Методические основы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – процесс использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе.
Предмет исследования – формы и методы использования ИКТ в обучении младших школьников.
Гипотеза: процесс использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе будет эффективным если:
- ИКТ используются на различных этапах уроках;
- соблюдаются требования ФГОСа, СанПиНа.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
3
Глава 1.
Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе ………………………………………...


6

1.1. Сущность понятия «информационно-коммуникационные технологии» …………………………..

6

1.2. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в современной начальной школе …………………………………………………………


12
Глава 2.
Методические основы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе….

18

2.1. Методы организации обучения с применением информационно-коммуникационных технологий
в начальной школе …………………………………………


18

2.2. Формы организации обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий
в начальной школе …………………………………………


23
Заключение ……………………………………………………………...
30
Список использованной литературы ………………………………..
32

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 71.03 Кб (Скачать файл)

По особенностям взаимодействия учителя и ученика целесообразно использовать следующие методы обучения.

Метод передачи новых знаний – способ организации совместной деятельности преподавателя и учащихся, при котором преподаватель передает содержание программы обучения, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти. Учитель находится в центре учебного процесса. Он является носителем знаний, в которых нуждается ученик (Гусева, 2010, 10).                  

Данный метод предполагает, что именно учитель решает, чему и как учить, как структурировать учебный материал. Взаимоотношения между педагогом и учеником определяются отношениями дающей и принимающей стороны. Учитель имеет определенную власть над учебным процессом и обучаемым, для эффективного использования своей власти он должен обладать личным авторитетом.

Ограниченность такого метода обучения состоит в том, что обучаемый рассматривается лишь как пассивный получатель информации, и его интересы и мотивация не учитываются.

Недостаток использования метода обучения в виде передачи новых знаний на основе ИКТ – снижающаяся эффективность учебного процесса. Заучивание правил перед компьютером не слишком привлекательно, ведет к накоплению отрицательных фактов и к растущему разочарованию (Гусева, 2010, 15).

Метод отработки и закрепления навыков и умений – это способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, при котором дети воспроизводят полученные ими знания и показанные преподавателем действия.  Часть программы обучения при использовании практического метода может быть направлена на развитие у младших школьников умения самостоятельно решать задачи и проблемы (Гусева, 2010, 19).

В центре данного метода обучения находится сам процесс обучения. Учебная деятельность обучаемого является ключом к результативности и эффективности процесса обучения. Становится нужным умение учиться, и это умение можно формировать. Используются активные методы обучения, содействующие диалогу. Целью обучения оказывается не воспроизведение готовых знаний, а выработка способностей и навыков, позволяющих ученику самому решать большой диапазон проблем.

Учитель уже не занимает центральной, авторитарной позиции в процессе обучения. Центром обучения становится учащийся, его познавательные потребности и учебная деятельность. Педагог уже не является основным источником знаний, но он содействует процессу обучения путем дидактической обработки учебного материала, выбора метода обучения, организации самого процесса обучения. Из лектора педагог превращается в тьютера, который не просто транслирует обучающемуся входную учебную информацию, а организует работу обучающегося с учебными материалами, взаимодействие учащихся между собой.

Обучаемый активно и самостоятельно осваивает учебные материалы, получая при этом содействие и поддержку со стороны тьютера в случае необходимости.

Результатом учебного процесса в данной модели являются не просто знания в предметной области, а умения самостоятельно приобретать знания, необходимые для решения проблем в этой области.

Использование ИКТ при данном методе обучения дает возможность: 

- создавать многократно используемую базу учебно-методических материалов;

- организовать не только доступ к материалам со стороны большого количества учащихся, но и вести с каждым из них диалог с помощью телекоммуникаций; 

- использование регулярной обратной связи при обучении повышает степень усвоения учебного материала (Гусева, 2010, 17).

Метод выработки новых знаний – это способ организации совместной деятельности преподавателя и обучаемого, при котором в центре образования лежит не получение знаний или навыков с помощью учителя и/или обучающих систем и учебных материалов, а их активная выработка обучаемым.

В данном случае учащийся самостоятельно находит проблемы и выстраивает стратегию их решения. При этом исходным пунктом обучения является не изучаемый предмет, а индивидуальный опыт, потребности и предпочтения обучаемого. Учащийся активно ведет поиск информации и материалов, в том числе идей и концепций, для критического осмысления, анализа и интерпретации подходов к решению проблем, вырабатывает новый опыт, органически основанный на имеющемся. Цели обучения достигаются путем взаимодействия с другими обучаемыми, постоянного сравнения собственного и чужого опыта.

Роль учителя состоит в том, чтобы поддерживать процесс обучения. При этом ответственность преподавателя за достижение результатов оказывается выше, чем при предыдущих моделях обучения.

Преимущества данного метода обучения связаны с активным освоением окружающей среды, высокой мотивацией школьника, выработкой у него способности критически мыслить и творчески взаимодействовать с окружающей средой. При таком обучении происходит выработка опыта приобретения знаний и формирование познавательных процессов в одно и то же время.

Одним из самых распространенных способов применения этого метода является проектно-исследовательское обучение.

Недостатки данного метода в сочетании с внедрением ИКТ состоят в высоких требованиях к начальной квалификации и мотивации учителя, качеству управления, а также относительно высоких расходов на поддержание информационной инфраструктуры (Гусева, 2010, 20).

Методы применения средств ИКТ в процессе обучения направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их информационной культуры. Можно назвать общедидактические методы и специфику привнесенную в них средствами ИКТ.

Объяснительно-иллюстративный метод при использовании мультимедийного проектора повышают познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока.

Репродуктивный метод обучения при использовании компьютерных обучающих систем приобретают свойства личностно-ориентированного обучения, при котором учащиеся получают возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств (восприятия, памяти, мышления и др.)

Исследовательский метод представлен огромными возможностями по проектной деятельности (Гусева, 2010, 26).

В процессе работы с обучающими системами можно активизировать методы коррекции знаний учащихся, не затрачивая дополнительное время учителя. 

Средства образовательного назначения так же могут являться средством стимулирования и повышения мотивации обучения, а так же средством повышения познавательного интереса учащихся, поскольку известно, что для учащихся возможность поработать за компьютером дополнительное время является сильным стимулом.

Методы применения средств ИКТ при преподавании общеобразовательных дисциплин направлены на совершенствование процесса обучения в рамках заданной научной области знания.

Особо необходимо отметить увеличение доли исследовательских методов обучения, таких как метод проектов. Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение ИКТ. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин между собой (Гусева, 2010, 22).

В процессе преподавания общеобразовательных дисциплин ИКТ могут являться только средством обучения. Названные выше общедидактические методы обучения так же будут иметь место и сохранят свою специфику, что, в конечном счете, будет способствовать повышению качества обучения школьников за счет увеличения познавательного интереса учащихся, возможности индивидуализации обучения, интенсификации методов коррекции знаний учащихся без увеличения рабочего времени учителя.

 

 

 

 

 

 

2.2. Формы организации обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий в начальной школе

 

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Новые стандарты предъявляют требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать в школе, техническому оснащению кабинетов, подготовке учительских кадров к работе в новых условиях.

Владение информационными технологиями стоит в современном мире в одном ряду с такими базовыми качествами, как умение читать и писать. Человек, эффективно владеющий информационными технологиями, имеет иной, новый стиль мышления, иначе подходит к организации своей деятельности, к оценке возникших проблем (Молокова, 2005, 121).

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В нынешней школе информационные технологии стали инструментом, позволяющим оптимизировать учебный процесс.

Современные ФГОСы нацеливают учителя на формирование у школьников базовых компетентностей, без которых невозможно расти, развиваться и быть успешным в стремительно меняющемся мире.

Сфера применения ИКТ на уроке очень широка и может быть использована практически на любом этапе урока и во внеурочной деятельности учителя и ученика (Тур, 2011, 32).

Мультимедийные сценарии уроков. Одним из преимуществ использования ИКТ является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний (Кузибецкий, 1999, 47).

Использование на уроках мультимедиа реализует общедидактические принципы.

Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Принцип природосообразности. Использование материалов Интернет вызывает интерес у учащихся. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

Принцип научности. Преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.

Принцип доступности. Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

Принцип системности. Использование уроков-презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

Принцип последовательности. Как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно (Селевко, 1998, 256).

По функциональному назначению компьютерные программы условно можно разделить на четыре основных вида:

- информационно-иллюстративные (заменяют обычные наглядные пособия и традиционные аудио-визуальные средства обучения);

- развивающие программы (ориентированы на развитие памяти, внимания, логики, пространственного мышления учащихся);

- обучающие программы (предполагают исследовательскую работу учащихся за компьютером или программы-тренажеры для получения определенных навыков);

- контролирующие программы (чаще всего программы тестирования уровня обученности учащихся. Такие программы предполагают индивидуальный опрос каждого учащегося) (Алешин, 2008, 206).

Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендуются учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.

Интернет прежде всего важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности. Поэтому вместе с учителем учащиеся используют ресурсы сети Интернет.

Контроль знаний на уроке. На данном этапе реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знаний учащихся.

Тестирование с использованием компьютера. Учитель заранее вводит в компьютеры тест и предлагает учащимся их выполнить. Ученик работает самостоятельно в течение 5-10 минут. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за 5-10 минут. Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 15-20 минут (Кулагин, 2004, 248).

Информация о работе Методические основы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе