Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 22:33, курсовая работа
Звуковая культура детей дошкольного возраста- это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую, орфоэпическую правильность речи, ее выразительность , четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности(мимика, жесты),элементами культурного общения, речевым слухом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования звуковой культуры
речи………………………………………………………………………..6
1.1Понятие звуковой культуры речи, её значение для развития личности……6
1.2 Задачи воспитания звуковой культуры речи…………………………………9
1.3Особенности освоения звуковой стороны речи детьми дошкольного возраста……………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Организация работы по формированию звуковой культуры речи………………………………………………………………………15
2.1 Диагностика уровня развития звуковой стороны речи у воспитанников второй младшей группы………………………………………………………………………………16
2.2 Этапы обучения правильному звукопроизношению. Методы и приёмы формирования звуковой культуры речи………………………………………….16
2.3 .Проверка эффективности проделанной работы по формированию звукового строя речи………………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования звуковой культуры
речи……………………………………………………………………
1.1Понятие звуковой культуры
речи, её значение для развития лично
1.3Особенности освоения звуковой
стороны речи детьми дошкольного возраста…………………………………………………………
«Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом).»- утверждаетМаксаковА. И.[2,6].
Ушакова О. С. говорит,что «звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды —
4
неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.
При решении этих задач значительное место должно занять специальное обучение — речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей, пополнения и активизации словаря словами разных частей речи. Основные задачи развития речи — формирование звукового строя речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания — решаются на каждом возрастном этапе»[1,3].
В книге АлексееваМ. М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» выделено четыре этапа обучения правильному
звукопроизношению: подготовительный, этап становления звуков речи, закрепление и автоматизация звуков, этап дифференциации звуков.
Проблема формирование звукового строя речи – одна из первостепенных, основных и актуальнейших задач, остро стоящей не только перед детским садом, но и человечеством в целом.
Объектом исследования является формирование культуры речи.
Предмет исследования –
Цель работы – раскрыть методику формирования звукового строя речи у младших дошкольников.
Задачи исследования:1) изучить теоретические основы воспитания звуковой культуры речи; 2) описать организацию работы по формированию звуковой культуры речи у младших дошкольников; 3) выявить особенности развития звуковой стороны речи у воспитанников второй младшей группы.
Методы исследования: 1. Теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы.2. Педагогическое наблюдение. 3.Диагностирование.
ГЛАВА1.Теоретические основы воспитания звуковой культуры речи
1.1Понятие звуковой культуры речи,её значение для развития личности
Культура речи – это умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. О. И. Соловьев, определяя основные направления работы поформированию звуковой культуры речи, отмечая , что «перед педагогом стоят задачи:воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка воспитание отчетливого произношения(хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи»[5,50-51].
Формирование звукового строя– одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для его решения.Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи. Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический. Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи. Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои
6
особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка
характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.
Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию .
Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:
1.развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
2. развитие восприятия речи (слухового
внимания, речевого слуха, основными
компонентами которого
Звуковые единицы языка
Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании
7
артикуляционных органов.
Для дошкольников в первую
очередь особое значение имеет
усвоение линейных звуковых
Исследователи детской речи
и практические работники
вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои
мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.
Особое значение правильное
звукопроизношение приобретает
при поступлении в школу. Одной
из причин неуспеваемости
Таким образом, звуковая культура речи включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию.
Можно выделить следующие задачи:
Информация о работе Методика формирования звукового строя речи у дошкольников