Методические условия организации обучения технике лоскутного шитья в системе дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть возможности обучения на занятиях по технологии изготовления изделий в технике «лоскутного шитья».
Для решения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретическое исследование специальной и методической литературы по теме;
2. Рассмотреть особенности исторического развития лоскутного шитья;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………
Глава I Условия эффективности занятий по изготовлению вышитых изделий ………………………………………………….
1.1 Методы формирования знаний, умений и навыков ……..
1.2 Формы организации обучения ……………………………
1.3 Дидактические принципы обучения ……………………
Выводы по главе …………………………………………………..
Глава II Организация обучения основам лоскутного шитья ....
2.1 Учебная программа …………………………………..……
2.2 Система занятий по изготовлению изделий в технике лоскутного шитья…………………………………………..
2.2.1 Тематическое планирование по теме «Предметы для украшения интерьера»………………..…………………..
2.2.2 План – конспект занятия по теме: «Техника лоскутного щитья «Ляпочиха» Изготовление коврика» ……………..
Выводы по главе ………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………….
Литература ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая по лоскуту 2012.docx

— 96.44 Кб (Скачать файл)
  1. Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
  2. Способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
  3. Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

3. Развивающие:

  1. Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка: фантазию, наблюдательность;
  2. Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
  3. Развивать положительные эмоции и волевые качества;
  4. Развивать моторику рук, глазомер.

Условия реализации программы:

  1. Учёт психологических особенностей каждого ребёнка, опора на личностно-ориентированный подход в образовании;
  2. Дидактическое и техническое оснащение занятий в объединении.
  3. Дидактический материал изготавливает сам педагог:
  • Индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого учащегося;
  • Таблицы – памятки, классификационные схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
  • Альбомы с образцами, фотографиями, схемами.
  1. Составление обширной библиотеки по прикладному творчеству, а также методике преподавания отдельных видов творчества;
  1. Материалы, инструменты, приспособления для работы:
  • Материал для стендов;
  • Рамки разных размеров;
  • Ножницы, клей ПВА, «Момент»;
  • Виды тканей;
  • Иголки, нитки для шитья различных цветов и оттенков;
  1. Кабинет для занятий оборудован необходимыми инструментами и приспособлениями:
  • Учебная доска;
  • Специально оборудованные столы;
  • Шкафы для хранения материалов;
  • Настольные лампы;
  • Гладильные доски и пр.

В качестве критериев коллективности, способствующей развитию коллективного  творчества в объединении, выступают  следующие показатели:

  1. Общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;
  2. Неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения и самореализации каждого;
  3. Составление групп на основе на основе добровольности и взаимной симпатии;
  4. Доверие и взаимопонимание между членами коллектива и педагогом.

Отличительные особенности  образовательной программы состоят  в том, что изучаемое народное творчество обладает большими воспитательными  возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в прекрасное. Народное творчество позволяет приобщать  детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

 

 

Таблица 1

Учебно – тематический план.

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Лоскутная техника

6

2

4

2

Предметы для украшения  интерьера

84

6

78

3

Аксессуары 

54

6

48

 

ИТОГО

144

14

130


Источник: собственная  разработка

 

Таблица 2

Цели и задачи по каждой теме 

 

Тема1 Лоскутная техника

Цель 

Дать учащимся знания о  последовательности выполнения разнообразных техник лоскутного шитья повышенной сложности.

Задачи 

  1. помочь учащимся в овладении правилами выполнения разнообразных техник лоскутного шитья повышенной сложности;
  2. формировать способы познания мира через изучение предметов, основных свойств материалов;
  3. дать знания о правильном переходе цвета в цвет;
  4. развивать мотивацию личности к познанию и творчеству

 

Тема 2   Предметы для украшения интерьера.

 

Цель 

 

Закреплять умение последовательно  выполнять изделия в лоскутной технике

 

Задачи 

 

  1. закреплять умение работать в технике лоскутного шитья;
  2. развивать образное и логическое мышление, художественный вкус;
  3. воспитывать трудолюбие, терпение, умение доводить начатое дело до конца;
  4. воспитывать у ребёнка правильную самооценку.

 

Тема 3  Аксессуары

 

Цель 

 

Посредством изготовления аксессуаров из лоскута для показа коллекции модной одежды воспитывать и развивать личность ребёнка в коллективной творческой деятельности.

 

Задачи 

 

  1. закреплять умение детей владеть различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе в технике лоскутного шитья;
  2. закреплять умение работать в технике лоскутного шитья;
  3. создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлечённых общим делом;
  4. помочь ребёнку самореализоваться в коллективном творчестве;
  5. развивать образное и пространственное мышление, художественный вкус;
  6. воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.

