Методика формирования звукового строя речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Звуковая культура детей дошкольного возраста- это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую, орфоэпическую правильность речи, ее выразительность , четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности(мимика, жесты),элементами культурного общения, речевым слухом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования звуковой культуры
речи………………………………………………………………………..6
1.1Понятие звуковой культуры речи, её значение для развития личности……6
1.2 Задачи воспитания звуковой культуры речи…………………………………9
1.3Особенности освоения звуковой стороны речи детьми дошкольного возраста……………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Организация работы по формированию звуковой культуры речи………………………………………………………………………15
2.1 Диагностика уровня развития звуковой стороны речи у воспитанников второй младшей группы………………………………………………………………………………16
2.2 Этапы обучения правильному звукопроизношению. Методы и приёмы формирования звуковой культуры речи………………………………………….16
2.3 .Проверка эффективности проделанной работы по формированию звукового строя речи………………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 117.33 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Мозырский государственный педагогический

Университет имени И. П. Шамякина»

 

 

                                                                               кафедра педагогики и методик

                                                                дошкольного и начального образования 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

Методика формирования звукового строя речи

у дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:                                                                         

слушатель ф- та ПКиПК

ДО -13                                                                                     Н. А. Крицкая

 

 

 

Научный руководитель:

кандидат пед. наук,

доцент                                                                                     А. Н. Асташова

 

 

 

 

 

 

 

 

Мозырь 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования звуковой культуры

речи………………………………………………………………………..6

1.1Понятие звуковой культуры  речи, её значение для развития личности……6

1.2 Задачи воспитания звуковой культуры речи…………………………………9

1.3Особенности освоения звуковой стороны речи детьми дошкольного возраста……………………………………………………………………………11

ГЛАВА 2. Организация работы по формированию звуковой культуры речи………………………………………………………………………15

2.1 Диагностика уровня развития звуковой стороны речи у воспитанников второй младшей группы………………………………………………………………………………16

2.2 Этапы обучения правильному  звукопроизношению. Методы и приёмы формирования звуковой культуры речи………………………………………….16

2.3 .Проверка эффективности проделанной работы по формированию звукового строя речи………………………………………………………………………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………33

ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………….1-11

ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………...12-17

ПРИЛОЖЕНИЕ С…………………………………………………...18-23

ПРИЛОЖЕНИЕ D…………………………………………………...24-27

ПРИЛОЖЕНИЕ Е…………………………………………………...28-29

 

ВВЕДЕНИЕ

Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребенка. Полноценная жизнь ребенка является неприменным условием его успешного обучения в школе. Поэтому работе по воспитанию правильной речи в детских садах следует уделять большое внимание.Формирование звукового строя речи- одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.Сегодня наука все чаще прибегает к инновациям в исследованиях речи, ведь ее развитие самым тесным образом связано с сознанием, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями и в последующем школьном обучении. В первую очередь это происходит за счет осознания ребенком звуковой стороны речи.

Еще в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже сейчас, слушая незнакомую речь и не понимая ее смысла, мы с легкостью определяем, как относится к нам этот человек, можем понять его чувства и переживания. Даже ребенок, который едва стоит на ногах, может передать звуками многое: хорошо ли выспался, рад чему-либо, расстроен чем-то. А замечательная способность младенца угадывать голос матери среди других голосов, понимать, сердится она или довольна им?! Все это – благодаря звуковой стороне нашего языка, основе, с которой и начинается освоение речи – главного приобретения ребенка в дошкольном детстве.

Звуковая культура детей дошкольного возраста- это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую, орфоэпическую правильность речи, ее выразительность , четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности(мимика, жесты),элементами культурного общения, речевым слухом.

Развитие речи – одна из центральных проблем воспитания и обучения детей до школы, привлекшая внимание множества известных педагогов, психологов и

3

 

 

деятелей науки. Во-первых, это великие просветители прошлого, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци; заслуженные отечественные психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, Н. Х. Швачкин, Ф.А. Сохин и многие другие.Наиболее полно понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются в работах, А. И. Максакова, М. Ф. Фомичевой, и многих других ученых.

Так,Фомичева Л.Ф. в своей книге «Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии» отмечает, что  «словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей — фонемой лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка»[4.5].

«Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом).»- утверждаетМаксаковА. И.[2,6].

 Ушакова О. С. говорит,что «звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм,  паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды —

4

 

неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

При решении этих задач значительное место должно занять специальное обучение — речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей, пополнения и активизации словаря словами разных частей речи. Основные задачи развития речи — формирование звукового строя речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания — решаются на каждом возрастном этапе»[1,3].

В книге АлексееваМ. М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» выделено четыре этапа обучения правильному

звукопроизношению: подготовительный, этап становления звуков речи, закрепление и автоматизация звуков, этап дифференциации звуков.

          Проблема формирование звукового строя речи – одна из первостепенных, основных и актуальнейших задач, остро стоящей не только перед детским садом, но и человечеством в целом.

Объектом исследования является формирование культуры речи.

 Предмет исследования – звуковой  строй речи младших дошкольников.

Цель работы – раскрыть методику формирования звукового строя речи у младших дошкольников.

Задачи исследования:1) изучить теоретические  основы воспитания звуковой культуры речи;  2) описать организацию работы по  формированию звуковой культуры речи у младших дошкольников; 3) выявить  особенности   развития звуковой стороны речи у воспитанников второй младшей группы.

Методы исследования: 1.  Теоретический анализ  психолого - педагогической  и  методической литературы.2. Педагогическое наблюдение. 3.Диагностирование.

 

5

ГЛАВА1.Теоретические основы воспитания звуковой культуры речи

1.1Понятие звуковой культуры речи,её значение для развития личности

Культура речи – это умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. О. И. Соловьев, определяя основные направления работы поформированию звуковой культуры речи, отмечая , что «перед педагогом стоят задачи:воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка воспитание отчетливого произношения(хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи»[5,50-51].

Формирование звукового  строя– одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для его решения.Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи. Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический. Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи. Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои

6

особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка

характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

       Звуковая культура  речи – понятие достаточно  широкое, оно включает в себя  фонетическую и орфоэпическую  правильность речи, выразительность  ее и четкую дикцию .

     Понятие звуковой  культуры речи, задачи работы  по ее воспитанию раскрываются  О. И. Соловьевой, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой и другими в учебных  и методических пособиях.

    В звуковой культуре  речи выделяют два раздела: культуру  речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

1.развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

2. развитие восприятия речи (слухового  внимания, речевого слуха, основными  компонентами которого являются  фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

  Звуковые единицы языка различаются  по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные  в линию, один за другим) звуковые  единицы: звук, слог, фраза. Только в  определенной линейной последовательности  сочетание звуков становится  словом, приобретает определенный  смысл.

   Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании

7

артикуляционных органов.

  Для дошкольников в первую  очередь особое значение имеет  усвоение линейных звуковых единиц  речи (звуко и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено.

   Исследователи детской речи  и практические работники отмечают  значение правильного произношения  звуков для формирования полноценной  личности ребенка и установления  социальных контактов, для подготовки  к школе, а в дальнейшем и  для выбора профессии. Ребенок  с хорошо развитой речью легко 

вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои

мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

   Особое значение правильное  звукопроизношение приобретает  при поступлении в школу. Одной  из причин неуспеваемости учащихся  начальной школы по русскому  языку называют наличие у детей  недостатков звукопроизношения. Дети  с дефектами произношения не  умеют определить число звуков  в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие  умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой  стороны речи у него наблюдается  отставание в овладении словарем  и грамматическим строем речи  и в последующие годы.

Таким образом, звуковая культура речи включает в себя фонетическую и орфоэпическую  правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию.

 

 

 

 

8

           1.2    Задачи воспитания звукового строя речи

 

Задачи воспитания звукового строя речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура.

 

      Можно выделить следующие задачи:

1.Формирование правильного  произношения звуков.  (Совершенствование движений органов артикуляционного аппарата; последовательная работа над чётким произношением уже освоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными; закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи.)

Информация о работе Методика формирования звукового строя речи у дошкольников