Методические условия организации обучения технике лоскутного шитья в системе дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть возможности обучения на занятиях по технологии изготовления изделий в технике «лоскутного шитья».
Для решения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретическое исследование специальной и методической литературы по теме;
2. Рассмотреть особенности исторического развития лоскутного шитья;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………
Глава I Условия эффективности занятий по изготовлению вышитых изделий ………………………………………………….
1.1 Методы формирования знаний, умений и навыков ……..
1.2 Формы организации обучения ……………………………
1.3 Дидактические принципы обучения ……………………
Выводы по главе …………………………………………………..
Глава II Организация обучения основам лоскутного шитья ....
2.1 Учебная программа …………………………………..……
2.2 Система занятий по изготовлению изделий в технике лоскутного шитья…………………………………………..
2.2.1 Тематическое планирование по теме «Предметы для украшения интерьера»………………..…………………..
2.2.2 План – конспект занятия по теме: «Техника лоскутного щитья «Ляпочиха» Изготовление коврика» ……………..
Выводы по главе ………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………….
Литература ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая по лоскуту 2012.docx

— 96.44 Кб (Скачать файл)

Источник: собственная  разработка

Данный план  поможет  педагогу правильно распланировать работу с детьми по теме, а для  учащихся послужит подробным планом работы при изготовлении изделия в технике лоскутного шитья.

 

2.2.2   План – конспект занятия по теме: «Техника лоскутного шитья "Ляпочиха". Изготовление коврика».

 

Цель занятия: используя  совместно – индивидуальную деятельность, дать учащимся знания о технике лоскутного шитья «Ляпочиха».

 

Цели:

  • Познакомить учащихся с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха”;
  • Научить учащихся работать с бросовым материалом
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Развивать фантазию.

Задачи:

  • Научить работать в технике лоскутного шитья “Ляпочиха” через знакомство с отличительными особенностями техники, технологической последовательностью изготовления коврика.
  • Развивать внимание, память, навыки шитья, эстетический вкус.
  • Воспитывать уважение к традициям народного искусства; интерес к лоскутному шитью, аккуратность, усидчивость.
  • Воспитать бережное отношение человеческому труду и вещам.

Тип урока:

  • изучение нового материала и систематизация знаний и имений. 
    Формы работы:
  • индивидуальная, групповая.

Методы:

  • Объяснительно-иллюстрированный, самостоятельная работа.

Сохраняющие здоровье технологии:

  • Физминутки

Задание:

  • начало работы над изготовлением коврика в технике “Ляпочиха”.

Продолжительность:

  • 90 минут.

Оборудование:

  • Т.С.О. – проектор, ноутбук.
  • Материалы и инструменты:
  • Деталь основы;
  • Деталь подкладки;
  • Полоски х/б тканей разного цвета размером 2х8см;
  • Нитки;
  • Ножницы;
  • Игольница с иглой и булавками.

Зрительный ряд:

  а)  Дидактический материал:

  • Карточки с последовательностью пришивания лоскутков

б) Демонстрационный материал:

  • Презентация “Лоскутное шитьё. Техника “Ляпочиха”;
  • Образцы “Технология изготовления коврика”.

Структура занятия:

I. Организационный момент

– 1мин.

II. Знакомство с темой  и целями занятия 

– 2 мин.

2.1. Объявление темы занятия. 
2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.

III. Изучение нового материала

– 3 мин.

3.1. Словарная работа. 
3.2. Техника “Ляпочиха” (обзор).

IV. Практическая работа  – 70 мин. 

4.1. Инструктаж по технике  безопасности. 
4.2. Организация рабочего места. 
4.3. Этапы работы по изготовлению коврика.

 

V. Анализ работ

– 3 мин. 
VI. Итог занятия – 1 мин.

Предварительная работа:

раскрой основы, раскрой  полосок  из различных материалов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Рассаживание на свои места.

II. Знакомство с темой  и целями занятия.

2.1. Объявление темы.

Тема нашего занятия: “Техника лоскутного шитья “Ляпочиха”. Изготовление коврика”

2.2. Рассказ о традициях  лоскутного шитья.

Все окружающие нас вещи (книги, мебель, одежда и др.) носят  на себе печать своих владельцев и  составляют неповторимый индивидуальный предметный мир, наше второе “я”. Бережное, рачительное отношение к своему второму “я” говорит о том, какой хозяин в доме.

В старину в крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировались,  одежда перешивалась, а то, что не подлежало переделке, сжигалось  в печи. Даже изношенные старые лапти  после изготовления новых, закапывались в грядки.

Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном  шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались  разные изделия: лоскутные покрывала  и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое. Эти ни на что другое уже не годные кусочки пришивались в определенном порядке, а иногда и просто так на некоторую основу, сшивались между собой, образуя узоры и орнаменты, и становились маленькими произведениями искусства. Они служили в быту и давали тем самым вторую, а может быть, и третью жизнь ненужным вещам.

Сегодня и мы постараемся  дать вторую жизнь старым вещам. Познакомимся с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха” и начнем работу по изготовлению коврика  в технике “Ляпочиха”. Но вначале  я познакомлю вас с этой техникой.

III. Изучение нового материала.

3.1. Словарная работа.

Техника “Ляпочиха” очень  проста и интересна. Что же такое  “Ляпочиха”?

Ляпочиха – это пришивание мелко нарезанных полосок ткани  на основу. Встречаются различные  ее названия: “ляпоток”, “ляпачок”, “ляп”. Отдельный торчащий лоскутик ткани называют  “ляпачок” [4, с. 12]

    1. Техника “Ляпочиха” (обзор) (рис.1).

Рис. 1  Коврик в технике  «Ляпочиха»

 

В технике “Ляпочиха” существует несколько вариантов пришивания лоскутков на основу.

1вариант – полоски  ткани пришиваются рядами. Каждую  полоску выкладывают и посередине  прокладывают машинную строчку.  Затем отгибают верхнюю часть  лоскутка вниз и т. д.

2 вариант – полоски  пришиваются по разметке 

Основа для изготовления изделий может быть квадратной, круглой, прямоугольной формы. По разметке полоски  пришиваются от центра к краям  изделия, ряд за рядом.

Ткань нарезают не только мелкими  полосками, но и квадратной и прямоугольной  формы.

Существуют способы пришивания лоскутков на основу. Лоскутки квадратной формы пришиваются к основе только за середину, образуя так называемый “цветок”. А лоскутки прямоугольной  формы скручиваются посередине, образуя  “бабочку” и пришиваются к основе.

Чтобы изделия были аккуратными  и красивыми,  используются трикотажные  ткани, так как они несыпучие  и придают объёмность изделию.

В работе можно использовать разный трикотаж: толстый и тонкий, петлевой и гладкий, однотонный и разноцветный.

Сейчас мы будем изготавливать  в технике “Ляпочиха” – коврик.

В зависимости от величины трикотажных лоскутков можно  получить коротковорсовый или длинноворсовый коврик.

Мы будем изготавливать  длинноворсные коврики.

  Для работы необходимы лоскутки прямоугольной формы размером 2х10см. Для пришивания лоскутков на основу мы будем использовать швейную машину.   

IV. Практическая работа

    1. Инструктаж по технике безопасности.

Но перед началом работы повторим правила техники безопасности.

4.2. Организация рабочего  места

Какие материалы и инструменты  нам понадобятся для работы?

 Материалы и инструменты: 

  • Деталь основы;
  • Полоски ткани разного цвета;
  • Нитки;
  • Ножницы;
  • Игольница с иглой и булавками;
  • Деталь подкладки;
  • Косая бейка для обработки края изделия

Возьмите всё необходимое  для работы и подготовьте свои рабочие места.

V. Анализ работ.

При анализе детских работ  отмечается:

  • Аккуратность работы;
  • Правильность пришивания лоскутков или завязывание.

VI. Итог занятия.

  • С какой техникой лоскутного шитья вы познакомились?
  • Что означает слово “Ляпочиха”?
  • Учащиеся делятся впечатлениями : каждая группа рассказывает о своем  способе.

Сегодня мы с вами познакомились  с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха”, начали работу над изготовлением  ковриков в технике “Ляпочиха”. На следующих занятиях мы продолжим  их изготовление. Коврики  могут  служить теплым покрывальцем на стул или половичком у кровати. Такие  коврики  будут интересным и оригинальным подарком к празднику вашим родным и близким людям. А знания, полученные на занятии, вам пригодятся: вы можете научить изготавливать такие коврики своих родных, подруг или друзей. Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели первые результаты своего труда.

Задачи:

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ

 

 

Одним из эффективных средств формирования индивидуальных особенностей у детей  являются занятия по лоскутному шитью. В процессе этих занятий тесно переплетаются формирование индивидуальных трудовых навыков и художественное развитие ребят. Лоскутное шитье позволяет учащимся другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает интерес к труду, жажду творчества. Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая выполненная вещь имеет свою индивидуальную неповторимость.

Хорошо организованная, продуманная  деятельность ребёнка  в объединении  «Лоскуток» помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков, и освоив процесс подготовки и выполнения вышитого изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности.

Всё это, вместе взятое, готовит  к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.

 Труд, приносящий удовлетворение, играет большую роль в становлении  личности ребенка. Он воспитывает  настойчивость, терпение, желание  повышать свое мастерство и  другие положительные качества. Но это происходит, если труд  творческий и результативный. Причем  результат не может быть отложенным.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На современном этапе  общество постепенно утрачивает живую  связь с многовековой национальной культурой, окружая себя готовыми, обезличенными  фабричными изделиями. Человек постепенно забывает о том, что вещи, сделанные  своими руками оригинальны и неповторимы, поэтому в настоящее время  является актуальной проблема воспитания и развития совокупности нравственно-ценных и эстетических качеств личности у учащихся через изделия декоративно - прикладного  творчества.

Лоскутное шитье старейший и распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Раскопки древних захоронений, свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что это искусство было знакомо людям далекого прошлого. Но узнать, кто и когда впервые догадался передать лоскутным мотивом красоту окружающего мира, свои переживания и ощущения, мы никогда не сможем,  наука лишена возможности точно определить, время возникновения этого вида искусства из-за недолговечности ткани и ниток.

В основу программы объединения  «Лоскуток» положено обучение, основанное на развитие интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с  таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали результаты труда, возбуждая желание к последующей деятельности.

Программа занятий выбирается учителем в соответствии  со своими возможностями, материальным обеспечением учебного процесса и интересами учащихся.

Данная направленность в  области лоскутного шитья позволяет формировать представления о технической и технологической культуре, формировать экономическую грамотность, эстетический вкус, навыки бесконфликтного общения, экологические убеждения и ответственность, воспитывать патриотизм на основе изучения передовых отечественных достижений в области техники, технологии и художественно-прикладной деятельности.

На занятиях по изготовлению лоскутных изделий учащиеся узнают о различных способах разработки моделей,  творчески применяя знания, полученные ими на занятиях по рукоделию. При этом следует учитывать художественные особенности изделий.

Любая сознательная деятельность направлена на достижение конкретных целей. Содержание этих целей определяется и условиями их реализации, и набором  средств, которые при этом используются.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются словесные, наглядные и учебно-практические работы.

Информация о работе Методические условия организации обучения технике лоскутного шитья в системе дополнительного образования