Методические условия организации обучения технике лоскутного шитья в системе дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть возможности обучения на занятиях по технологии изготовления изделий в технике «лоскутного шитья».
Для решения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретическое исследование специальной и методической литературы по теме;
2. Рассмотреть особенности исторического развития лоскутного шитья;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………
Глава I Условия эффективности занятий по изготовлению вышитых изделий ………………………………………………….
1.1 Методы формирования знаний, умений и навыков ……..
1.2 Формы организации обучения ……………………………
1.3 Дидактические принципы обучения ……………………
Выводы по главе …………………………………………………..
Глава II Организация обучения основам лоскутного шитья ....
2.1 Учебная программа …………………………………..……
2.2 Система занятий по изготовлению изделий в технике лоскутного шитья…………………………………………..
2.2.1 Тематическое планирование по теме «Предметы для украшения интерьера»………………..…………………..
2.2.2 План – конспект занятия по теме: «Техника лоскутного щитья «Ляпочиха» Изготовление коврика» ……………..
Выводы по главе ………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………….
Литература ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая по лоскуту 2012.docx

— 96.44 Кб (Скачать файл)

Практические методы направлены, прежде всего, на непосредственное познание действительности. Способствуют формированию умений запоминать информацию и воспроизводить её. На каждом занятии, ставящем своей  целью формирование у учащихся трудовых умений и навыков, можно выделить следующие основные этапы: вводный  инструктаж, подробное выполнение ими  трудовых действий, рабочее упражнение и подведение итогов работы.

Задачей вводного инструктажа  является ознакомление учащихся с целями, содержанием, характером, организацией и приёмами выполнения предстоящей  работы, а также порядком и способами  осуществления самоконтроля за своими действиями. Вводный инструктаж должен быть хорошо обоснованным и достаточно полным.

Подробное выполнение трудовых действий начинается сразу же после  вводного инструктажа, когда учащиеся пытаются воспроизвести эти действия.

Подробное выполнение действий обучаемых постепенно переходит  в рабочее упражнение. Основу успеха составляет систематичность упражнений. Последовательность упражнений должна обеспечивать постепенное наращивание  трудности в их выполнении, вести  учащихся от простого к сложному.

Каждая группа методов  несёт свои функциональные отличия  и дидактическую нагрузку. Используя  разные виды методов, можно добиться наибольшего успеха. Так, например, при изучении темы «Платье с элементами русского костюма» можно предложить учащимся при анализе образца  высказать свои предположения о  последовательности операции, значениях  магических символов в вышивке и  так далее.

 

1.2  Формы организации  обучения

 

Организационные формы обучения определяют, как построить дидактическую  работу с учётом того, кто (имеется  в виду возрастной фактор), где (имеется  в виду место проведения занятий) и когда (с точки зрения времени  работы) обучается [2, с. 16].

В настоящее время в  педагогике установились три основные формы организации учащихся:

  • Фронтальная;
  • Звеньевая;
  • Индивидуальная.

Фронтальная форма выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. Данная форма может применяться на первом году обучения, когда учащиеся ещё не приобрели навыки самостоятельного выполнения операций. Когда работа одинакова, легче контролировать её этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения.

В то же время фронтальная  форма организации работы не лишена недостатков. Прежде всего, она не считается  с различиями в развитии отдельных  учащихся, вследствие чего из-за разного  темпа работы фронтальность нарушается.

Групповая (звеньевая) форма организации работы предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Каждая группа выполняет своё задание (они могут резко разниться). Например, при изготовлении платья с элементами русского костюма одну работу могут выполнять двое, то есть каждый вышивает свою деталь.

Естественно, что при групповом  выполнении задания усложняется  руководство учебным процессом: учителю приходится осуществлять контроль одновременно за несколькими разнообразными участками работы. Но и достоинства  этой организационной формы очевидны. Она позволяет создавать у  учащихся правильное представление  о современной организации труда  на производстве. Эта форма, по существу, единственно возможный вариант  для тех случаев, когда фронтальность  не может быть обеспечена из-за недостатка оборудования.

При индивидуальной форме организации работы все учащиеся выполняют различные задания. Учащимся нужно выбрать схему, образец для выполнения работы по теме, используя литературу или раздаточный материал. При индивидуальной работе роль педагога повышается: нужно вовремя увидеть ошибки, помочь их исправить, найти время для каждого.

Такая организация возможна, если педагог сочтёт целесообразным для изготовления большой партии изделий (какого-нибудь заказа) разделить  учащихся «по операциям». Производительность труда резко возрастает, и учащийся, с успехом справляясь с порученным ему посильным заданием, получает удовлетворение от результатов своего труда.

Педагог дополнительного  образования имеет право использовать занятия по индивидуальному обучению для одарённых учащихся (по три  часа на каждую группу 2-го и более  годов обучения). В конце учебного года каждый занимающийся по индивидуальной программе должен отчитать в проделанной  работе перед всеми учащимися.

 

1.3  Дидактические принципы обучения

 

В процессе трудового обучения были выработаны общие нормы организации  учебного процесса, которые называются принципами (от латинского principium - основа, начало) обучения и которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения.

Под принципами обучения необходимо понимать руководящие положения, лежащие  в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы  организации [6, с. 25].

  1. Принцип наглядности

Прямое изучение действительности, то есть изучение, основанное на наблюдении, измерении и различных практических видах деятельности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися  в тех случаях, когда они ещё  не располагают таким запасом  наблюдений и представлений, которые  необходимы для понимания изучаемой темы.

 

 

  1. Принцип систематичности и последовательности

Этот принцип предполагает соблюдение строгой логики в обучении, с тем, чтобы учащиеся последовательно  овладевали знаниями, умениями и навыками. Он требует, чтобы переход к изучению нового материала осуществлялся  лишь после того, как будет усвоен предшествующий материал.

    1. Принцип доступности и посильности

Ян Амос Коменский сформулировал  следующие дидактические правила:

  • В обучении следует переходить от того, что ученику близко, к тому, что до сих пор было ему чуждо.
  • В обучении следует переходить от лёгкого к более трудному.
  • В обучении следует переходить от уже известного к новому, неизвестному.
  • В процессе обучения нужно учитывать различия в скорости индивидуальной работы и в продвинутости в учёбе отдельных учащихся.
  1. Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения

Учитель должен знать индивидуальные интересы учащихся и развивать их таким образом, чтобы во всё большей  мере учитывались объективные потребности  общества. Необходимо ставить учащихся в ситуации, требующие от них умения анализировать. А самое главное: учитель должен создать условия, содействующие приобщению учеников к коллективным формам работы.

  1. Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью

Очень важно сформировать у учащихся качества мобильности, умения гибко приспосабливаться к требованиям  трудовой деятельности на различных  рабочих местах. Образовательные  учреждения должны соответствовать  времени, честно подготавливая своих  выпускников к реалиям жизни  и вырабатывать у них такие  качества, которые позволят им уверенно занять своё достойное место.

В классификации есть ещё  принципы научности и оперативности  знаний учащихся. Но в системе дополнительного  образования они не распространены.

Завершая рассказ о  дидактических принципах, следует  подчеркнуть, что это – инструменты  педагога, позволяющие грамотно организовывать современный учебный процесс  для достижения поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ

 

Работа педагога дополнительного  образования связана не только с  процессом трудового обучения учащихся, ориентацией их на выбор различных  профессий, но и с эстетическим воспитанием, развивающим и обогащающим внутренний мир  ребенка.  Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду  независимо от того, станет ли ребёнок  учителем, врачом, инженером или  художником.

Главная задача учителя –  пробудить у учащихся интерес  к обучению. Ключевую роль при этом играет мотивация: для чего нужны  те или иные знания и умения и  как они могут быть использованы. Учащиеся на занятиях должны получить знания, овладеть навыками, умениями по различным разделам для применения в исследовательской деятельности, при выполнении творческих проектов.

Для успешного формирования у учащихся технологических основ  изготовления вышитых изделий необходима правильная организация учебно-производственного  процесса.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются словесные, наглядные и учебно-практические работы.

Однако выбор организационных  форм зависит от различных факторов и только педагог принимает решение, каким образом должна быть организована конкретная работа на конкретном занятии.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II  ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ

 

Образовательная программа  чаще всего понимается как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, при  прохождении которого он может  выйти на тот или иной уровень  образованности, прогнозируемый её составителем. Образовательная программа должна быть написана не только на языке педагога, но и на языке её потребителя. Значит, если в учебной программе целевые  установки педагога корректируются целевым выбором ребёнка и  отображается, что и как будет  делать ученик в логике её освоения, то такую программу можно назвать  образовательной. При этом нельзя забывать, что программа – не самоцель, а средство улучшения качества образовательного процесса, средство профессиональной самореализации педагога.

При разработке программы  объединения «Лоскуток» основной опорой являлись современные педагогические теории, анализ имеющихся педагогических ресурсов, знакомство с современными технологиями обучения и воспитания в условиях дополнительного образования.

 

2.1  Учебная программа

 

Прежде чем создать  объединение, будущий руководитель должен разработать его программу, структура и содержание которой  должны отвечать общеизвестным дидактическим  принципам: доступность, научность, наглядность, связь теории с практикой, актуальность, учёт общих (возрастных) и индивидуальных особенностей детей, их конкретных интересов  и возможностей.

Программа объединения «Лоскуток» актуальна, поскольку является вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно – прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Программа объединения «Лоскуток» рассчитана на 2 года обучения. На первом году учащиеся изучают простейшие виды швов, различные виды схем, во время второго года обучения ребята самостоятельно изготавливают большое изделие, используя ранее приобретённые знания и умения.

Занятия в объединении  способствуют активизации мыслительных процессов, концентрации внимания и  самодисциплины, так как, чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться  на процессе изготовления. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук , точные движения пальцев, развивается глазомер.

Занятия 1 и 2 годов обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (всего 144 часа).

Цель программы:

Создание условий для  социального, культурного и профессионального  самоопределения; обеспечение условий  для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

  1. Образовательные:
  2. Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями лоскутного шитья;
  3. сформировать элементарные знания и умения в изучаемом виде декоративно-прикладного творчества;
  4. Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  5. Обучить технологиям разных видов швов

2.  Воспитательные:

Информация о работе Методические условия организации обучения технике лоскутного шитья в системе дополнительного образования