ЭОР для:

- экономии времени на уроке;

- глубины погружения в материал;

- повышенная мотивации обучения;

- возможности одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

- привлечения разных видов  деятельности.

Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной  школе  уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика это существенное расширение возможностей самостоятельной работы заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно в режиме дискуссии, а не монолога.

На данный момент учебный процесс в  начальной   школе  построен так, что все временное учебное пространство отдано уроку, который часто планируется и проводится методами традиционной дидактики. В условиях работы по новому ФГСО  НОО урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса в  начальной   школе (ФГОС НОО, 2011).

Мультимедийное сопровождение на различных уроках  в   начальной   школе  позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности (Бент, 2007, 58).

Использование компьютерных технологий будет значительным шагом в образовании, но только при условии обеспечения того, что не смог дать печатный учебник.

Электронные учебники и электронные пособия относятся к обучающим программным средствам, ориентированным на организацию и проведение учебного процесса.

Электронный учебник представляет собой программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или большого раздела. Учебник представляет собой интегрированное средство, включающее теорию, справочники, задачники, лабораторный практикум, систему диагностики и другие подобные компоненты. В учебниках обучаемому предлагаются и видеофрагменты, иллюстрирующие те или иные процессы, и традиционное изложение текста со статичными рисунками и схемами (Зайнутдинова, 1999, 364).

Электронное пособие представляет собой интегрированное средство, выступающее как компонент поддержки учебного процесса, включающее теоретический материал, оформленный в виде справочника, представленный в виде текста, графика, либо в мультимедийном виде. Пособие является дополнительным средством к электронному учебнику (Беспалько, 2002, 352).

Электронное пособие отличается от учебника:

- нет печатного источника;

- ориентировано на изучение небольшого раздела учебной дисциплины.

К электронным учебникам прилагаются тренажеры и контрольные пакеты, которые относятся к тренировочным и контролирующим программным средствам.

Тренажеры предназначены для отработки и закрепления умений и навыков, обеспечивают получение информации по теории и приемам учебной деятельности, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.

Контролирующие пакеты предназначены для оценки результатов обучения, программы для контроля и проведения тестирования.

В электронных изданиях представляют информацию так, что сам обучаемый, следуя графическим и текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом.

Использование в электронных изданиях различных информационных технологий дает весомые дидактические преимущества электронному учебнику по сравнению с традиционным:

- в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников;

-осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;

- предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;

- позволяет отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь;

- текст содержит ссылки на другой материал без ограничения (Захарова, 2003, 192).

Но, наряду с преимуществом, электронные носители информации и работа с ними имеют ряд проблем:

- не обеспечивают активное участие ученика в ходе всего урока;

контроль со стороны компьютера в максимальной степени не всегда объективен (возможные формы ответов довольно разнообразные, создают сложность ввода);

- тестовая проверка не способствует глубокому усвоению материала;

- не обладает самодостаточностью и полнотой, т.е. учебный материал не содержится полностью в том объеме, который необходим пользователю;

- не сопровождается печатным изданием;

- не обеспечивает индивидуальность программы обучения учащегося в зависимости от его запросов, чтобы он мог заявить о своем уровне подготовки и работать с заданиями, подобранными соответственно ему (Муранов, 2011, 23).

Необходимо отметить, что в современных условиях меняется роль школы в обществе, а следовательно, и отношение ученика к школьному образованию. У многих учащихся проявляется стремление к сокращению времени обучения, усиливается тенденция к профессионализации образования, поэтому электронный учебник, в подобных случаях, лучший вариант для самостоятельного изучения предмета и готовности для будущей профессии (Цветкова, 2001, 43).

На начальную школу возложена ответственная задача. Мы должны раскрыть перед учениками широкое поле познания, научить их наблюдать, анализировать, делать выводы, отстаивать своё мнение. Современные дети должны понять, что не все вопросы имеют единственно верный ответ. Всё это значит, что в условиях перехода на ФГОС перед начальной школой стоит задача научить ребят думать, значит научить учиться. А учиться им предстоит долго. Как важно сохранить желание учиться, с которым дети пришли в школу. Только с таким багажом они смогут  успешно продолжить обучение в средней и старшей школе, смогут найти себя в жизни и воплотить свои мечты.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 

2.1. Методы организации  обучения с применением информационно-коммуникационных  технологий в начальной школе 

Методы обучения – система взаимодействия преподавателя и обучаемого с использованием ИКТ, обеспечивающая усвоение образовательной программы (Роберт, 2008, 150).

Информация о работе Методические основы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе