Методические условия организации обучения технике лоскутного шитья в системе дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть возможности обучения на занятиях по технологии изготовления изделий в технике «лоскутного шитья».
Для решения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретическое исследование специальной и методической литературы по теме;
2. Рассмотреть особенности исторического развития лоскутного шитья;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………
Глава I Условия эффективности занятий по изготовлению вышитых изделий ………………………………………………….
1.1 Методы формирования знаний, умений и навыков ……..
1.2 Формы организации обучения ……………………………
1.3 Дидактические принципы обучения ……………………
Выводы по главе …………………………………………………..
Глава II Организация обучения основам лоскутного шитья ....
2.1 Учебная программа …………………………………..……
2.2 Система занятий по изготовлению изделий в технике лоскутного шитья…………………………………………..
2.2.1 Тематическое планирование по теме «Предметы для украшения интерьера»………………..…………………..
2.2.2 План – конспект занятия по теме: «Техника лоскутного щитья «Ляпочиха» Изготовление коврика» ……………..
Выводы по главе ………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………….
Литература ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая по лоскуту 2012.docx

— 96.44 Кб (Скачать файл)

 


Комитет общего и профессионального  образования Ленинградской области

Автономное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Ленинградский государственный  университет имени А. С. Пушкина.

 

 

Факультет экономики и  инвестиций

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Теория  и методика обучения технологии и  предпринимательству»

 

На тему: «Методические условия организации обучения технике лоскутного шитья в системе дополнительного образования»

 

 

 Выполнила: студентка 4 курса

заочного отделения

Специальность 050502.65

«Технология и предпринимательство»


 

Проверил: старший преподаватель

Петрова Татьяна Львовна

 

 

г. Санкт-Петербург   2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………

3

Глава I  Условия эффективности занятий по изготовлению вышитых изделий ………………………………………………….

6

1.1

Методы формирования знаний, умений и навыков ……..

6

1.2

Формы организации обучения  ……………………………

9

1.3

 Дидактические принципы  обучения  ……………………

11

Выводы по главе …………………………………………………..

14

Глава II  Организация обучения основам лоскутного шитья ....

15

2.1

Учебная программа …………………………………..……

15

2.2

Система занятий по изготовлению изделий в технике лоскутного шитья…………………………………………..

22

2.2.1

 Тематическое планирование по теме «Предметы для украшения интерьера»………………..…………………..

22

2.2.2

План – конспект занятия  по теме: «Техника лоскутного щитья  «Ляпочиха» Изготовление коврика» ……………..

 

24

Выводы по главе  ………………………………………………….

31

Заключение  ……………………………………………………….

32

Литература  ……………………………………………………….

34


 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С 1992 года в Российской Федерации  осуществляется процесс эволюционного  преобразования внешкольной работы и внешкольного  воспитания в  систему дополнительного образования  детей. Необходимость этого процесса определилась рядом обстоятельств:

  1. Происходят принципиальные изменения в общественном сознании. Взгляд на человека, прежде всего, как на специалиста, уступает место взгляду на личность с позиции культурно-исторической педагогики развития.
  2. Культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются всё большим спросом у детей и родителей.

Методологической основой  построения системы дополнительного  образования в современных условиях является идея её рассмотрения как  образовательного пространства (формы  бытия) и времени познавательной смены состояний развития личности на пути её самоопределения.

Дополнительное образование  – это особое образовательное  пространство, где объективно задаётся множество отношений, где не только осуществляются специальные развивающие, познавательные игры и освоение опыта  исполнительского мастерства, творчества и эмоционально – целостных отношений  обучающихся, но и расширяются возможности  для жизненного самоопределения  детей и подростков.

Постоянно расширяющееся  внешкольное образовательное пространство способствует формированию внутренней образовательной среды (интересов  и склонностей) самих обучающихся.

Вместе с тем, дополнительное образование – это не механическая достройка общего среднего образования, призванного его усилить.

Дополнительное образование  можно рассматривать как своеобразную образовательно-производственную среду, в которой осуществляется «штучная выделка» (производство) романтически – увлечённых каким – то конкретным делом людей, с учётом их индивидуальных способностей, мотивов, интересов и  ценностей.

Известно, что в общеобразовательной  школе осуществляется процесс массового  воспроизводства знающих, грамотных  людей, освоивших основы наук по чётко  разработанным и нормированным  по времени учебным программам. Этот процесс проходит с использованием научно-обоснованных учебных пособий  и различных дидактических материалов.

В учреждениях дополнительного  образования ситуация несколько  иная. В современных программах дополнительного  образования детей нет чётко  выраженных образовательных стандартов, критериев и показателей качества «образовательного продукта». Образовательные  программы в данных учреждениях  призваны решать следующие задачи:

  1. Формирование опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которого может быть осуществлено предварительное личностное, социальное самоопределение;
  2. Формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования;
  3. Формирование общих приёмов и способов интеллектуальной и практической деятельности (компетентности), в том числе специфических для предметных областей.

Воспитание активной и  всесторонне развитой личности –  процесс сложный и многогранный. Система дополнительного образования  детей играет в этом воспитании серьёзную  роль, готовя молодых людей к труду, помогая им в выборе профессии, стимулируя их саморазвитие. Широкие возможности  дополнительного образования знакомят молодёжь с самыми разнообразными направлениями  деятельности человека. Одно из направлений  – декоративно-прикладное искусство. Оно играет  важную роль в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании.

Любая сознательная деятельность направлена на достижение конкретных целей. Содержание этих целей определяется и условиями их реализации, и набором  средств, которые при этом используются.

Актуальность данной темы состоит в том, что эта техника  является направлением декоративно-прикладного  искусства.

Предмет исследования: изготовление изделий  в технике лоскутного шитья.

Объект исследования: современное  декоративно - прикладное творчество.

Цель исследования – раскрыть возможности обучения на занятиях по технологии изготовления изделий в  технике «лоскутного шитья».

Для решения поставленной цели в работе были поставлены следующие  задачи:

  1. Провести теоретическое исследование специальной и методической литературы по теме;
  2. Рассмотреть особенности исторического развития лоскутного шитья;
  3. Изучить основные методы, формы и принципы обучения на занятиях в системе дополнительного образования;
  4. Разработать подробный план – конспект занятия в творческом объединении, подготовить наглядный материал к данному занятию.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I  УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ

 

1.1   Методы формирования знаний, умений и навыков

 

Метод (methodos) – по гречески – «путь», «способ поведения».

Эффективность передачи и  усвоения содержания при обучении в  объединении определяется выбором  методов обучения.

Метод – это систематически применяемый способ работы педагога с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности  и интересы, овладевать знаниями и  умениями, а также использовать их на практике [6, с. 11].

Методы обучения состоят  из отдельных элементов, который  называются приёмами обучения. Например, метод показа рабочего действия при  инструктировании учащихся включает в  себя показ действия в рабочем  темпе, в замедленном темпе и  с расчленением его на элементарные движения.

Практика показала, что  ни один из методов, будучи использован  исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Вот почему при  обучении успехов можно достигнуть только при использовании многих методов, поскольку ни один из них  не является универсальным.

Большинство отечественных  учёных считают продуктивной классификацию, предложенную Л.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным [2, с. 25]. В ней выделяют следующие методы:

  1. Объяснительно – наглядный (репродуктивный) метод.

Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио- и  телевизионные передачи, использование  дидактических машин и так  далее. Он тренирует память, даёт знания, но не обеспечивает радость исследовательской  работы и не развивает творческое мышление.

 

  1. Проблемный метод.

Используется главным  образом на лекции, в ходе наблюдения, при работе с книгой, при экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря ему учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.

  1. Частично – поисковый.

При самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании и т.п. предоставляет школьникам возможность принять участие  в отдельных этапах поиска.

  1. Исследовательский метод.

Учащиеся постепенно познают  принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют  гипотезы и оценивают полученные результаты.

В трудовом обучении все  эти методы могут быть конкретизированы по трём группам – в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические.

Наибольшее распространение  в практике обучения получили такие  устные словесные методы, как объяснение, рассказ и беседа.

Рассказ применяется педагогом в основном для сообщения новых знаний. Он должен быть чётким, лаконичным и сочетать в себе точные технические сведения с ярким живым повествованием. Рассказ должен удовлетворять следующим дидактическим требованиям: быть достоверным, логически последовательным, чётким, доказательным, эмоциональным. Рассказ часто может переходить в беседу.

Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закрепление их путём устного обмена мнениями педагога и учащихся. Беседа не только требует от учащихся следования за мыслью учителя, но и провоцирует самостоятельные рассуждения, развивает внимание и речь.

В обучении гораздо чаще используют разновидность рассказа – объяснение, когда рассуждения  и доказательства сопровождаются учебной  демонстрацией.

Объяснение должно быть логичным, эмоционально окрашенным. Оно характеризуется лаконичностью и чёткостью изложения материала. В процессе объяснения педагог знакомит детей со свойствами материалов, устройством и назначением инструментов, рациональными трудовыми действиями.

На занятиях могут быть использованы записи радио – и  телепередач по истории развития того или иного ремесла, рассказы о достижениях современных мастеров.

В практике педагога одно из самых важных мест занимают наглядные (демонстрационные) методы обучения.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и  конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверяя с ним свои действия. На занятиях используются различные виды демонстраций, которые можно объединить в следующие  группы:

  1. Демонстрация натуральных объектов и процессов (чертежей, эскизов, технологических карт, схем);
  2. Демонстрация наглядных пособий и графических изображений;
  3. Демонстрация кинофильмов и слайдов;
  4. Демонстрация трудовых приёмов работы;
  5. Производственные экскурсии.

Для того чтобы демонстрации были эффективным методом обучения, педагог должен руководить восприятием  учащимися показываемых объектов, трудовых действий, изображений. Это достигается  сочетанием показа с объяснением  или рассказом, в ходе которого обращается внимание учащихся на главное, существенное.

Информация о работе Методические условия организации обучения технике лоскутного шитья в системе дополнительного образования