Источник: собственная  разработка

 Таблица 3

Содержание образовательной программы

Тема 

Теоретические знания

Практические умения

1

Лоскутная техника

Характерные  особенности  данного вида декоративно-прикладного творчества. Выбор ткани, рисунка, зарисовка в альбом.

Уметь выполнять изделия в лоскутной технике в определённой последовательности. Подготовка ткани к шитью. Уметь переходить из цвета в цвет.

2

Предметы для украшения  интерьера

Выбор изделия и рисунка. Рекомендации по выбору ткани, ниток, цвета.

Интерьер и человек. Различные  цветовые решения в оформлении жилища. Как создать уют в своей  комнате.

Уметь работать со схемами  лоскутного шитья.

Уметь последовательно выполнять  заданную работу. Уметь вносить в  работу свой творческий замысел.

3

Аксессуары 

Обсуждение эскиза дополнения к одежде.

Оформление костюма аксессуарами из лоскута.


Источник: собственная  разработка

 

Таблица 4

Методическое обеспечение  образовательной программы

Темы и разделы

Форма занятий

Методы

Дидактический материал и  технические средства обучения

Форма подведения итогов

1

Лоскутная техника

Индивиду-

альная форма

Объяснительно-иллюстративный

Схемы выполнения лоскутных изделий;

Журналы;

Фотографии.

Выполнение практической работы (небольшая картинка)

2

Предметы для украшения  интерьера

Индивиду-альная форма + беседа-практикум;

Экскурсия в музей истории  родного края

Объяснительно-иллюстративный +

Частично-поисковый

Образцы лоскутных изделий. Таблица сочетания цветов. Иллюстрации с применением лоскутных изделий в быту русского народа.

Блиц-опрос + конкурс на лучшее изделие (можно провести шуточный аукцион)

3

Аксессуары 

Индивиду-альная форма + практикум

Объяснительно-иллюстративный+

Частично-поисковый

Виды швов. Иллюстрации лоскутных изделий, применение лоскута в оформлении одежды и аксессуарах.

Предоставление работ  на районные конкурсы декоративно-прикладного  творчества


Источник: собственная  разработка

 

 

2.2  Система занятий по изготовлению изделий в технике лоскутного шитья

 

2.2.1. Тематическое планирование по теме: «Предметы для украшения интерьера»

 

Цель: создание оптимальных  условий для развития индивидуальности ребёнка, его творческих способностей

Задачи:

  1. сформировать элементарные знания и умения в изучаемом виде декоративно-прикладного творчества;
  2. сформировать умение строить выкройку по «крестьянскому силуэту»;
  3. обучить технологии изготовления вышитых элементов платья;
  4. овладеть различными способами перехода в другой ряд вышивки;
  5. закреплять умение владеть различными инструментами и приспособлениями;
  6. развивать образное и логическое мышление, художественный вкус;
  7. научить детей интересно и полезно организовывать свой досуг, ориентировать на дальнейшее познание и творчество в жизни;
  8. помочь ребёнку найти друзей и самореализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами и родителями;
  9. воспитывать трудолюбие, терпение, умение доводить начатое дело до конца;
  10. воспитывать у ребёнка правильную самооценку.

 

Таблица 5

Тема занятия

Наименование практической деятельности

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Методические материалы

1

Выбор изделия

  1. просмотр литературы
  2. поиск модели
  3. поиск схемы для лоскутного шитья
  1. просматривает литературу
  2. определяет модель
  3. ищет схему для лоскутного шитья
  1. рассказывает

2.показывает

3. беседует

  1. журналы
  2. схемы
  3. иллюстрации лоскутных изделий

2

Раскрой ткани

1. наложение выкройки  на ткань

2. прибавки на швы

3. раскрой

1. наложение выкройки  на ткань

2. разметка прибавок на  швы

3.  раскрой

1. правила наложения выкройки  на ткань

2. правила прибавок на  швы

1. прибавки на швы в  форме таблицы 

  1. схема наложения выкройки на ткань

3

Соединение деталей 

  1. смётывание деталей
  2. стачивание деталей на швейной машинке или вручную
  1. смётывание деталей

2. стачивание деталей  на швейной машинке или вручную

Следит:

1.за правильным смётыванием  деталей и стачиванием деталей  на машинке или вручную

1. виды швов для соединения  деталей вручную и на швейной  машине

2. виды ниток и игл  для шитья на швейной машине

Информация о работе Методические условия организации обучения технике лоскутного шитья в системе дополнительного образования